Быт и нравы киргизов

Свадебные обычаи

Киргизы, как мусульмане, могут иметь по нескольку жен. Но большинство довольствуется одной женой. Разве какой богач заведет себе еще и другую, а то и третью жену. В таком случае, каждая из них помещается в своей особой кибитке и подчиняется первой, главной жене. И эту первую киргизы зовут бийбича, т. е. богатой женой, а других, подчиненных ей, «маленькими».
Свадьбы киргизов совершаются таким образом. Сговор нередко бывает еще в ту пору, когда и жених и невеста — дети. Родители их сговариваются о калыме, так называется выкуп невесты. Он состоит из известного числа кобылиц и овец, и некоторой суммы денег, смотря по условию. Если жених до свадьбы умрет, то на его невесте должен жениться его брат, а если такого нет, — то ближайший родственник. Если умирает невеста, то калым возвращается. Он возвращается и в таком случае, если родители пожелают выдать дочь за другого, более подходящего для них жениха, или раздумают выдавать замуж.
Обыкновенно отец жениха посылает сватов к отцу невесты. Их принимают и угощают. Сваты сговариваются о калыме, — и если это дело улажено, то родные невесты отправляют от себя послов к родителям жениха. Послов таким же образом принимают и угощают, потом выдают им известную часть калыма, и те уезжают домой. Затем жених посещает аул невесты и останавливается в кибитке ее родителей. Невесты своей он не видит до самой свадьбы, точно также, как та его. Дня через два после посещения женихом, невеста с подругами и окруженная молодыми парнями (джигитами) едет прощаться со своими родными и знакомыми. Те принимают и угощают и ее и ее провожатых. Затем она возвращается домой. В это время к отцу ее привозят остальную часть калыма, деньги, и пригоняют остальной скот. — Калым уплачен; отвезено жениху и приданое невесты. Оно соответствует обыкновенно величине калыма: чем больше калым, тем более и приданого, — и состоит: из юрты, постели, платья, разных золотых и серебряных украшений, кораллов, жемчуга и т. п. Теперь дело за самой свадьбой. Она совершается без особенных церемоний. Мулла (мусульманский священник) прочтет молитву, — и венчание кончено. — И вот молодые отправляются в аул мужа, захватив с собой и приданое (если оно не все еще было отправлено к жениху). Иной раз приданого этого так много, что за ними следует целый поезд из лошадей и верблюдов, запряженных в арбы, нагруженные всякой всячиной. Вообще, чем больше приданого, тем больше чести и славы и молодой, и отцу ее, и родным. — Молодую в ауле мужа встречает ее свекровь, со своими родственницами и знакомыми. Начинаются взаимные приветствия и поздравления. Подруги молодой в это время устанавливают кибитку и раскладывают в ней разные хозяйственные принадлежности. Но вот кибитка поставлена, и молодых вводят в нее. Новобрачной повязывают голову белым большим платком — головным убором замужних женщин, и затем начинаются разные увеселения. Из соседних аулов съезжается много гостей; рекою льется кумыс, пылают костры, и на них жарится и варится баранина и конина. Потом непременно устраиваются конские скачки, игры и разные состязания в силе и ловкости. Для скачки или «байки» берутся самые лучшие лошади. Расстояния, назначаемые для проезда, бывают весьма значительны — не менее двадцати, нередко до сорока верст; целью скачки избирается определенное место в степи, например, известный могильный памятник; по достижении его возвращаются назад тою же дорогою.
Хотя браки у киргизов и заключаются в большинстве случаев не по склонности жениха и невесты, а просто из расчета, но муж и жена живут обыкновенно мирно, и ссоры между ними редко случаются.