Индийская миниатюра

Мусульманская миниатюра в Индии получила свое начало в первой четверти 16-го века. Возникновение, блеск и упадок миниатюры в мусульманской Индии тесно связаны с судьбами династии Великих Моголов. Бабур, основатель в Индостане империи Великих Моголов, был потомком Тимура. После завоевания Афганистана в 1526 году он появился в северной Индии, но умер в 1530 году, не успев завершить ее покорение (см. Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Пер. В. В. Бартольда, Спб. 1899, стр. 272-275). Бабур оставил замечательные мемуары, где сообщения о его военных подвигах сплетаются с рассказом о подробностях личной жизни и сведениями о политической, социальной и религиозной жизни Индии в эту эпоху. Его сын Хумаюн постарался докончить дело отца, но ряд неудач сначала заставил его бежать из Индии; целых 15 лет провел он в изгнании, главным образом в Персии, объездил всю страну и воспринял иранскую культуру и искусство. Лишь за год до смерти, в 1555 году, занял он вновь Дели. Восстановление империи было завершено его сыном Акбаром (1556-1605). Акбар был необыкновенно одаренным человеком. Блестящий рыцарь, смелый охотник, он не умел правильно читать и писать (Kühnel, о. с., стр. 42). Тем не менее ему свойственно было неистребимое стремление к знанию и сам он был выдающимся мыслителем; он очень любил диспуты на религиозные и метафизические темы. То он склоняется в сторону христианства и поручает воспитание одного из своих сыновей иезуитам, то прислушивается к мудрости ученых брахманов, то интересуется культом Зороастра. Его визирь Абуль Фадль написал о нем и его эпохе интересную книгу «Айн-и-Акбари», в которой для нас особенно интересна глава об искусствах каллиграфии и живописи. Мы узнаем отсюда, что ко двору Акбара было призвано более ста художников, как мухамедан, так и индусов, что он сам выбирал книги, которые должны были быть украшены миниатюрами, что он неоднократно позировал для своего портрета и приказал изготовить портреты со всех вельмож государства. Еженедельно осматривал он работы своих художников, предлагал технические усовершенствования и стремился поднять свою школу на такую высоту, чтобы она могла соперничать с художниками Персии и Запада.

Портрет шаха Джехана (около 1640 г.). Индийская миниатюра

Портрет шаха Джехана (около 1640 г.). Миниатюра воспроизведена по изданию: Martin E. R. The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. London. 1912. t. 1.

Джехангир (1605-1627) был лучшим знатоком картин на Востоке. Он со страстью занимался художественно-историческими штудиями. Он сам рассказывает, что был в состоянии назвать имя автора всякой попадавшейся ему старой или новой картины, при рассматривании очень схожих портретов с одного и того же лица мог с легкостью угадать руку различных художников (Kühnel, о. с., стр. 43). Он побуждал художников к изучению натуры и часто заказывал им «портреты» определенных животных: слонов, лошадей, соколов, также растений, деревьев. Его преемник, Шах Джехан (1628-1658) увлечен был, главным образом, планами обширных архитектурных сооружений. При сыне его Ауренгзибе (1659-1707) живопись оказалась при дворе не в моде. Этот император был строгий мусульманин, занятый, главным образом, посещением мечетей, чтением Корана и соблюдением постов. С его правления начался упадок государства Великих Моголов, но живопись жила еще в 18 веке довольно интенсивной жизнью.
Индийская миниатюрная живопись за свыше двухсотлетнее ее существование не стояла на одном месте, она видоизменялась в своей художественной сущности, в своем стиле, подвергалась различным влияниям. На первой ступени своего развития она была под воздействием персидского искусства. Живопись этого периода называли прежде «индо-персидской», но уже Мартин справедливо возражал против этого термина (Martin, о. с., стр. 79). «Термин «индо-персидский» неправилен, говорит он, — это то же самое, если сказать про французское искусство 16 века «франко-итальянское». Только в начале — в правление Акбара — персидское влияние было очевидно; но скоро развился индивидуальный индийский стиль, совершенно независимый от персидского».
По Кюнелю (о. с., стр. 45) при Бабуре связь с Туркестаном была еще очень тесной и оттуда привез он в Индию первых мастеров, и относительно некоторых лицевых манускриптов раннего 16 века можно поставить вопрос, исполнены ли они еще в Бухаре или уже в Дели. За первое говорит чисто персидская композиционная схема, за последнее совершенно новые колористические устремления, значительно удаляющиеся от насыщенного цвета бехзадовской школы через более мягкое тонирование темперой и гуашью и отныне становящиеся характерными для всей индийской школы. Как пример этого нового направления, Кюнель приводит миниатюру работы мастера Балджида из собрания П. И. Щукина в Москве (Kühnel, о. с., стр. 45, рис. 102). Впервые эта миниатюра была издана еще в 1907 году, в описании персидских коллекций Щукинского собрания (Персидские вещи Щукинского собрания. М. 1907, 38 и 39 и т. XXX). Здесь она описывается, как лист из персидской лицевой рукописи 1521 года.
Но в каталоге фотографий с экспонатов Мюнхенской выставки мусульманского искусства наша миниатюра определена как индийская миниатюра работы Балджида (Meisterwerke Muchammedanischer Kunst auf der Ausstelung München 1910. Verzeichnis der Photographien in unveränderlichem Platindruk, стр. 9). На миниатюре (подпись направо на корнях дерева) изображен князь (по Кюнелю, может быть, император Хумаюн, смотрящий в саду на акробатов) (Kühnel, о. с., стр. 64). Головные уборы придворных — тюрбаны со столбиками — указывают на персидский прообраз эпохи шаха Тахмаспа. Согласно Мартину, индийские миниатюры до Акбара очень редки — это индийские подражания персидским оригиналам (Бехзаду, Султану Мухаммеду). Акбар призывал мастеров из Персии, так, например, художника Абд-эль-Самада из Шираза. Молодые индусы, бывшие у них в обучении, обнаруживают связь с персидским 16 веком (Kühnel, о. с., рис. 103 (Посещение принцем пустынника — ок. 1600 г.), рис. 105 (мастера Мир Чанда, сына Ганга Рам)) в то время, как другие индийские мастера начинают работать уже в национальном направлении.

Индийская миниатюра. Миниатюра работы мастера Балджида

Миниатюра работы мастера Балджида. Воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Сюжет посещения принцем пустынника

Сюжет посещения принцем пустынника. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Миниатюра мастера Мир Чанда

Миниатюра мастера Мир Чанда. Воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Таковы иллюстрации очень большого формата к Хамза-Наме (60 миниатюр в Вене, одна воспроизведена у Kühnel, о. с., рис. 107). В подобных миниатюрах находятся черты древней индийской традиции, идущей от пещерных фресок. Образцом этого стиля в соединении с европейским уже влиянием (европейское понимание перспективы в архитектурной декорации) являются миниатюры сделанного для Акбара перевода на персидский язык манускрипта Рашид-эддина (из собр. Шульца); одна из миниатюр воспроизведена у Кюнеля (рис. 108); она представляет плач по умершему Дубун и-Найане. В левом пространстве наверху плакальщицы над саркофагом умершего; около группа оплакивающих умершего мужчин, внизу кони покойного. Миниатюры относятся к работам известного художника Базавана.

Индийская миниатюра. Миниатюра из Хамза-Наме

Миниатюра из Хамза-Наме. Воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Плач по умершему Дубун и-Найане

Плач по умершему Дубун и-Найане. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Джехангир и его двор

Джехангир и его двор. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Кроме него до нас дошли имена а иногда и произведения таких художников, как Манухер, Бхагвати, Дхану, Санвлах, Фаррук-бег и др., которые занимались изображением легенд о Кришне и другими чисто индусскими сюжетами. Мы знаем, что Акбар велел иллюстрировать «Рамаяну» и отдельные эпизоды из Махабхараты (например, эпизод о Нале и Дамаянти); тот же мастер Мир Чанд, который в одном случае трактует сцену «встреча князя» (рис. 105 у Кюнеля) в связи с персидской живописной традицией, изображает «Полет Вишну» и жертву Линге (фаллосу) (Kühnel, о. с., рис. 133 и 134), символу созидающей силы природы, под видом которого почитался бог Шива (Махадева), особенно в южной Индии. При чисто индийских типах, перспектива и моделировка в этих последних миниатюрах европейские.
Во времена Акбара иллюстрирование манускриптов играет еще существенную роль, но скоро первенствующую роль начинают играть миниатюры на отдельных листах, а со времен Джехангира дальнейшее развитие иллюминирования рукописей совершенно прекращается. В эту эпоху одной из труднейших задач было изображение сцены Дурбара (большого приема при дворе Великого Могола), где многочисленные персонажи воспроизводились с фотографической точностью. Особенно интересна миниатюра, изображающая Джехангира и его двор (первоначально она принадлежала В. В. Голубеву, затем В. Шульцу (воспроизведена у Marteau et Vever, о. c., № 234 и у Kühnel, o. c., рис. 109. Еще прием у шаха Джёхана — Marteau, о. c., № 229). Этот драгоценнейший культурно-бытовой документ заключает до 60 портретных изображений придворных Джехангира, при многих можно разобрать надписи, кто изображен. Это ряд мастерских портретных характеристик; индивидуально переданы и одежды; в числе изображенных мы видим портрет иезуита с надписью «Падери». В Лоджии, где восседает Джехангир у капители колонны, помещено изображение Мадонны. Marteau (о. с.) приводит при объяснении картины пассаж из сочинения иезуитского патера Катру («Histoire generale de ľEmpire du Mogol». 1705): «благочестие Акбара (отца Джехангира) по отношению к пресвятой деве было им обнаружено публично. В день Успения он приказал воздвигнуть трон, на котором поместил изображение матери божией». Затем изображаются придворные празднества, охоты, сцены игры в поло и пр. (воспроизведения у Kühnel, о. с., рис. 112-114). При шахе Джехане портретная живопись получает еще большее развитие, но характер ее меняется; нередко это эскизы, наброски, где контуры лица даны только в легком очерке. Появляются прекрасные рисунки, особенно замечателен рисунок в собр. Голубева, где изображен с поразительной остротой лежащий на диване, обложенный подушками тяжко больной, со страшно исхудалым, иссохшим лицом и телом (воспр. у Marteau, о. с., № 248. Найдена и миниатюра в красках, к которой этот рисунок является эскизом (см. воспр. у Binyon and T. W. Arnold. The court painters of the Mogols, Oxford, 1921)). Известнейшими мастерами индийской школы портретов 17 века были Анупхатар, Хунхар, Гавардхан, Хитармап, Мухаммед Надир из Самарканда и Мир Мухаммед Хашим. Мансур оставил превосходные листы с изображениями охотничьих соколов, Мурад ряд этюдов с газелей, Шафи-аббаси — цветов и птиц (Marteau, o. с., № 255 (сокол), № 233 (антилопа); nature morte Шафи Аббасси 1652 г. из собр. Публ. библ. в Спб. (в муракке № 489) воспр. у Kühnel, рис. 136).
В течение 17-го века все сильнее в сильнее распространяется западное влияние, прививающее европейское понимание пространства и навыки европейской живописи 17 века. В связь с западным влиянием ставят столь излюбленные ночные ландшафты. Наконец мы встречаем копии с европейских картин и сюжеты европейского характера. Это в значительной мере связано, по-видимому, с развившимся при Джехангире и позднее (так же как и в Персии, но в еще сильнейшей степени) стремлением собирать альбомы, где вместе с восточными миниатюрами и образцами каллиграфии, встречались и европейские гравюры и копии с них. В собрании П. И. Щукина в Москве есть маленькая копия с европейской картинки о изображением Мадонны с младенцем. На рис. 113 у Кюнеля встречаем христианский мотив, по-видимому, скопированный с нидерландской миниатюры около 1520 года. У Marteau и Vever (о. c., № 260) воспроизведена миниатюра, внушенная гравюрой Дюрера из серии «малых страстей» — «Христос перед Пилатом».

Индийская миниатюра. Полет Вишну

Полет Вишну. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Жертва Линге

Жертва Линге. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийская миниатюра. Христианский мотив

Христианский мотив. Миниатюра воспроизведена по изданию: Kühnel E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. — 1923 г.

Индийские миниатюры встречаются и в русских собраниях. В Петербурге — в Публичной библиотеке в альбоме-муракке № 489 до сотни индийских миниатюр; из них многие превосходны (ряд миниатюр воспр. у Martin, о. с, № 174, 175, 208, 224 и др.).

Индийская миниатюра из Публичной библиотеки в Петербурге

Миниатюра из Публичной библиотеки в Петербурге. Воспроизведена по изданию: Martin E. R. The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. London. 1912. t. 2.

Индийские миниатюры из Публичной библиотеки в Петербурге

Миниатюры из Публичной библиотеки в Петербурге. Воспроизведены по изданию: Martin E. R. The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. London. 1912. t. 2.

В Азиатском музее есть альбом (происходящий из библиотеки шаха персидского), где есть и индийские миниатюры. В Москве много индийских миниатюр было в собрании П. И. Щукина, ныне распределенных между собраниями Ars Asiatica и Музея-института классического Востока. Наиболее ценными листами является 48 миниатюр из Бабур-наме, относящихся, по-видимому, к концу 16 века — к концу правления Акбара (они были подарены П. И. Щукину А. В. Морозовым. См. о них Персидские вещи щукинского собрания, 1907, стр. 6; о них также в Золотом руне за 1908 г. № 3-4, стр. 38; при этой статье дано 11 воспроизведений с них (1 — в красках)).
Если европейская живопись влияла на индийскую, то отмечаются черты и обратного влияния. Примером может служить отмеченное впервые еще в 1904 году Фридрихом Зарре воздействие индийской миниатюры на Рембрандта. Он отметил 13 рисунков великого голландского художника с индийских миниатюр (Hofstede de Groot. Die Handzeichnungen Rembrandts, Haarlem, 1906. №№ 644, 744, 926-930, 1025, 1087,1088, 1122, 1187, 1287). Вероятные прообразы этих рисунков указал Зарре в индийских миниатюрах эпохи Великих Моголов. Рембрандт черпал из индийских миниатюр иные черты: одежды, позы, типы персонажей для своих библейских композиций. Как на один из примеров указывает Зарре на картину Румянцевского музея в Москве: «Аман, Артаксеркс и Эсфирь», где костюмы скопированы с индийских миниатюр эпохи (Fr. Sarre. Rembrandts Zeichnungen nach indisch-islamischen Miniaturen (Jahrbuch d. K. Preusisch Kunstsammlungen, XXV, 1904)). Затем Зарре открыл еще рисунок Рембрандта (14-й) того же типа, который был приобретен у одного сельского священника в Англии (Fr. Sarre. Ein neues Blatt von Rembrandts indischen Zeichnungen. (Jahrbuch d. K. Preusisch. Kunst-sammlungen, XXX B. 1909)). В Каталоге аукциона английского художника Джонатана Ричардсона (1665-1745) был альбом: «а book of Indian Drawings by Rembrandt, 25 in Number». Из этого альбома происходят, очевидно, эти 14 рисунков; на одном из них штемпель худ. Лоуренса. Опубликованный в 1909 г. рисунок изображает, как показывает сличение с подходящими портретными миниатюрами, Акбара и его сына Джехангира; последний изображен с книгой в руках. Высоко над ними 2 putti (такие putti в облаках, встречающихся на индийских миниатюрах 17 века, являются там чертой европейского влияния). Каким же образом мог познакомиться Рембрандт с индийской миниатюрой? Да, очевидно, уже весьма рано в Амстердам стали привозить альбомы с индийскими миниатюрами и Рембрандт мог рассматривать их. В Публичной библиотеке есть альбом индийских миниатюр, где фронтиспис рукописи и 7 страниц в начале написаны от руки по-голландски: «Afbelddingen van d. Golconda ze Koningen. 1695». Вот ясное доказательство, что в конце 17 в. альбомы индийских миниатюр бывали в руках голландцев. Подобный альбом полувеком раньше мог изучать и копировать Рембрандт.