Искусство эпохи Возрождения (Ренессанс). Предварительные замечания

Что такое Ренессанс

Возрождением (или Ренессансом) (* см. сноску ниже) называется историческая эпоха, обусловленная ранней стадией развития капиталистических отношений в Западной Европе (период первоначального накопления).


* Французское «ренессанс», итальянское «ринашименто» значит «возрождение». Этот термин был впервые применен для обозначения всей эпохи Дж. Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства, жившим в первой половине XVI в. Им написана книга, озаглавленная: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, зодчих и скульпторов», являющаяся одним из главнейших источников для изучения искусств Ренессанса.


Ф. Энгельс так говорит об этой эпохе:
«В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед <классическими… [:.?..] пластическими > светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты … Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII столетия.
Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством…» (Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч., т. XIV, стр. 475-476).
Эпоха Возрождения в основном связана, как это отмечает Энгельс с выступлением на историческую арену буржуазии. Зародившаяся в недрах феодального общества, в крупных городских торговых центрах, буржуазия в дальнейшем, разлагая феодальные отношения, противопоставляет себя феодальному дворянству экономически, политически и, наконец, идеологически, создавая в результате богатейшую и многообразную культуру, которую обычно и называют культурой Возрождения.
Эту историческую роль буржуазия выполнила только потому, что сумела опереться в первоначальный период своего развития на широкие народные массы и связать свое культурное творчество с культурой этих масс. В этом отношении широта социальной и культурной деятельности ранней буржуазии периода ее восхождения к классовому господству прекрасно выражена словами К. Маркса:
«Дело в том, что всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже ради осуществления своих задач вынужден изобразить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е. выражаясь идеально: придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их, как единственно разумные, общезначимые…» (Маркс — Энгельс. Немецкая идеология. Партиздат, 1934, стр. 38).

Роль итальянских городов в развитии культуры Возрождения

Итальянские города, находившиеся в отношении своего экономического развития в более благоприятных географических условиях (в центре Средиземноморского бассейна), раньше других городов Западной Европы вступают на путь широких международных торговых сношений, овладевая для того времени чрезвычайно выгодными восточными рынками (так наз. левантийская торговля). Эти торговые сношения в особенности расширяются и укрепляются благодаря крестовым походам, прямое и косвенное участие в которых приносит итальянским городам несметные богатства. В результате быстрого обогащения итальянские города уже к XIII в. становятся центрами развития новых экономических (капиталистических) отношений, нового политического (буржуазного) строя, а несколько позднее и носителями новой культуры — культуры Возрождения.
Поэтому Возрождение в Италии (итальянский Ренессанс) является наиболее значительной и интересной страницей в истории всей этой эпохи. В дальнейшем мы и будем изучать художественную культуру Ренессанса преимущественно по памятникам искусства, созданным итальянскими мастерами.

Хронологические границы Возрождения в Италии и его периодизация

Первые, еще слабые проблески новой художественной культуры в Италии наблюдаются во второй половине XIII в. Поэтому мы и можем принять 1250 год начальной датой того раннего этапа, который обычно называется «Проторенессанс». Правда, в этой стадии своего развития итальянское искусство как бы бредет ощупью. Человеческое сознание словно просыпается после долгого сна, тем не менее в наиболее передовых городских центрах Италии ярко чувствуется пробуждение «новой жизни». Эта первая вспышка довольно быстро сменяется волной готической реакции, которая, однако, не остановила общего развития итальянского искусства, а только направила его по более узкому пути. Этот путь итальянское искусство проходит в течение всего XIV в. Поэтому часто этот период развития итальянской художественной культуры называют «треченто», что значит трехсотые годы (считая от тысячного).
Второй период — период раннего Ренессанса падает на XV век. Обычно его определяют итальянским словом «кваттроченто» (четырехсотые годы).
Третий период — период высокого Ренессанса, или, как его иначе называют, «золотой век итальянского Возрождения» — обнимает первые десятилетия XVI в., приблизительно до 1530 г. К 1527 г. относится разгром Рима немецкими ландскнехтами-лютеранами, в 1530 г. падает буржуазная Флоренция, превращающаяся вскоре в феодальное великое герцогство Тосканское. С этого момента Италию начинают заливать волны феодально-католической реакции (контрреформации); культура Ренессанса разлагается, и лучшие, наиболее величественные ее проявления гаснут. Поэтому 1530 год и можно считать конечной датой развития итальянского Ренессанса.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Архитектор Ф. Брунеллески

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Архитектор Ф. Брунеллески

Здесь следует подчеркнуть, что 30-й г. XVI в. является концом развития Возрождения, потому что с отдельными проявлениями Ренессанса мы сталкиваемся и после этой даты. Кроме того, в некоторых областях Италии, менее задетых феодально-католической реакцией, как, например, в Венецианской республике, Ренессанс будет находиться в цветущей стадии развития почти до четвертой четверти XVI в.
Принимая только что указанные начальную и конечную даты развития искусства в Италии эпохи Возрождения и три основных его периода, нельзя забывать того, что итальянские города и в отношении своего социально-политического роста и в отношении культуры представляли большое разнообразие. Флоренция, например, к началу XIV в. уже сформировалась как мощный торгово-промышленный центр с выраженной буржуазной конституцией, буржуазным бытом и культурой, в то время как Сиена в XIV в., а Венеция на всем протяжении Ренессанса остаются аристократическими республиками; на юге такие крупные города, как Неаполь и Рим, и в XIV в. и в следующем, XV в. служат постоянным оплотом феодализма.
Это разнообразие социально-политического развития итальянских городов эпохи Возрождения делает богатой и вместе с тем пестрой картину общего развития культуры Ренессанса. В нашем кратком курсе мы можем остановиться только на ведущих линиях развития художественной культуры Италии XIV-XVI вв., познакомиться только с наиболее прогрессивными художественными школами этого времени. Такими прогрессивными ведущими художественными школами для XIV в. были флорентийская и соседняя с нею сиенская школы; для XV в. флорентийская, умбрийская и падуанская; для высокого Ренессанса — венецианская и римская.