Народное искусство. Текстиль
Дореволюционное узбекское народное изобразительное творчество, как и искусство других народов Средней Азии, было по преимуществу орнаментальным искусством. В силу социальных условий того времени и в первую очередь религиозного гнета творчество народных мастеров не могло выйти за пределы декоративного искусства узора. Однако при сравнении произведений народного художественного ремесла с майоликами и росписями официальных зданий, для первого характерны несравненно большее разнообразие узоров, жизненность и правдивость отдельных мотивов, имеющих глубокое фольклорное содержание. В яркой, сочной расцветке произведений среднеазиатского народного искусства находит выражение здоровый оптимизм, присущий подлинному народному творчеству. Это особенно бросается в глаза при осмотре вышивок, художественной керамики и других видов искусства, теснейшим образом связанных с повседневным бытом широких масс.
Узбекские вышивки (сузани), исполненные шелком по хлопчатобумажной материи (мате) и в быту играющие роль своеобразных занавесок, покрывал и т. п., часто представляют высокохудожественные произведения искусства. Вышивка является исключительно продуктом женского творчества. Узоры, которые выполняют мастерицы, в основном состоят из растительных мотивов, но среди них иногда можно встретить изображения кумганов (кувшинов) и даже стилизованные фигурки птиц.
Композиция узора на вышивках всегда симметрична и в целом подчинена определенной орнаментальной схеме, и в ней нет сухости восточной арабески. Цветы и стебли растений трактованы хотя и плоскостно, но очень свободно и жизненно. По существу говоря, нет двух совершенно одинаковых вышивок. Каждая мастерица создает свою оригинальную композицию и по-своему использует традиционные орнаментальные мотивы. Лучшие образцы узбекской вышивки по богатству узора и красочности оставляют впечатление цветущего сада, наполненного разнообразными и яркими растениями. Достоинства узбекских вышивок, как декоративных художественных произведений, очень высоки.
Точно датированных очень старых вышивок пока не известно, но в коллекциях наших музеев, несомненно, есть экземпляры, насчитывающие 150 и, может быть, даже больше лет давности. Узбекская вышивка имеет целый ряд локальных типов, различаемых по особенностям композиции, колорита и основным мотивам узора. Для ташкентского района характерно почти сплошное заполнение белого фона маты яркими красными кругами, обрамленными черным или разноцветным шелком. В простой и строгой ритмике узора ташкентских вышивок, имеющих некоторую общность с орнаментацией кочевых ковров, быть может, следует усматривать, отзвук традиций искусства, существовавшего у узбеков еще до их перехода к оседлому образу жизни.
В некоторых кишлаках бухарского района (Нур-Ата, Гиждуван и др.) преобладает тонко исполненный растительный узор, не очень густо заполняющий фон и довольно нежный по расцветке. Для каршинских сузани характерны обилие зеленого тона в колорите и звездообразная фигура в центре орнаментальной композиции. Разнообразны вышивки также и по технике исполнения. Сплошная вышивка шелком различных цветов, изготовляемая в Шахрисабзе и Бухаре, называется «ираки».
Кроме больших декоративных вышивок, в узбекском быту встречается много мелких, украшенных вышивкой предметов: подстилки для зеркал (ойнахальту), пояса, футляры для ножей, джияки — полоски для обшивки халатов и др. Самостоятельную область применения вышивки представляют тюбетейки — традиционный узбекский головной убор. Орнаментация тюбетеек тоже очень различна в разных районах. Расшитые техникой «ираки», многоцветные тюбетейки иногда украшены, помимо узора, надписями. Очень тонко исполнены белым или цветным шелком на черном фоне орнаменты тюбетеек из города Чуст. Сочные растительные мотивы встречаются на самаркандских тюбетейках.
Особый вид вышивки представляют золотошвейные работы; вышивка золотой и серебряной нитью исполнялась по бархату. Дорого стоящая золотошвейная одежда производилась почти исключительно в Бухаре и предназначалась главным образом для господствовавших классов.
Среди текстильных художественных изделий надо еще отметить шелковые (шои) и полушелковые (адрасы) ткани, которые изготовлялись в разных пунктах Средней Азии и производство которых, как мы отмечали выше, имеет здесь традицию глубокой древности. Встречаются шелковые ткани, затканные золотыми и серебряными нитями (кимхаб). В Бухаре изготовлялся также бархат (бахмаль).
Узбекские текстильные изделия очень декоративны по расцветке и рисунку. Узор на богато украшенных тканях часто состоит из ритмически повторяющихся медальонов с оригинальным, иногда очень сложным геометризованным рисунком. Надо упомянуть также набивные ткани, подчас имеющие очень мелкий, тонко разработанный узор. До сих пор остается неустановленным, изготовляли ли в XVIII-XIX вв. узбеки ковры, производство которых, возможно, было известно узбекскому народу в его кочевом прошлом. Несомненным является только существование узбекских безворсных изделий — так называемых паласов, которые ткались в Каршинском и Денауском районах.