Изразцовая декорация в Средней Азии

XVII — начало XX вв.

Из памятников XVII в. в Бухаре особенно замечательно по своей архитектурной декорации обширное медресе Абдул-Азис-хана. Оно богатейшим образом расписано стенной живописью, но и изразцы играют немалую роль в его декорировке. Медресе это построено в 1651-1652 гг. (В. А. Шишкин, Архитектурные памятники Бухары, стр. 78). Техника выполнения изразцового покрова медресе Абдул-Азиса еще довольно высока. Большая часть украшений выполнена техникой мозаики и только иногда применяется майолика. Местами в облицовке мы имеем примеры выпуклых украшений (например, рельефные вазоны, рис. 185). На изразцах портала встречаются изображения попугаев с их характерным клювом и формой головы; красочная гамма изразцовой декорации медресе Абдул-Азис-хана отличается от изразцов памятников XVI в. и более ранней эпохи. В изразцовых облицовках рассматриваемого памятника преобладающими являются цвета желтый и зеленый. Новые преобладающие тональности способствуют более реалистической передаче растительных (отчасти животных) мотивов в орнаментации. Панно со сложно украшенной вазой в китайском стиле с пышным цветущим кустом характерно для нового стиля, вносящего черты большего правдоподобия в изображение элементов растительности и предметов (рис. 186).

Медресе Абдулла-хана в Бухаре. 1587-1589 гг. Деталь облицовки портала

Рис. 184. Медресе Абдулла-хана в Бухаре. 1587-1589 гг. Деталь облицовки портала

Деталь изразцовой декорации медресе Абдул-Азис-хана. 1651-1652 гг.

Рис. 185. Деталь изразцовой декорации медресе Абдул-Азис-хана. 1651-1652 гг.

Деталь изразцовой декорации медресе Абдул-Азис-хана. 1651-1652 гг.

Рис. 186. Деталь изразцовой декорации медресе Абдул-Азис-хана. 1651-1652 гг.

О той же тенденции говорят майолики с портала медресе Базар-и-Гусфанд 1669-1670 гг. (панно в Ташкентском музее), где цветы и листва трактованы в довольно широкой живописной манере (рис. 187). Высококачественную мозаику с преобладанием зеленых и желтых тонов встречаем на портале построенного в 1670-1671 гг. (там же, стр. 82) медресе Джуйбори-Калян у Хаузи-Нау близ Каракульских ворот в Бухаре (рис. 188).

Деталь майолики с портала медресе Базар-и-Гусфанд. 1669-1670 гг. Ташкентский музей искусств

Рис. 187. Деталь майолики с портала медресе Базар-и-Гусфанд. 1669-1670 гг. Ташкентский музей искусств

Портал медресе Джуйбори-Калян у Хаузи-Нау в Бухаре. 1670-1671 гг.

Рис. 188. Портал медресе Джуйбори-Калян у Хаузи-Нау в Бухаре. 1670-1671 гг.

В XVII в. строительство вновь развернулось с значительным размахом не только в Бухаре, но и в Самарканде и других городах. В XVII в. эти города как бы соперничают друг с другом в области архитектуры. Известно, что одно и то же лицо, крупный сановник Надир-диван-беги, строит в том и другом городе, но стиль его бухарских построек значительно разнится от самаркандских.
В Самарканде отметим следующие датированные постройки: медресе Шир-Дор, начатое в 1028 (1618) г., законченное в 1635-1636 гг., медресе Тилля-Кари (начато в 1646-1647 гг.), медресе Ходжа-Ахрара, построенное в 1048 (1638) г. Надир-диван-беги.
Медресе Шир-Дор (1618 г.) воспроизводит план и фасад Улуг-Бека в его первоначальном состоянии; но иная эпоха накладывает свой отпечаток, и общий характер впечатления совершенно иной: Улуг-Бек проще, монументальнее, более внушителен. Наблюдается известный упадок изразцовой декорации по сравнению с эпохой тимуридов; замечается преобладание майолики, часто исполненной в мутных, нечистых тонах; в мозаике рисунок становится чересчур сложным, запутанным, приобретает беспокойный барочный характер. На тимпане главного портала Шир-Дора находится мозаическое изображение льва, терзающего серну, — очень редкое в среднеазиатском искусстве изображение животных. Изображение это, навеянное, возможно, впечатлениями иранского искусства и давшее название всему медресе, снабжено подписью «Шир-Дор» — означает «имеющий льва». Кроме льва и серны, в композиции дано еще наполовину скрытое человекообразное изображение солнца, отбрасывающего вверх лучи. Изображение это сохранилось плохо.
Очень типичны для понимания новых композиционных и красочных тенденций большие продолговатые панно, напоминающие сефевидские ковры, во дворе Шир-Дора. В центре композиции помещены стройные вазы и кусты в форме кипарисов на фоне причудливо заплетающихся стеблей с цветами и медальонов (рис. 189).

Мозаичное панно в медресе Шир-Дор в Самарканде. 1618 г.

Рис. 189. Мозаичное панно в медресе Шир-Дор в Самарканде. 1618 г.

Медресе Ходжа-Ахрар в окрестностях Самарканда. 1638 г.

Рис. 190. Медресе Ходжа-Ахрар в окрестностях Самарканда. 1638 г.

Эскиз к изразцовой облицовке. Бухара. XVI в. Ташкентский музей искусств

Рис. 191. Эскиз к изразцовой облицовке. Бухара. XVI в. Ташкентский музей искусств

На примере изразцовой декорации Шир-Дора и Тилля-Кари можно видеть, как изменилась по сравнению с прежним красочная гамма в изразцах XVII в. в Самарканде. Исчезли такие тона, как блестящий марганцево-черный, появились различные оттенки желтого (лимонный, оранжевый) и зеленого (особенно яркий желтовато-зеленый). В портале выходящей во двор стороны главного пиштака медресе Тилля-Кари видим оранжевые разводы по темно-синему фону, в западном портале во дворе — лимнно-желтые разводы по мутно-зеленому. Или красочные сочетания в одном из тимпанов арки над худжрой в Шир-Доре: в медальонах — оранжевые разводы по зеленому фону, в окружающих медальоны частях — такие же разводы по сине-фиолетовому; в бордюре — ярко-желтые разводы по зеленому фону.
Так изменился подбор основных красочных тонов по сравнению с XIV в., когда преобладал бирюзово-голубой тон, и по сравнению с XIV-XV вв., когда уже наблюдается полихромия, когда синий и голубой тона еще играют большую роль наряду с другими тонами и гармонически равномерно сочетаются с ними в мозаике шесть-семь тонов.
Отметим еще изменение приемов облицовки. В эпоху тимуридов каждый кирпичный изразец примораживался отдельно, в то время как в XVII в. изразцовые и облицовочные кирпичики собирали первоначально в прямоугольных рамах на горизонтальной поверхности; затем такие изразцовые плиты укрепляли на стенах, причем на кривых поверхностях, например на минаретах Шир-Дора, облицовки дали с задней стороны скошенный шов, в котором сдвинутый рисунок орнамента и надписей уже не мог быть правильно сведен (М. Е. Массон, Регистан, стр. 18-19).
Из других памятников XVII в., украшенных изразцами, интересно в Самарканде примыкающее по стилю декораций к Шир-Дору медресе Ходжа-Ахрара 1638 г.
Портал медресе (рис. 190) был украшен сплошной изразцовой и мозаичной облицовкой. По обеим сторонам стрельчатой арки сохранились декорации трех ложных ниш под арочками, заполненными растительным орнаментом с центральными медальонами и вазонами. Более скромно декорирован мавзолей Ходжа-Абди-Бируна в окрестностях Самарканда (рис. 192) — купольная постройка с порталом, сохранившая частично свою изразцовую декорацию.

Мавзолей Ходжа-Абди-Бируна в окрестностях Самарканда. XVII в.

Рис. 192. Мавзолей Ходжа-Абди-Бируна в окрестностях Самарканда. XVII в.

Начиная с XVIII в. мозаика уже не применяется. Качество майолики также ухудшается. Лишь в Хорезме весь XIX и XX в. (вплоть до 1912-1913 гг.) вырабатывается майолика, довольно высокого качества по технике, но с ограниченной красочной гаммой: зелено-голубой, белый и темный лилово-синий цвета; в орнаментальных мотивах замечается повторение старых образцов (главным образом XVII в.).
Наибольший интерес представляет изразцовая декорация в дворцовых постройках Хивы, особенно во дворце Таш-Хоули («Каменное здание»), построенном при хане Аллакуле (1825-1842) в 1820-1830 гг. (рис. 193-195).

Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы ХIX в.

Рис. 193. Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы ХIX в.

Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы XIX в.

Рис. 194. Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы XIX в.

Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы XIX в.

Рис. 195. Деталь майоликовой облицовки дворца Таш-Хоули в Хиве. 20-30-е годы XIX в.