Фотоотчет с выставки «Кабарда. От древности до наших дней» (14 октября – 29 октября 2017, Государственный музей Востока).
Выставка, приуроченная к 460-летию заключения военно-политического союза между Россией и Кабардой, знакомит с культурой кабардинцев, являющимися представителями адыгского этноса, в который входят также адыгейцы и черкесы. Проект реализован Национальным музеем Кабардино-Балкарской республики.
Истоки…
Черкесы (адыги) являются автохтонным этносом Северного Кавказа. Созданные древними адыгами в эпоху бронзы и перехода к раннежелезному веку культуры — Майкопская (IV тыс. до н.э.), Дольменная (III тыс. до н.э.), Северокавказская (конец III — II тыс. до н.э.), Кобанская (конец II — первая половина I тыс. до н.э.), Прикубанская (XVI-X вв. до н.э.), охватывали территории Северо-Западного и Центрального Кавказа.
В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. древнеадыгские племена, проживавшие на Северо-Западном Кавказе, были известны в источниках под термином меоты. Усилившееся к V в. адыгское племя зихи, постепенно консолидировало ряд других адыгских племен Северо-Западного Кавказа. Фактически адыгские племена образовали единый этнос. Термин зихи использовался европейскими авторами для обозначения адыгов вплоть до XVI в., термин касоги — в русских, некоторых восточных и кавказских источниках. К X в. адыги были одним из крупных этносов на Кавказе. С XIII в. по отношение к адыгам чаще стал использоваться термин черкес.
В Средние века и Новое время страна адыгов в европейских, российских и восточных (персидских, османских) источниках называлась Черкесия. Сами адыги называли свою страну Адыгэ хэку (Страна черкесов). В российском кавказоведении используются названия Западная Черкесия и Кабарда (Восточная Черкесия).
На выставке были представлены предметы, относящиеся к различным видам декоративно-прикладного искусства, созданные как безымянными мастерами древности, так и современными авторами, поддерживающими вековые традиции своего ремесла.
В настоящей статье мы рассмотрим образцы художественной обработки металла (в том числе коллекцию холодного оружия), резьбы по кости, тиснения на коже, плетения из лозы, а также изделия из войлока. В следующей статье Кабарда. Традиционный костюм рассмотрим традиционный костюм народов Кабарды и предметы, тесно с ним связанные (ювелирные украшения, элементы воинского вооружения и пр.)
Древности, найденные при археологических раскопках
Оружие и элементы военного вооружения
Очень интересен орнамент, поэтому предоставляем возможность рассмотреть фрагменты экспонатов крупным планом:
Авторские изделия современных мастеров, работающих в традиционных техниках:
Изделия народного мастера А. З. Пазова
Войлочные ковры (шерсть, валяние) мастера Миланы Халиловой из серии «Жыг-гуащэ» («Древо жизни»/»Богиня-Дерево»)
Из интервью М. Халиловой:
«В нашей мифологии Жыг-гуащэ — древо, пронизывающее три мира: корни его уходят глубоко в нижний, ветви — в верхний, а ствол находится в срединном. В сказаниях говорится, что она мудра и всезнающа, потому что видит всю картину целиком. Информация пронизывает Древо и струится по ветвям и телу Жыг-гуащэ. В первую очередь мне хотелось передать именно это состояние текучести и наполненности. Не визуализировать мифологического персонажа».
Плетеные из лозы циновки мастера Р.З. Мазлоева
О ремесле плетения циновок у адыгов:
Издревле адыги занимались традиционным плетением из рогоза, лозы, ореховых побегов и соломы. Они создавали разнообразные по своему орнаменту и цвету циновки или «пуаблэ». Ими у адыгов украшались жилища, использовались в свадебном обряде, при рождении ребенка и обряде похорон. Адыгские мастерицы примитивное ремесло плетения довели до уровня высокого искусства. В адыгских аулах раньше было много мастериц, знавших секреты плетения. Сегодня этот навык не так распространен, но традиция не умирает. Плетением циновок занимаются отдельные мастера. Они сохраняют и продолжают обычай древнего ремесла, а также передают его своим ученикам.