Кабарда. Декоративно-прикладное искусство

Фотоотчет с выставки «Кабарда. От древности до наших дней» (14 октября – 29 октября 2017, Государственный музей Востока).

Выставка, приуроченная к 460-летию заключения военно-политического союза между Россией и Кабардой, знакомит с культурой кабардинцев, являющимися представителями адыгского этноса, в который входят также адыгейцы и черкесы. Проект реализован Национальным музеем Кабардино-Балкарской республики.


Истоки…

Черкесы (адыги) являются автохтонным этносом Северного Кавказа. Созданные древними адыгами в эпоху бронзы и перехода к раннежелезному веку культуры — Майкопская (IV тыс. до н.э.), Дольменная (III тыс. до н.э.), Северокавказская (конец III — II тыс. до н.э.), Кобанская (конец II — первая половина I тыс. до н.э.), Прикубанская (XVI-X вв. до н.э.), охватывали территории Северо-Западного и Центрального Кавказа.

В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. древнеадыгские племена, проживавшие на Северо-Западном Кавказе, были известны в источниках под термином меоты. Усилившееся к V в. адыгское племя зихи, постепенно консолидировало ряд других адыгских племен Северо-Западного Кавказа. Фактически адыгские племена образовали единый этнос. Термин зихи использовался европейскими авторами для обозначения адыгов вплоть до XVI в., термин касоги — в русских, некоторых восточных и кавказских источниках. К X в. адыги были одним из крупных этносов на Кавказе. С XIII в. по отношение к адыгам чаще стал использоваться термин черкес.

В Средние века и Новое время страна адыгов в европейских, российских и восточных (персидских, османских) источниках называлась Черкесия. Сами адыги называли свою страну Адыгэ хэку (Страна черкесов). В российском кавказоведении используются названия Западная Черкесия и Кабарда (Восточная Черкесия).


На выставке были представлены предметы, относящиеся к различным видам декоративно-прикладного искусства, созданные как безымянными мастерами древности, так и современными авторами, поддерживающими вековые традиции своего ремесла.
В настоящей статье мы рассмотрим образцы художественной обработки металла (в том числе коллекцию холодного оружия), резьбы по кости, тиснения на коже, плетения из лозы, а также изделия из войлока. В следующей статье Кабарда. Традиционный костюм рассмотрим традиционный костюм народов Кабарды и предметы, тесно с ним связанные (ювелирные украшения, элементы воинского вооружения и пр.)

Древности, найденные при археологических раскопках

Браслет пластинчатый, концы загнуты в виде спирали. VI-V вв. до н.э. Бронза, литье

Браслет пластинчатый, концы загнуты в виде спирали. VI-V вв. до н.э. Бронза, литье

Булавка с веерообразным навершием. II тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка, гравировка

Булавка с веерообразным навершием. II тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка, гравировка

Деталь конской сбруи с навершием в виде головы коня. VI-V вв. до н.э. Бронза, литье

Деталь конской сбруи с навершием в виде головы коня. VI-V вв. до н.э. Бронза, литье

Фибула массивная кобанского типа. Конец II - начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка, гравировка

Фибула массивная кобанского типа. Конец II — начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка, гравировка

Нагрудное украшение в виде цепи из звеньев с подвесками. II - начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка

Нагрудное украшение в виде цепи из звеньев с подвесками. II — начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка

Нагрудное украшение (фрагмент) в виде цепи из звеньев с подвесками. II - начало I тыс. до н.э.

Нагрудное украшение (фрагмент) в виде цепи из звеньев с подвесками. II — начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка

Оружие и элементы военного вооружения

Кинжалы, шашки

Кинжалы, шашки

Шашки и кинжал (фрагменты)

Шашки и кинжал (фрагменты)

Кинжал парадный

Кинжал парадный

Очень интересен орнамент, поэтому предоставляем возможность рассмотреть фрагменты экспонатов крупным планом:

Рукоять шашки

Рукоять шашки

Кинжал парадный (фрагмент)

Кинжал парадный (фрагмент)

Кинжал парадный (фрагмент)

Кинжал парадный (фрагмент)

Кинжал парадный (фрагмент)

Кинжал парадный (фрагмент)

Ножны шашки и кинжала

Ножны шашки и кинжала

Рукояти шашки и кинжала

Рукояти шашки и кинжала

Шашки и кинжал (фрагменты)

Шашки и кинжал (фрагменты)

Рукояти шашки и кинжала

Рукояти шашки и кинжала

Рукояти шашек

Рукояти шашек


Пистолеты черкесские

Пистолеты черкесские

Налучь

Налучь. Сафьян бордового цвета, орнамент тисненый золотой, галуны, металлическое украшение

Налучь (фрагмент)

Налучь (фрагмент)

Налучь (фрагмент)

Налучь (фрагмент)

Пороховница

Пороховница. Кожа черного цвета, рог, кость белого цвета, металлические украшения

Шлем высокий (таж)

Шлем высокий (таж). Серебро, позолота, чернение

Стремя

Стремя. Серебро, чернение

Стремя

Стремя. Серебро, чернение

Авторские изделия современных мастеров, работающих в традиционных техниках:

Изделия народного мастера А. З. Пазова

Изделия народного мастера Пазова А.З.

Изделия народного мастера Пазова А.З. Холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Ваза; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Ваза; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Ритуальная чаша; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Ритуальная чаша; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Кувшин; медь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Кувшин; медь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Ваза; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Ваза; латунь, холодная ковка, чеканка, гравировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

А.З. Пазов. Блюдо; холодная ковка, гравировка, тонировка

Войлочные ковры (шерсть, валяние) мастера Миланы Халиловой из серии «Жыг-гуащэ» («Древо жизни»/»Богиня-Дерево»)

Из интервью М. Халиловой:

«В нашей мифологии Жыг-гуащэ — древо, пронизывающее три мира: корни его уходят глубоко в нижний, ветви — в верхний, а ствол находится в срединном. В сказаниях говорится, что она мудра и всезнающа, потому что видит всю картину целиком. Информация пронизывает Древо и струится по ветвям и телу Жыг-гуащэ. В первую очередь мне хотелось передать именно это состояние текучести и наполненности. Не визуализировать мифологического персонажа».

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Халилова М. Войлочный ковер. Шерсть, валяние

Плетеные из лозы циновки мастера Р.З. Мазлоева

О ремесле плетения циновок у адыгов:

Издревле адыги занимались традиционным плетением из рогоза, лозы, ореховых побегов и соломы. Они создавали разнообразные по своему орнаменту и цвету циновки или «пуаблэ». Ими у адыгов украшались жилища, использовались в свадебном обряде, при рождении ребенка и обряде похорон. Адыгские мастерицы примитивное ремесло плетения довели до уровня высокого искусства. В адыгских аулах раньше было много мастериц, знавших секреты плетения. Сегодня этот навык не так распространен, но традиция не умирает. Плетением циновок занимаются отдельные мастера. Они сохраняют и продолжают обычай древнего ремесла, а также передают его своим ученикам.

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение

Р. З. Мазлоев. Циновка. Рогоз, шпагат, дерево, плетение