Китайское искусство. Историческое введение

История изучения китайского искусства

Изучению китайского искусства, более чем изучению искусства другого народа должно предшествовать серьезное ознакомление с историей страны и ее религиозными системами, как главными факторами развития искусства вообще, а также еще и потому, что государственная и народная жизнь Китая развивалась совершенно особенными путями, и самые формы ее от древнейшего и до нашего времени так своеобразны и так мало похожи на формы европейской жизни, что очевидность такого предварительного ознакомления становится вполне ясной.
Только ознакомившись с историей развития общественной жизни Китая и его религиями, можно приступать к изучению китайского искусства История китайского искусства с древнейших времен была подробно изложена китайскими писателями.
Еще в IX столетии по Р. X. Чан Ин-юан написал историю китайской живописи до его времени, — большой труд с весьма ценным материалом.
В следующем столетии появилось много каталогов музеев с интересными иллюстрациями, художественные сборники и учебники. До настоящего времени сохранились эти описания и, они тем более ценны, что сами коллекции давно растерялись.
Однако, художественный материал в этих сочинениях почти никем не разработан. Еще очень недавно знакомство с китайским искусством в Европе основывалось исключительно на сочинениях французских миссионеров (Потье, Станисла Жюльен, Дю-Сартель), английских исследователей (Вильям Чемберс, Андерсон) и германских ученых (Фердинанд фон-Рихтгофен). В 1887 году появился первый связный очерк истории китайского искусства Палеолога, после чего изучение этого вопроса значительно подвинулось вперед, так как за него взялись знатоки китайского языка, в числе которых следует отметить Шавана и Гирта.

Ваза типа "гуань-фахуа" с прорезным орнаментом. Династия Мин, XVI в.

Ваза типа «гуань-фахуа» с прорезным орнаментом. Династия Мин, XVI в. Керамика, лепка, рельеф, полихромная глазурь

Так стоит изучение китайского искусства на Западе. В России же по этому вопросу совершенно не имеется сочинений, даже переводных, если не считать очень кратких, как бы случайного характера, упоминаний о нем в компилятивных трудах по всеобщей истории искусств. Кроме того, упоминания о китайском искусстве можно встретить в путевых заметках путешественников по Китаю. Многие из них считают своим долгом дать несколько авторитетных замечаний об искусстве страны, о котором они не имеют представления почему пользование этими сведениями завело бы нас в такие дремучие дебри, из которых и с проводником не выбраться.
Китай — древнее государство, несомненно, самое древнее из всех существующих в настоящее время государств однако, исследования китайской истории еще не дали категорических результатов относительно достоверности многих фактов из древней жизни Китая, которые поэтому скорее могут быть отнесены к полумифической эпохе, чем к исторической в глазах науки. Вместе с тем позднейшие исследования заставляют нас относиться к сообщаемым китайской историей фактам с гораздо большим доверием, чем относится к нам так называемая «отрицательная школа»синологов.
Некоторые европейские исследователи, главным образом христианские миссионеры, занимавшиеся этим вопросом, излагали события каждый по-своему, рассматривая их с различных точек зрения. Доктор Легге начинает свои рассуждения о происхождении китайской народности с Книги Бытия и утверждает, что племя сыновей Ноя, которое разрослось в многочисленные нации, начало свое движение к востоку от местности между Черным и Каспийским морем вскоре после смешения языков и достигло Желтой реки, где встретилось с более ранними племенами выходцами других народов и победило сопротивление этих ранних поселенцев.
Терьен де-Лакупери держится несколько другого взгляда на этот вопрос. Он выводит свои фантастические бакские племена из южных склонов Каспия под предводительством Накхунте, который, по его предположениям, был в то же время древним китайским правителем Хуан-ди.
Эти два мнения, так же как мнения Перро и Шинье и многих других исследователей, не могут быть признаны вполне достоверными, да и вообще едва ли возможно дать верное решение этого вопроса, встающего из глубокой древности, поэтому придется обратиться к китайским источникам и принять излагаемое в них фантастическое происхождение китайцев, подобно тому, как мы принимаем происхождение человечества от Адама.