В ковровом и суконном производствах, а также при изготовлении шелковых изделий, окрашивание волокон имеет важное значение и занимает далеко не последнее место в домашних работах кустаря. Знание приемов окраски и подбора красящих материалов передавалось по наследству из рода в род, хранилось и совершенствовалось; теперь, как и прежде, кустари довольно неохотно делятся своими сведениями из этой области. Старые способы окрашивания шерсти и шелка растительными красками имеют много положительных сторон и изделия, окрашенные таким образом, на рынке лучше расцениваются и имеют хороший сбыт.
Ковер, изготовленный из шерсти, окрашенной растительными красками, обладает скромными, не кричащими оттенками, приятной гармонией цветов, а шерсть иногда приобретает некоторый блеск, увеличивающий бархатистость ковра.
Такое же приятное сочетание тонов получается и на шелковых изделиях, как например джеджимах, в которых присоединяется еще мягкий блеск самого материала.
Вопрос об исследовании старых приемов окрашивания неоднократно поднимался и имеет, несомненно, большое значение для кустарной промышленности.
Многие из этих способов, найденные практически, находят применение в технике и подтверждаются теоретическими соображениями.
Окраской шерсти или шелка преимущественно занимаются женщины, которые являются поэтому наилучшими знатоками рецептов крашения и выборы красящих материалов. Это обстоятельство несколько затрудняет изучение кустарных приемов крашения, так как особенно мусульманское население неохотно допускает посторонних в свои жилища собирать сведения путем опроса женщин.
Растительные краски и способы их применения
Выбор красящих материалов довольно разнообразен; в значительной степени это зависит от условий места и окружающей растительности, хотя есть и такие растения, как например, марена, которую привозят из других мест, если она не произрастает в окрестностях.
Посуда, в которой производится крашение, бывает медная, луженая или глиняная. В последнее время в употребление входит и железная, которая, надо сказать, оказывает дурное влияние на оттенок получаемого цвета. Окраску производят обыкновенно на дворе, устанавливая посуду на камнях и разводя на земле по ней огонь.
Время окрашивания — поздняя осень, когда идут в дело большей частью собранные летом и осенью растения или плоды.
Степень окраски заранее может быть установлена только приблизительно, так как содержание красящего вещества в корнях марены или другом красильном растении может колебаться в зависимости от климата, почвы и др. условий, — поэтому кустарь, приступая к крашению, должен зорко следить за ходом своей выкраски, чтобы иметь возможность остановиться тогда, когда цвет шерсти или шелка будет желаемый.
На оттенок цвета оказывает влияние также предварительная обработка шерсти, степень промывки, качество и количество нанесенной протравы.
Принятый у кустарей способ промывки шерсти далеко несовершенен — на волокнах остается много жира; отсюда понятны те различные неудачи, которые преследуют кустаря в его крашении.
При промывке шелка обращают главное внимание на необходимость удаления шелковичного клея, присутствие которого придает шелку жесткость и желтоватую окраску. Удаление это достигается варкой с мылом.
Беление шерсти кустари применяют в таком виде, как это делается в технике, но придают шерсти белый цвет следующим способом: обжигают особый камень «карга зяги» (Ковровый промысел в Кубинском уезде, Бакинской губернии. Изд. Кавказского Кустарного Комитета. Тифлис, 1902., стр. 45) (шелковистый гипс) в печи и, измельчив его в порошок, смешивают с кислым молоком.
В полученную кашицу погружают шерстяную пряжу и вынув ее через некоторое время, не промывая, пускают в работу.
По сведениям инженера Миносяна (инженер Миносян производил исследование кустарного крашения в 1904-5 гг. по поручению Кавказского Кустарного Комитета, в делах которого имеется его рукописная работа), шелк татары белят в особой тестообразной массе из размоченных в теплой воде грибов — «рушанак», привозимых из Персии.
При окрашивании растительными красками шерсти кустари всегда применяют протравы. В настоящее время протравы эти также как и другие вспомогательные при крашении материалы большей частью привозные, хотя в некоторых местах сохранилось еще их приготовление дома, например, железной протравы у курдов или поташного камня в Эриванской и Елисаветпольской губерниях.
Главное значение из всех протрав имеют квасцы, употребляемые весьма часто, — довольно дешевая протрава для шерсти и шелка.
Для железной протравы кустари употребляют двоякого рода материалы:
а) железный купорос — «зах», покупаемый в мелочных лавках и
б) приготовляемый самими кустарями настой железных опилок, кизила, ореха и ячменя на воде; последняя протрава не так разрушительно действует на волокна, как железный купорос. Эта смесь служит также для окраски шелка в серый цвет.
Из вспомогательных материалов, изготовляемых кустарями, следует отметить поташный камень — «калагар» (Ковровый промысел курдов Сурмалинского, Эчмиадзинского и Александропольского уезд. Эриванской губернии. Изд. Кавказского Кустарного Комитета. Тифлис, 1903 г., стр. 96). Способ его получения следующий: в вырытой в земле яме сжигают сухие растения из рода Salsola, произрастающие на солончаковых почвах, пока на дне не образуется сплав солей с примесью золы и земли; по охлаждении сплав вынимают и очищают от сора и пускают в дело.
Для получения красного цвета на шерсти из растительных красок кустарями применяются, главным образом, корни растения марены Rubia tinctorum, местные названия — «боях» у лезгин, «торон» у армян, «эндро» у грузин.
Еще в семидесятых годах прошлого столетия на каспийском побережье Кавказа, в пределах Бакинской губернии и Дагестанской области, были обширные плантации марены, дававшие до 400.000 пудов в год.
Прекрасные красящие свойства корней этого растения давно обратили внимание на себя химиков и техников. В 1826-28 гг. было впервые выделено красящее начало этого корня — ализарин, установлено его химическое строение, а в 1869 году был выработан способ его искусственного получения. Химический продукт был гораздо чище, красил ровнее и обходился дешевле.
Приблизительно в это же время были открыты и дешевые анилиновые краски. Вновь открытые химические краски вскоре стали вытеснять марену и другие красильные растения.
Культура марены на Кавказе окончательно пала в течение нескольких лет и теперь лишь в некоторых местах старых плантаций остались одичавшие заросли этого растения, которыми так дорожат до сих пор наши кустари.
Крашение мареной производят следующим образом. Шерстяные нитки протравливают квасцами в течение 6-8 часов, затем на другой день, по охлаждении раствора, шерсть вынимают, промывают и начинают окраску. В котел закладывают шерсть, пересыпая слоями измельченного корня марены и кипятят некоторое время, следя за получением желаемого тона.
Приемов окрашивания существует несколько. Если, например, брать только сердцевину корней, цвет получается более яркий, чем тогда, когда берутся корни с корой. Применение других вспомогательных материалов, например, алучевой пастилы или кислого молока влияет на некоторое изменение оттенков в окраске от светлого и яркого до темного.
В настоящее время многие приемы окрашивания мареной уже забыты и редко можно встретить то разнообразие цветов на коврах, окрашенных растительными красками, какое наблюдалось раньше.
Другая красная краска — кошениль («крмыз»), вследствие своей дороговизны (около 1 руб. за фунт) — менее распространена. Кошениль представляет из себя трупы умерщвленных насекомых — самок Coccus cacti, — родина их Центральная Америка и Мексика; они настолько мелки, что на 1 kgr. идет 140.000 насекомых (Rupe. Chemie der natürlichen Farbstoffe. Braunschweig, 1900, s. 170).
Окраску кошенилью, по сведениям инженера Миносяна, производят таким образом: берут равные части кошенили, квасцов и винного камня в порошке, прибавляют немного марены и кипятят с хорошо промытой в известковой воде шерстью, — способ, применяемый у курдов Сурмалинского уезда.
Шелк красят на квасцовой протраве, цвет получается карминно-красный.
Для получения желтого цвета кустарями применяются чрезвычайно много различных растений или их частей. Род употребляемого кустарями материала зависит в значительной степени от харктера окружающей растительности.
Во всех случаях приемы крашения почти одни и те же. Шерсть или шелк сначала протравляют в растворе квасцов, затем кладут в отвар применяемого растения и кипятят до получения желаемого оттенка. Прочность к свету и к стиранию у всех красок неодинаковы; наибольшего внимания в этом отношении заслуживает растение под названием «наз» — Datisca cannabina — многолетнее травянистое растение, встречающееся на низменностях.
Другое растение, также называемое «наз», встречается в Нухинском и Шушинском уездах — Genista patula МВ. (инжен. Миносян), у армян носит название «тегнацагик» — полукустарник; растения эти собирают во время или сейчас после цветения. Для окраски берут в сухом виде. Другие растения, дающие также желтую окраску в изобилии, встречаются на Кавказе или привозятся.
«Исперек», Asbarg, Delphinium Zalil привозятся из Персии, из провинций Хорасан и Гимян — растет на высоте 2.600 фут. над уровнем моря, применяется, главным образом, для крашения шелка (Rupe. Chemie der natürlichen Farbstoffe, s. 43, Braunschweig, 1900). «Болдырган» — Heracleum, «Сары-гюль» — Trifolium canescens, «Гюль» — Cephalaria tatarica — травянистые растения, встречающиеся в Кубинском уезде.
Кустарник «нариндж-агаджа» — Rhus Cotinus, у курдов «дары киджик» — желтинник, ветви которого дают темно-желтую окраску.
Кроме того, для окраски в желтый цвет применяют кору дикой яблони, осенние листья шелковицы и луковицы обыкновенного лука (Ковровый промысел в Кубинском уезде, Бакинской губ. Изд. Кавказского Кустарного Комитета, вып. I, стр. 44 Тифлис, 1902 г. Вып. II, стр. 94).
Для окраски в синий цвет кустари применяют индиго — выдающуюся по своим достоинствам краску, занимающую, благодаря этому, и в технике одно из первых мест.
Синее индиго находится в соке растений Indigofera tinctoria и др., близких ему разновидностей. Родиной их считается Ост-Индия; лучшее индиго доставляется из Бенгалии. Употребление индиго известно очень давно. Продажное естественное индиго представляет выделенное из растений красящее начало, нерастворимое в воде (Rupe. Chemie der natürlichen Farbstoffe, s. 251, Braunschweig, 1900).
Химический синтез индиго, технически выполнимый, был открыт в 1880 году, но вследствие дороговизны этот способ не мог конкурировать с естественным индиго и только в 1897 г. был открыт более дешевый способ получения, применяемый только Баденской анилиновой и содовой фабрикой и с тех пор началась борьба между этими двумя продуктами различного способа получения. Теперь роль естественного индиго надо считать законченной. Из мирового потребления индиго около 25 мил. клгр. на долю искуственного индиго приходится не менее 15 мил. клгр., остальное — на естественное (Шапошников, проф. Общая технология красящих веществ. СПБ. 1912 г., стр. 286).
Самый распространенный куб на Кавказе у кустарей поташный (или бродильный). Обыкновенно составляют его так: берут 2 ф. извести и 4 ф. поташного камня «калакар», растворяют их в воде, прибавляют один фунт изюму или меду и нагревают до 50°-60° C. Затем прибавляют порошок индиго, хорошо разболтанный с водой, в количестве — смотря по желаемой крепости куба. Через несколько дней, когда наступит брожение, куб принимает желто-зеленую окраску, становится прозрачным и готов к употреблению.
В этом кубе можно красить шелк, шерсть и бумагу (инж. Миносян). Окраску производят так: красильщик погружает в куб окрашиваемую материю или пряжу, держит в нем 20-30 минут и, вынув из жидкости, равномерно отжимает.
Только что вынутая из куба пряжа — желтого цвета, который в несколько минут переходит от действия воздуха через зеленый в синий (в технике этот процесс называется «вызреванием»). Если требуется более густая окраска, то погружение повторяется несколько раз.
Для окраски в зеленый цвет особых красок, распространенных на Кавказе, нет. Обыкновенно кустари зеленый цвет получают погружением в куб пряжи, предварительно выкрашенной в желтый. Полученная таким способом зеленая окраска отличается особым мягким, приятным оттенком.
В синий и зеленый цвета красят обыкновенно «бояхчи» — специалисты-красильщики, имеющие в своей мастерской («бояхана») все неободимые приспособления.
Специальной краски для черного цвета не имеется. Цвет этот получают на волокнах соединением дубильных веществ с солями железа.
Для этого употребляют целый ряд растений, имеющих в своем составе дубильную кислоту. Например, «кара кных» Origanum vulgare — травянистое растение, корки плодов граната Punica granatum и крупного ореха, кору дуба и пр.
Отваром дубовой коры и корней ореха красят шерсть в коричневый цвет, при протраве квасцами.
Окраска всеми этими растениями производится почти одинаково. Шерсть варится некоторое время в отваре какого-либо из вышеназванных растений, взятого, обыкновенно, в сухом виде, в количестве вдвое большем против веса пряжи. Затем опускают ее в раствор железного купороса или в другую протраву, приготовляемую самими кустарями.
Черная краска, получаемая при помощи железного купороса, через несколько лет разрушает шерстяные волокна; нередко можно встретить старые сумахи или паласы, в которых на местах черной краски нитки протерлись и вывалились.