Монетное дело в Древней Греции

Свойственный грекам торговый дух нашел свое самое резкое выражение в том факте, что они явились изобретателями, или, по крайней мере, главными распространителями денег в виде монет. Можно было бы думать, как замечает А. Бланше в начале своей прекрасной книжки о греческих монетах, что деньги были уже необходимы в самом первобытном человеческом обществе. Однако, это не так. Первоначально была достаточна система менового торга и она еще долго удерживалась. Между тем проявилась потребность в общем мериле цен. Трудно было во всяком частном случае определить, например, какую ценность представляет живой скот для того, кто думает приобрести, положим, дом. Драгоценные металлы, золото, серебро и медь были сами по себе как бы предназначены для этой цели. Из этих металлов делали слитки или кольца, придавая им определенный вес. Само собою разумеется, часто приходилось их взвешивать, иначе обман был слишком легок. Но слитки и кольца годились лишь для более крупных платежей; для более мелких требовались меньшие куски. Здесь обман или простая ошибка были еще возможнее, а взвешивание еще необходимее, что требовало большой потери времени. Таким образом, пришли, наконец, к тому, что стали чеканить клеймо или штемпель на маленьких кусках металла. Этот штемпель, служа, например, чьим-либо гербом, являлся гарантией того, что данный кусок имеет полный вес, т.е., что, в случае необходимости, он будет принят по данной ценности. Подобную гарантию доставляли города или же цари. Любимейшей формой монеты вскоре стала круглая. Но если идет речь о вопросе, кто изобрел монету, которая была неизвестна ни вавилонянам, ни египтянам, ни даже таким торговым народам, как финикияне и карфагеняне в эпоху их процветания, то на этот вопрос древние писатели дают двоякий ответ. Одни приписывают изобретение монеты лидянам, другие — тирану Федону Аргосскому. Если принять во внимание все обстоятельства, то приходится допустить, что лидяне скорее имеют право считаться изобретателями денег, нежели Федон, о котором сверх того неизвестно, когда именно он жил. Лидийская монета имеет более старинный стиль, нежели древние монеты собственной Греции. Сверх того Бланше с полным основанием подчеркивает еще одно мало известное обстоятельство. Введение монеты с надписями относится в Китае к 7-му столетию до Р. X., а как раз в это время в Китае образовалась колония чужестранцев из Малой Азии; это является новым подтверждением того, что монета тогда только что была изобретена в Малой Азии. Да и самый металл, из которого выделывались древнейшие монеты, указывает на Малую Азию.

Серебряная монета (тетрадрахма). Афины

Серебряная монета (тетрадрахма). Афины

Это был так называемый электрон, естественное соединение золота с малым количеством серебра, более светлого цвета, чем чистое золото. Такое соединение находили в богатой золотом знаменитой реке Пактолос. Так называемое пактольское золото, вошедшее в пословицу, это и был электрон. Сверх того, его находили в рудниках Тмолоса и Сипилоса. Он содержал 73 части золота и 27 частей серебра. В самой Греции первоначально чеканили серебро, которое прибавляли к электрону в отношении 1:10. Монеты из чистого червонного золота являются гораздо позднее, приблизительно в 6-м веке до Р. X., и полагают, что их впервые стал чеканить Крез. Отношение ценности золота к серебру первоначально равнялось приблизительно 14:1. Медная монета является впервые лишь в 5-м веке. Она явилась сначала на западе. В Италии медь была металлом, служившим мерилом ценности. Так как монеты первоначально представляли определенный вес, то они зависели от системы весов у разных народов, пользовавшихся той или иной монетой; в передней Азии эти системы зависели от Вавилона. Взвешивали талантами и минами и переносили эти названия также на определенные весовые количества монет. Для подразделения мины существовали названия, в особенности свойственные монетам. Здесь были, разумеется, определенные любимые и наиболее употребительные единицы. Самой употребительной монетой был статер, но это собственно только название. Вес и ценность статера могли быть различными в разных частях Греции. В Греции господствовали весьма разнообразные системы монет. Главнейшие были эвбейско-аттическая и эгинская. Подразделение серебра, как денег, было на таланты, мины и драхмы. Талант содержал 60 мин, мина 100 драхм, драхмы подразделялись снова на 6 оболов. Драхмы назывались во многих местах также статерами. Это значит, что там употребительнейшей монетой была драхма. В других же местах статер равнялся двум драхмам. Но так как драхма не всюду была одинакова и, например, эвбейско-афинская драхма весила приблизительно 4,37 грамма, а эгинская 6,28 грамма, то поэтому менялам (трапезитам) у греков было много дела. Гербы или знаки городов, поставленные на монетах, были в высшей степени разнообразны. Города иногда изменяли эти знаки, постепенно становившиеся все более красивыми.

Серебряная монета (тетрадрахма). Эфес

Серебряная монета (тетрадрахма). Эфес

Благодаря прекрасному чекану, исследование греческих монет стало одной из самых интересных частей истории греческого искусства. Прежде чем мы вкратце рассмотрим эти типы, необходимо еще заметить, что, как известно, вторым характерным признаком монеты является надпись, которая должна указать, кто гарантирует полноценность, т.е. полный вес данной монеты. В республиканской Греции это было делом города; отсюда надпись, поставленная в родительном падеже от имени обитателей, например, афинян; но обыкновенно сокращали и вместо афинян писали только аф. В царствах, разумеется, ставилось только название царя, также в родительном падеже, например, Филиппа (по-гречески Филиппу), т.е. монета Филиппа. Однако, надпись не необходимая принадлежность монеты; достаточно изображения. По таким изображениям узнавали из какого города монета. Да и мы иногда узнаем при отсутствии надписей, причем обнаруживается опытность и такт нумизматика. Чекан в высшей степени разнообразен. Первоначально лишь на одной стороне было изображение, что было связано со способом чеканки монет, которая производилась ударами молотка, причем одна сторона монеты получала оттиск неправильных углублений одного лишь штемпеля, именно предназначенного к тому, чтобы придерживать слиток. Герб был достаточен также для того, чтобы указать происхождение монеты. Так как эти надрезы включали в квадрат, то на древнейших монетах само изображение называлось квадратом. Таким образом древнейшие малоазиатские монеты, сделанные из «электрона», содержали по большей части с одной стороны вырезанный квадрат, с другой стороны первоначально делали, по большей части, изображение животного, затем иногда также голову какого-нибудь бога. Некоторые авторы пытались даже доказать, что самая чеканка монет имела религиозное основание.

Бронзовая монета. Хиос

Бронзовая монета. Хиос

Утверждали, что первые монеты чеканили в известных храмах. Как бы то ни было, но в более позднее время во всяком случае монеты чеканились мирянами или гражданскими общинами. Вошло затем в употребление чеканить с обеих сторон, причем на лицевой стороне все же по преимуществу чеканили изображение какой-либо головы. Разнообразие изображений на греческих монетах необычайно и их красота большей частью удивительная; однако, за одним замечательным исключением. Наиболее эстетический город Греции никогда не придавал ни малейшего значения украшению своих монет; афинские монеты всегда имели на одной стороне голову Афины, а на другой, изображение ее птицы, т.е. совы, и оба изображения настолько старинного стиля, как только можно себе представить: сама Афина изображается в профиль, а глаза ее en face, что вообще делало искусство до 6-го столетия, а сова, в свою очередь, изображена таким же образом, с огромными выпученными глазами. Наибольшую заботливость относительно красоты монет обнаружили как раз те греческие республики, которые считались наименее образованными.

Серебряная монета (статер). Коринф

Серебряная монета (статер). Коринф

На монетах Крита, Аркадии, Фессалии мы видим настоящие художественные произведения. Пример Афин уже показывает, что при выборе изображения одерживало верх то или иное городское богослужение. Так в Афинах мы видим голову и птицу богини, покровительницы, города. Нередко на лицевой стороне находилась голова бога, на оборотной какое-либо изображение, указывающее на этого бога. Особенно в позднейшее время очень легко справлялись с этим; например, на передней стороне голова Аполлона, на оборотной лира или треножник. Многие города держались своего чекана, другие часто меняли его. Наиболее неизменный чекан был там, где существовала наиболее распространенная торговля, вызывавшая желание, чтобы одни и те же монеты всегда легко могли быть узнаны и поэтому легко принимаемы. Менее значительные города старались привлечь к себе внимание красотою нового чекана. Мы дадим здесь маленький обзор главных типов греческих монет, с северо-востока до запада. Познание греческих монет, чрезвычайно распространенное в Англии, очень мало распространено на континенте.

Серебряная монета (статер). Крит

Серебряная монета (статер). Крит

Даже в Германии нумизматика не процветает, так что стоит труда кое-что сказать по этому вопросу, тем более, что монета является одним из своеобразнейших продуктов культуры греческого народа и поэтому заслуживает особого внимания в истории греческой культуры. Древнегреческие монеты это частью художественные произведения, доступные даже человеку, обладающему не слишком значительными средствами, причем он будет иметь уверенность в том, что в его руках находятся подлинные произведения прекрасного искусства, тогда как добыть подлинные произведения греческой скульптуры весьма не легко. Конечно, и древние монеты часто подделываются; но не следует покупать, не справившись с мнением знатока. Пантикапей имеет монету с знаком, который говорит сам за себя. Это голова бога Пана. Одессос имеет в гербе голову бородатого бога, в общем изображенного подобно Зевсу; Ольвия — голову Деметры, а на обратной стороне монеты — морского орла, поймавшего рыбу. Мы видим здесь, как город, находившийся близ устья Гипаниса, пытается подчеркнуть источник своего богатства (Ольвия от слова ольвос — богатство), а именно зерновой хлеб на суше и рыбу в море.

Серебряная монета (статер). Ольвия

Серебряная монета (статер). Ольвия

Византия имеет на монетах изображение быка (намек на слово бус или правильнее вус — вол) и различные головы богов. Во Фракии мы видим на монете фазос — голову Вакха и стрелка, Геркулеса. В Абдере (Авдире) видим голову Аполлона, а с обратной стороны коршуна или грифа (подобно тому, как и в метрополии Теос в Ионии); в Маронии — скачущую лошадь, а с обратной стороны виноградные листья: уже у Гомера сказано, что в этой местности было прекрасное вино в земле киконов. В Эфесе мы видим прекрасную голову Гермеса; возвращаясь снова в Малую Азию, мы найдем в Синопе голову нимфы Синопы, а на обратной стороне монеты — морского орла, сидящего на дельфине. Таким образом, и южный берег Эвксинского понта прославляет рыбные богатства этого моря. Кизик есть один из интереснейших городов для монетного дела по разнообразию своих выделанных из «электрона» монет, на которых изображены всякого рода мелкие художественные произведения. Самый город указывается лишь мимоходом: его гербом является рыба тунец. Ловля этой рыбы являлась здесь одним из главных источников дохода. Тенедос имеет монеты с двойным топором, символом Зевса; в Клазоменах, где господствовал культ Аполлона, мы видим голову Аполлона, а на обратной стороне лиру. В Эфесе главным изображением является пчела по той причине, что главный жрец Артемиды назывался пчелиным царем, а жрицы ее назывались мелиссэ, т.е. пчелами. На обратной стороне изображался олень Артемиды. Гербом Милета был лев, а Фокеи — сам за себя говорящий герб тюленя (тюлень по-гречески фока). Переходя к ионийским островам, мы видим в Xиocе сфинкса, в Самосе переднюю часть львиной головы и льва. Обращаясь к Карии, находим в Книдосе голову Афродиты и переднюю часть льва; в Косе — голову Геркулеса, а на обратной стороне символ этого полубога, дубину. Родос, главный город солнечного острова, имел голову Гелиоса, а на обратной стороне — розу (по-гречески родон).

Серебряная монета (тригемидрахма). Родос

Серебряная монета (тригемидрахма). Родос

Серебряная монета (гемидрахма). Милет

Серебряная монета (гемидрахма). Милет

Обращаясь к полуварварским местностям, Киликии и Пизидии, а также к совершенно варварским местностям Сирии (позднейшие греческие монеты Сирии принадлежат к царской эпохе), мы здесь не находим ничего особенного, а поэтому возвращаемся к европейской Греции. В Фессалии мы находим прекрасные монеты, отчасти указывающие на своеобразную культуру этой страны. Так, в Лариссе находим лошадь, а в Фарсале всадника — всадники фессалийской знати славились во всей Греции. В Коркире мы видим корову, кормящую теленка, в Этолии голову Геркулеса, а с другой стороны сидящую Этолию, покровительницу Этолийского союза. В Локрах находим сражающегося воина, по всей вероятности Аякса, — изображение, встречаемое вновь на монетах запада. Как в Этолии, так и в Беотии находим союзные монеты; с одной стороны беотийский щит своеобразной формы, с другой — символ Вакха (кружка вина) или же изображение Геркулеса. Вакх и Геркулес были главными божествами Беотии. О простых и однообразных афинских монетах было уже сказано. В Mегаре была голова Аполлона и лира. В Коринфе голова Паллады (некоторые считают ее Афродитой) и Пегаса. Эти монеты так и назывались пегасами и принадлежали к числу самых распространенных греческих монет наряду с афинскими, получившими название главков, т.е. сов. В Эгине была черепаха, в Сикионе химера и голубь, в Ахее союзные монеты, не такие красивые и мельче, чем в Этолии, хотя в последней население было грубее.

Серебряная монета (статер). Эгина

Серебряная монета (статер). Эгина

Наоборот, особенно красивы монеты в Элиде, местопребывании олимпийских игр. Здесь мы находим голову Зевса (очевидно снимок со статуи Фидия), символы Зевса, как, например, парящего орла, и прекрасно задуманный перун Зевса (нике); наконец, там же находим прекрасную голову Геры. В городах Аркадии мы видим прежде всего прекрасную голову Зевса, изображение Геркулеса и сидящего бога Пана. Критские монеты необычайно разнообразны, частью очень красивы, иногда странны. Так, на одной изображена богиня, сидящая на дереве. На других крылатый великан Талос, покровитель острова; еще на иных лабиринт, в котором свирепствовал Минотавр. В Кирене мы видим голову Зевса Амона с бараньими рогами, а с другой стороны растение, называемое сильфион, вывозившееся в большом количестве из Кирен за его лекарственные свойства. На западе мы видим прекрасные монеты в Сицилии, в числе их некоторые из красивейших греческих монет, стало быть вообще из монет целого мира. В Сиракузах, играющих здесь главную роль, на лицевой стороне обыкновенно изображается женская голова, по всей вероятности, Аретуза или же Кора (Прозерпина). На обратной стороне упряжь, в знак победы, одержанной сиракузскими властителями в Олимпии со своей четверкой лошадей. Декадрахмы (10 драхм) этого рода, содержащие серебра примерно на сумму 12 франков, продаются теперь по 100 франков штука. В Катане и Леонтии мы находим указание на служение Аполлону, так как голова, этого бога изображена на монетах. В Наксосе свойственный ему культ указан головою Вакха, а на обратной стороне изображением сидящего Сатира. Занкле (Мессана) первоначально имела дельфина, включенного в серповидную фигуру (знак серповидной гавани); впоследствии зайца и упряжку мулов; в Геле находим переднюю часть быка с человеческой головой, — изображение реки Гелас. Остальные большие города острова имели, наконец, известные, постоянные символы или гербы: Гимера — петуха (гемера значит день, Селинус — лист сельдерея (селинус значит сельдерей), Акрагас орла, а на обратной стороне морского рака. Перейдем к самой Италии, где встречаем отчасти очень красивые монеты. В Неаполе мы видим голову богини и быка с человеческой головой.

Серебряная монета (дидрахма). Неаполь

Серебряная монета (дидрахма). Неаполь

В Книне раковины, в Элее льва, в Таренте человека, едущего верхом на дельфине, и всадника. В Метапонте колос, обозначающий плодородие страны. В Регионе переднюю часть львиной головы, в Кротоне, где почитали Аполлона, лиру, в Сибарисе и в Посейдонии (Пестуме) быка. Наконец, в Массалии, как и в родственной ей Элее, предпочитался лев. К этим городским монетам со времен Александра Македонского присоединяются царские монеты, любопытные тем, что на них часто можно встретить портреты тогдашних царей и полководцев. Дальнейшие подробности читатель найдет в прекрасном сочинении Имгофа Блюмера.
Чего нельзя, во всяком случае, найти на греческих монетах, это ясности исторических указаний. Последние в значительном количестве находятся на римских монетах, возбуждающих поэтому интерес совсем иного рода. Красивейшие монеты относятся к 5 и 4 столетию до Р. X., особенно сицилийские, элийские, фессалийские и аркадские. Эстетическое чувство греков особенно привлекательно в этих миниатюрных художественных произведениях. Из позднейших царских монет некоторые украшены в высшей степени характерными головами, начиная с монет Александра Македонского до монет пергамских царей и селевкидов и, наконец, до бактрийских царей греческой национальности. Последняя поистине прекрасная греческая монета, это, по всей вероятности, та, которая украшена головою известного царя Митридата Понтийского, с которым было столько хлопот Риму.