Народное ювелирное искусство казахов Западного Казахстана

Ювелирное искусство — один из наиболее развитых видов казахского народного прикладного искусства. Работали ювелиры (зергеры) в одиночку. Изготовляли женские украшения, столовые приборы, туалетные принадлежности, декоративные бляхи для украшения музыкальных инструментов, предметов домашнего обихода, оружия и конского снаряжения. Особым своеобразием отличается ювелирное искусство Западного Казахстана. Коллекции ювелирных изделий данного региона, находящиеся в музейных собраниях Казахстана, состоят в основном из женских украшений. Значительное их число (около 600 единиц) имеется в Государственном музее искусств Казахской ССР. Большая часть коллекций собрана в течение 1972-1975 гг. в Мангышлакской, Гурьевской, Актюбинской, Алма-Атинской и Кзыл-Ординской областях (в двух последних — у потомков переселенцев, входивших в состав племен младшего жуза).
На основании сравнительного анализа коллекции Государственного музея искусств с уже датированными изделиями и литературных данных все представленные в ней ювелирные изделия можно отнести к XIX — началу XX в. Изделия выполнены из различных сплавов, в состав которых входит серебро. Авторство в большинстве случаев не установлено из-за отсутствия клейм на изделиях. В коллекции собраны все виды украшений, составляющие ряд традиционных по составу комплексов. В комплекс входят подвески и бляхи к головному убору, нагрудное украшение, пара браслетов, перстень, височные подвески или серьги, украшения для кос. Эти изделия, изготовленные в едином стиле, составляют ансамбль, придающий женскому костюму художественную законченность. Следует отметить, что именно западноказахстанский комплекс женских украшений отличается наибольшей завершенностью, выдержанностью художественного стиля.

Нагрудное украшение өӊіржиек (серебро, стекло, штамповка, накладная скань, зернь), XIX в.

Рис. 1. Нагрудное украшение өӊіржиек (серебро, стекло, штамповка, накладная скань, зернь), XIX в.

Нагрудное украшение өӊіржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Нагрудное украшение өӊіржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Главной декоративной деталью комплекса является нагрудное украшение (өӊіржиек) (рис. 1). Оно состоит из трех-пяти крупных пластин, заполненных мастикой. Пластины квадратной, прямоугольной либо фасонной формы, подвижно соединены по вертикали кольцами или цепями четырехгранного плетения. Нижний фрагмент украшения, представляющий собой выступ или две волюты с каплевидной фигурой в центре, отличается по форме от верхних и придает изделию композиционную законченность. Украшение по всей длине обрамляется цепями с подвесками в виде шара или металлической объемной фигуры (каста) со вставкой. Такие же цепи с подвесками в виде ромба, шара, овала, лепестка обязательно подвешиваются к нижней части украшения. Все пластины украшения, как правило, декорируются в центре одной-шестью, чаще двумя кастами, высотой в 0,4 см, в форме круга, полукруга, овала, лепестка. Касты иногда делают сплошь металлические, но чаще со вставкой сердолика, смальты красного цвета, стекла с красной или черной подцветкой. Огранка вставок плоская, оправа гладкая. Поверх стекла из ложной зерни или пресс-ленты (металлическая лента, орнаментированная при помощи литейного штампа) накладывается узор в виде треугольника, ромба или другой геометрической фигуры, а сердолик едва покрывается узором из скани, зерни. Между кастами часто располагается выпуклый вертикальный овал с рифлеными горизонтальными или косыми линиями.
Касты и пластины обрамляются бордюрами из пресс-ленты и витой скани. Основные орнаментальные мотивы пресс-лент: рубчик, веревочка, решетка, окружности, ромбы, овалы, зигзаги, зернь, треугольники др.
На свободной поверхности изделия равномерно размещается накладной геометрический узор из настоящей или чаще ложной зерни и штампованные рельефные фигуры в виде зигзага, солярного знака, геометризированного цветка ромбического или треугольного абриса.
Иное декоративное решение имеют нагрудные украшения, состоящие из пластин фигурной формы (рис. 2). Касты, контуры конструкции обрамляются рядами витой скани и пресс-лент с мелким орнаментом. Свободная поверхность заполняется филигранным орнаментом, сгустками зерни. Изделия, имеющие серебристый фон, частично покрываются позолотой.

Деталь нагрудного украшения - өӊіржиектін болшегі (серебро, сердолик, штамповка, накладная скань, зернь, позолота), XIX в.

Рис. 2. Деталь нагрудного украшения — өӊіржиектін болшегі (серебро, сердолик, штамповка, накладная скань, зернь, позолота), XIX в.

По композиции нагрудные украшения делятся на три типа. Изделия первого и второго типов состоят из 4-5 частей. В первом случае вертикальный строй композиции расчленяется чередованием квадратных и вытянутых по горизонтали прямоугольных пластин, во втором — акцентируется расположением узких прямоугольных пластин без кастов по вертикали в два ряда. В обоих типах все части соединяются чаще всего подвижно с помощью колец. Украшения третьего типа состоят из трех частей, соединяющихся цепями. Здесь ритм конструкции основан на контрасте — чередовании больших плоскостей с цепями.
Нагрудные украшения типа өӊіржиек, но более сложной формы бытуют и у других народов Средней Азии: таджиков, узбеков, киргизов.
Описанный выше принцип декоративного решения (касты, накладные узоры на вставках, скань, пресс-ленты, накладной геометрический узор из зерни и ее имитаций, позолота) является ведущим для всех украшений комплекса.
Эволюция стиля ювелирных изделий описываемого комплекса наиболее наглядно прослеживается на браслетах (білезік). Самые ранние (начало XIX в.) браслеты широкие, заполнены мастикой. Одни браслеты сомкнутые, состоят из скобкообразной и прямоугольной частей, соединяющихся шарнирным способом; другие — несомкнутые, с прямыми, суженными, фестончатыми концами. Декорированы браслеты в традиционном стиле: касты со вставками, накладной узор в виде треугольников, ромбов, пятиконечных звезд и других фигур из настоящей или ложной зерни.
Располагаются узоры горизонтальными рядами. Пресс-ленты, витая скань обрамляют браслет по краям, а иногда и по горизонтальной оси симметрии. Между кастами размещаются вертикальные фигуры разных форм. В браслетах начала XIX в. прослеживаются аналогии с туркменскими. Общими признаками являются массивность форм, наличие скани, пресс-лент, вставок из сердолика. Но туркменские браслеты гораздо шире казахских. Они состоят из 2-5 спаянных браслетов, декорируются гравировкой, позолотой. Поверхность вставок не украшается.
В браслетах второй половины XIX в. касты заменяются штампованными рельефными фигурами, часто в виде рифленого по косой овала. Вместо напаянной штампованной ложной зерни применяется чеканка под зернь. Браслеты XX в. Изготовляются из тонкой серебряной пластины с фестончатыми концами. В основе декора — два горизонтальных ряда треугольников, выполненных чеканкой под зернь (рис. 3).

Браслеты - білезік (серебро, чеканка под зернь), XX в.

Рис. 3. Браслеты — білезік (серебро, чеканка под зернь), XX в.

Браслет. Западный Казахстан. Начало XX в.

Браслет. Западный Казахстан. Начало XX в.

Таким образом, за рассматриваемый период техника выполнения браслетов заметно упростилась. Декоративный канон в основном сохранен: фестончатые концы и рельефные края браслета, узор в виде треугольников, имитация зерни.
Особо следует сказать о «гарнитурном» браслете — оригинальном по художественному решению изделии. Необычность и эффект его достигнуты гармоничным соединением в одно целое браслета и двух-трех перстней или колец: к краю браслета петельно-кольцеобразным способом прикрепляется фасонная пластина либо круглый в виде бадама (бадам — тюркское название миндаля) каст со вставкой, к ним на цепочках четырехгранного плетения подвешиваются перстни. Вся поверхность изделия прорабатывается в традиционном стиле. Подобные браслеты зафиксированы в некоторых районах Дагестана и в Туркмении. Туркменский браслет в сравнении с казахским более массивен.
Западноказахстанские перстни (жузік) отличаются большими размерами. Касты иногда покрывают почти всю кисть руки, некоторые перстни одеваются сразу на два пальца (рис. 4). Формы большинства перстней каноничны: двухступенчатый каст овальной или круглой формы с вышеописанными вставками. Шинка (обруч перстня) плоская, расширенная к касту. В отдельных перстнях расширенная шинка, образуя основание каста, составляет с ним единое целое.

Перстень - жузік. Серебро

Рис. 4. Перстень — жузік. Серебро

Перстень. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Перстень. Западный Казахстан. Конец XIX в.

В декоративном оформлении перстней наблюдается большое разнообразие, достигавшееся оригинальностью орнамента и концентрических пресс-лент, зерни и ее имитаций, штампованных рельефных фигур. Декоративной доминантой перстней являются эффектно оформленные центральные касты, располагающиеся, как правило, по две. Особую красочность изделию придает зернь, живописно размещенная в проволочном ободке.
Обращает на себя внимание серия так называемых «солярных» перстней с концентрическим ритмом декора. Центральная крупная вставка с накладной крестовиной обрамляется мелкими круглыми вставками либо сканью и ее имитацией, пресс-лентой, создающей лучевой узор, и треугольниками из ложной зерни вершинами наружу.
Описанный художественный стиль выдерживается и в остальных украшениях комплекса. Те же овалы, рифленые по косой, имитация зерни, узоры в виде треугольников входят в декоративный строй блях для головного убора, подвесок на косы (шаш бау), массивных височных украшений (шекелік), серег (сырға). Поэтому мы остановимся лишь на их формах.
Бляхи для головного убора обычно геометрической формы. Височные украшения с вытянутым стержнем, заканчивающимся ушком, в основной части лепестковидной, треугольной или трапециевидной формы с подвесками в виде ромба, шара, овала, лепестка (рис. 5).

Височные подвески - шекелік (серебро, стекло, штамповка, накладная скань, зернь)

Рис. 5. Височные подвески — шекелік (серебро, стекло, штамповка, накладная скань, зернь)

Украшение для кос представляет собой цепь традиционного плетения (четырехгранного или круглого в сечении) с подвесками на концах в виде овальной или прямоугольной пластины (рис. 6).

Украшение для кос - шаш бау (серебро, штамповка, плетение)

Рис. 6. Украшение для кос — шаш бау (серебро, штамповка, плетение)

Серьги треугольной или шлемовидной формы. Дополнительная деталь в декоре серег — штампованная фигурка в виде стилизованной головы змеи, которая напаивается на поверхность изделия и служит подвеской.
Помимо проанализированного в данной статье парадного комплекса ювелирных изделий, в Западном Казахстане бытует еще будничный комплекс, куда входят массивная брошь (бастырма), с помощью которой застегивается разрез ворота платья, пояс (белдік), декорированный серебряными геометрической формы бляхами, или застежка (капсырма), соединяющая борта камзола, а также браслеты, кольца, серьги, перстни и украшения для кос. Но анализ этого комплекса не входит в задачу настоящей статьи.
На ювелирных украшениях парадного комплекса можно проследить несколько способов обработки металла: штамповка (ложная зернь, пресс-ленты, различные напайные фигуры), накладная скань, зернь, позолота. Художественно-техническое решение их сводится в основном к следующему. Плоскость изделий организуется высокими кастами, которые украшаются узором из скани, настоящей или ложной зерни, пресс-лент. Контур конструкции изделия обрамляется бордюром из витой скани, пресс-ленты, усиливающими выразительность формы. Свободная поверхность, иногда золоченая, украшается зернью в проволочном ободке, штампованными фигурами, геометрическим узором из ложной зерни. Ограниченность художественных средств компенсировалась вариабельностью сочетаний формообразующих компонентов, введением в изделие дополнительного декоративного нюанса.

Капсырма - декоративная застежка для одежды. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Капсырма — декоративная застежка для одежды. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Орнаментальный декор в целом геометрического характера. Содержание узоров во многом, вероятно, обусловлено магико-религиозной функцией ювелирных изделий в прошлом. Почти на всех украшениях имеются символы солнца, плодородия, жизни и т. д. Лейтмотивом орнаментального строя является треугольник, символизирующий солнечный луч и, кроме того, осмысляющийся как оберег. Отдельные геометрические узоры: круг, крест, дуга являются родовыми тамгами племен младшего жуза. Любопытно, что почти на всех украшениях есть характерная деталь: фигура в виде стилизованной головы змеи — древний магический оберег.
Примечателен цветовой отбор вставок. Используются лишь два цвета — красный и черный. Красный — символ огня, солнца, жизненной энергии, черный — земли, плодородия.
В художественном решении часто встречается прием бинарной оппозиции: одна из частей нагрудного украшения нередко составляется из двух пластин, касты располагаются обычно попарно, некоторые перстни имеют две шинки.
Анализ отдельных компонентов ансамбля позволяет определить стилистические особенности местного ювелирного искусства, развивавшегося в рамках традиции, что способствовало совершенствованию выразительности художественных средств.
К характерным признакам ювелирных изделий данного региона следует отнести крупные размеры, геометричность форм, ясность, лаконичность тектоники, сдержанность и обобщенность декора. В целом украшения отличаются цельностью, выразительностью и строгостью стиля. Массивные украшения, в основном серебристого тона, органично сочетаются с костюмом прямого силуэта преимущественно красного цвета.
Рассмотренные художественные приемы почти не встречаются в ювелирных изделиях других областей Казахстана, что наглядно подтверждается литературными данными и музейными материалами республики. Отдельные декоративные решения — накладной геометрический узор из ложной зерни, украшение поверхностей вставок — не характерны для ювелирного искусства народов Средней Азии и, по-видимому, типичны именно для Западного Казахстана.
В технологии и декоре западноказахстанских украшений прослеживаются аналогии с ювелирными изделиями гуннской эпохи. Отдельные параллели были установлены Н. А. Оразбаевой (Н. А. Оразбаева. Комплекс женских украшений работы мастеров Западного Казахстана в собраниях Центрального государственного музея КазССР.- «Изв. АН КазССР. Сер. общественных наук», 1968, № 6, с. 76-86) при сопоставлении археологического материала с 28 украшениями из собраний Центрального государственного музея Казахстана.
Нами проведен сравнительный анализ 600 украшений из Западного Казахстана с материалами, опубликованными И. П. Засецкой (И. П. Засецкая. Золотые украшения гуннской эпохи. Л., 1975) и обнаруженными при раскопках (Салтовский, Гнездовский, Томниковский могильники и курганы Кара-Агашский, Канатасский близ озера Борового). В результате выявлены сходные признаки в технике (зернь, витая скань) и декоре (украшение вставками сердолика, треугольниками и ромбами из зерни, витой сканью по краю изделия). Рассмотренные изделия дают возможность проследить развитие художественно-технических приемов. Прежде всего сменяется материал: золото и сердолик в гуннских изделиях — позолота и стекло с красной подцветкой в казахских. Огранка сердолика в гуннских украшениях чаще «кабошон», в казахских — плоская. Древняя форма оправы-вставки — лента, припаянная на ребро, — преобразуется в казахских в каст. Если в гуннских изделиях треугольный и ромбический узоры делались из зерни, то в казахских украшениях они выполняются штамповкой под зернь.
Итак, мы видим, что изменяется материал, упрощается технология, усложняются отдельные декоративные элементы. В целом же художественный стиль сохранен, но в более совершенном виде.
Таким образом, приведенный материал свидетельствует о древности художественной традиции и ярко выраженном локальном стиле ювелирного искусства казахов Западного Казахстана.


Автор: Ш. Ж. Мынжасарова