Население
Население Бухарского ханства весьма разнообразно и состоит из туземцев-таджиков, узбеков, сартов, и пришлых — бухарских евреев, персов, индусов, арабов и русских.
Вследствие разнообразия условий жизни, это пестрое население ютится, главным образом, в местах богатых водой и распределяется по территории ханства крайне неравномерно.
По образу жизни жители делятся на оседлых, полуоседлых и кочующих. Всего же жителей насчитывается свыше двух с половиной миллионов.
Таджики — в переводе «увенчанные» — коренные жители ханства, считаются выходцами из Ирана и до сих пор сохранили следы своего персидского происхождения. Характерные признаки таджика — длинная голова с высоким лбом, румяное лицо, выразительные глаза, черные ресницы, тонкий и прямой нос, темно-русая борода и изящный грациозный стан. Язык их сходен с персидским.
Из туземцев они являются наиболее трудолюбивым, богатым и интеллигентным племенем, к которому принадлежит почти вся умственная аристократия Бухары. Таджики в свое время были главными строителями тех оросительных каналов, которые теперь дают жизнь всем крупным центрам не только Бухары, но и всего Туркестана. Второстепенное положение таджиков после нашествия узбеков объясняется их малочисленностью, разобщенностью и разбросанностью по всему ханству, что и не позволяло им создать самостоятельной жизни. Все таджики живут оседло.
В Западной Бухаре они смешались с другими племенами, а в восточной горной, где почти все оседлое население состоит из таджиков, они до сих пор сохранили свои обычаи, школы, мечети и свои особые нравы.
Так, например, в отличие от сартов и узбеков, таджик восточной и южной Бухары предпочитает ходить пешком с подпоясанной под живот и надутой воздухом кожей барана, что позволяет ему легко перебираться с горы на гору, смело бросаться в пучину быстрой горной реки и проходить без устали несколько десятков верст в день.
Узбеки — потомки кочевых племен знаменитой Золотой орды — в настоящее время представляют смесь с элементом турецким, монгольским и иранским. Они, как завоеватели таджиков, являются господствующим классом, и потому в ханствах, не утративших еще своей последней самостоятельности, Хиве и Бухаре, в руках узбеков сосредоточена вся верховная власть страны. Узбеки делятся на 32 колена, и к одному из них, племени Мангинов, принадлежит сам Бухарский эмир.
Узбека легко отличить от таджика даже по наружному виду. Широкий, толстый и крепкий череп, смуглое лицо, сутуловатость и развалистая походка — вот отличительные признаки узбека.
Он мало способен к культуре, туповат, но зато фанатично — религиозен, храбр, искренен, страстен и нелицемерен. Почти все разбойничьи шайки, разбросанные по ханству, принадлежат к племени узбеков, но и все «святые места» созданы теми же фанатично-религиозными узбеками. Между узбеками и таджиками, как между победителями и побежденными, существует затаенная вражда и ненависть. Таджик смотрит на узбека всегда с высоты своего умственного превосходства, которое он любит украсить следующим рассказом. Два соперника, таджик и узбек, добивались руки одной знатной принцессы. Принцесса долго колебалась и обещала руку тому, кто пророет оросительный канал через всю Голодную степь. В назначенный срок принцесса должна была выйти на свой балкон и посмотреть успехи соперников. Таджик и узбек призадумались над столь трудной задачей и разошлись по домам. На утро узбек взял лопату-кетмень и отправился на работу. Копал он без устали дни и ночи. Таджик же посматривал и посмеивался над своим соперником. Наконец, наступил канун того дня, когда принцесса должна была объявить соперникам свое решение. Узбек выбился из сил, но цель была далека. Таджик же разостлал по степи камышовые циновки и один конец их спустил в реку. Вода тотчас же поднялась по камышам и, когда на следующий день принцесса вышла на террасу, перед ней извивался длинный ручей с сверкающей на солнц серебристой водой. Узбек с досады бросил вверх кетмень и разрубил себе свой толстый череп.
По образу жизни узбеки делятся на оседлых, полуоседлых и кочующих. Кочующие узбеки походят по укладу жизни на киргизов, с тою разницей, что суд и расправу они чинят по писанному праву (шариату), и женщины у некоторых из них ходят с закрытыми лицами даже во время перекочевок.
Быт же таджиков, оседлых и полуоседлых узбеков ничем не отличается от быта сартов, под именем которых при дальнейшем изложении мы будем разуметь все туземное население ханства.
Хотя наукой еще не установлено точного происхождения сартов, но, по мнению многих писателей, они представляют собою смешанную расу иранского населения с тюрко-монгольским, а отсюда и предположение, что сарты произошли от помеси аборигена таджика с завоевателем узбеком. Так либо иначе, имя «сарт» употребляется для обозначения всего оседлого гражданского населения Бухары без различия происхождения, включая сюда даже таджиков. Сарт среднего роста, строен, движения его плавны, но, как вообще на востоке, вялы. Цвет кожи у сартов смуглый, лоб средний, лицо овальное с небольшой бородой, глаза темно-карие и расположены большей частью по прямой линии, густые дугообразные брови, прямой нос и ровные белые зубы. Все тело, руки и ноги покрыты черными волосами. Отличительная черта сарта — увлекающаяся натура, живость ума, сибаритство, наряду с трудолюбием, удивительная почтительность к старшим и любовь к детям.
То унижение, в котором властители страны держали и держат сартов, сделало их приниженными, боязливыми, хитрыми и фальшивыми, но в общей массе сарты честны, до последнего завоевания не знали замков, гостеприимны, добры, трезвы и умеренны. По наружному виду сарты очень походят друг на друга, а между играющими на улицах ребятишками бывает трудно отличить мальчика от девочки, особенно если мальчик повяжет свою голову платком, служащим почти единственным отличием костюма девочки.