Племенной состав
Туркмены йомуды, текинцы, сарыки, салоры и их распределение по территории области
В настоящее время туркменские племена салорского поколения следующим образом распределены по территории области: туркмены-йомуды в числе 4600 кибиток живут по Сумбару и Атреку и кочуют в степях Красноводского уезда; туркмены-теке числом около 36800 кибиток занимают оазис Ахал-текинский, восточную часть Атека, Тедженский и Мервский, а также окружающие их степи; сарыки населяют оазисы и степи Иолотанского и Пендинского приставств Мервского уезда в числе 7289 крибиток и салоры — около 3000 кибиток — Серахский оазис Тедженского уезда.
Границы уездов и приставств за исключением Атека приноровлены к территориям, занимаемым главными туркменскими племенами.
Туркмены гокланы, икдыр, абдал и огурджали
Кроме туркмен салорского поколения в области проживают туркмены других поколений племени Огуз-Хана: гокланы, икдыр, абдал и огурджали.
Около 750 кибиток гокланов живут в Каракала и по Чандырю на персидской границе, куда они переселились в 1881 году из Персии и Хивы. По письменным преданиям они происходят от Кай-Хана, сына Гюн-Хана, внука Огуз-Хана. Впоследствии, племя Кай, теснимое с востока монголами, спустилось в долину Сыр-Дарьи, где уже получило название туркмен, затем, постепенно перешло за Аму-Дарью, к Мерву и, наконец, при Кара-Хане часть племени переселилась в горы Абуль-Хан (Балхан), а часть заняла полуостров Мангишлак. Письменные предания гоклан этим и кончаются. Устные же рассказы передают, что гокланы, которые тогда еще носили общее название «каи», занимали долину Атрека ниже Чата. Рассказывают также, что один из персидских шахов построил выше слияния рек Атрека и Сумбара, на правом берегу последней, город Мешеди-Мисриян и для снабжения его водой воздвиг на местности Сюзюк на Атреке плотину из свинца, при помощи которой отводил воду этой реки по арыкам к Мешеди-Мисрияну. Племя «каи», оставшись без воды, решилось разрушить эту плотину и с этой целью один из них развел на ней большой огонь и плотина была прорвана. Жители Мешеди-Мисрияна, чувствуя недостаток в воде, послали узнать, что делается с плотиной и на вопрос гонца, кто открыл воду, люди видевшие разводившего огонь на плотине, отвечали: «человек на серой (гюк) и хромой (лянк) лошади», откуда будто бы и произошло название «гоклан», которым после этого события стали именоваться туркмены рода «кай».
Племена икдыр в числе около 400 кибиток и абдал — 60 кибиток кочуют по берегу Каспийского моря к югу от форта Александровского до Карабугазского залива и, отчасти, к северу от Красноводска.
Племя икдыр ведет свое начало от сына Тенгиз-Хана, младшего сына Огуз хана.
Племя огурджали, обитающее в числе 1025 кибиток по берегу Каспийского моря, между Красноводском и Чикишляром и на островах Челекене, Долгом и Огурджинском, принадлежит к племенам, присоединившимся к йомудам. Никаких преданий о его происхождении не сохранилось. Полагают, что но составилось из беглых и бродяг от разных туркменских племен, которых привлекал берег моря и занятие морскими разбоями. Самое название их производят от слова «огурджа» — вор.
Племена арабского происхождения; тюрки не туркмены
Кроме вышеперечисленных племен, которые могут быть причислены к туркменам, в области существют еще отуркменившиеся племена, считающие себя арабского происхождения, и тюрки — не туркмены.
К первым принадлежат племена: ших, сеид, махтум, ходжа и ата; ко вторым — алиели, нухурли, мурчали, анаули и мехинли.
Шихи и сеиды (около 400 кибиток) считают себя потомками: первые — Абу Бекра, вторые — Мухаммеда Анафи, и прибавляют к своим коренным наименованиям — первые «Бекир», а вторые «Кизил». Живут они между Красноводском и Карабугазским заливом, в ауле Бендесен Красноводского уезда и Баба Дурмаз -Тедженского, а также разбросаны по нескольку кибиток в большинстве туркменских аулов.
Махтумы (около 350 кибиток) и Ходжа (около 450 кибиток) ведут свое происхождение от Имам Гусейна. Живут они разбросанно среди туркменских аулов и отдельно: первые в аулах Казган, Кесаули и Махтум Кала Атекского приставства Тедженского уезда, и к с веру от г. Красноводска, вторые по берегу моря к северу от Карабугазского залива и в двух аулах по имени Ходжа Кала в Каракалинском и Атекском приставствах.
Племя Ата (около 500 кибиток) считает себя происходящим от Али Иршана, одного из первых последователей Мухаммеда. По преданию, сначала они обитали в Аравии, откуда в давние времена выселились в среднеазиатские степи. Они живут в ауле Кодж Асхабадского уезда и на берегу Теджена, к северу от Серахса, а также разбросаны среди туркменских аулов.
Все эти народцы причисляются туркменами к духовному сословию «эвляд» (потомков пророка), пользуются некоторым почетом и не смешиваются с туркменами путем браков. Иметь представителей этих племен в ауле туркмены считают за дело богоугодное и наиболее почтенным из них делают пожертвования. Из них же происходят за редким исключением все ишаны в области. По одежде, языку и образу жизни они ничем не отличаются от туркмен, в соседстве которых они живут.
Из тюркских племен не туркменского происхождения первое по численности место принадлежит племени алиели (1269 семейств), населяющему аулы Каахка, Каширли, Араб-Кала. Бек Мурад и Кюрен-Кала Атекского приставства. Абуль Гази-Богадур Хан в своей истории указывает, что племя алиели произошло от сына раба, по имени Али Джуре, которого дочь туркмена Ерсари-Бая, бывшая в замужестве за персидским государем, привезла с собой из Персии; он был отпущен на свободу и, поселившись на берегу Аму-Дарьи, разбогател. Бедняки и голытьба из узбеков и туркмен поселились около него и всех их впоследствии назвали «али-или», что значит племя Али. В старину им принадлежала страна по обе стороны Аму-Дарьи от Кара-Кичита до Актама. Они живут в глинобитных саклях.
Племена Нухурцев (около 500 семей) и мурчинцев (около 150 семей) живут с давних пор в аулах Нухур и Мурча Асхабадского уезда; после занятия края русскими они заняли верхний Сумбар, где построили целый ряд аулов. Происхождение этих племен не установлено, но можно думать, что они родственны между собой. Когда туркмены заняли Ахал, то племена эти они нашли на занимаемых ими ныне местах, но, встретив с их стороны полную покорность, их не выгнали. Ни у того ни у другого племени не осталось никаких воспоминаний о времени водворения их в Ахале. Очевидно, что они живут здесь очень давно. Нухурцы не составляют одного племени, а разбиваются на 12 родовых групп, по-видимому, не имеющих между собой в прошлом ничего общего. Это объясняют тем, что Нухур, естественная крепость, окруженная со всех сторон неприступными горами, служил местом убежища для преступников разных племен, скрывающихся от кровавой мести. Некоторые из этих пришельцев женились на местных девушках и оставались там на жительство, образуя с течением времени отдельную родовую группу. Типом своим многие нухурцы напоминают евреев, говорят на тюркском языке, незначительно отличающимся от туркменского, и по своим обычаям и обычному праву немного отличаются от туркмен. Нухурцы распадаются на два главных племенных отделения: нухурли и зертли. Первые жили здесь с незапамятных времен и считают себя родственными с бывшим некогда в Ахале и вытесненном текинцами племенем, — иемрели, а вторые пришли из Персии позднее и стараются установить родовую связь с туркменами-салорами. Тем не менее, туркмены как нухурцев, так и мурчинцев считают ниже себя и не смешиваются с ними путем брачных союзов. Эти племена живут в саклях персидского типа.
Племена мехинли и анаули принадлежат к той же групп давних обитателей Ахал-текинского оазиса. Мехинли до нашествия текинцев занимали аул Мехин, а анаули — аул Аннау нынешнего Асхабадского уезда, но, будучи выгнаны текинцами, перешли в Атек под власть Персии, где построили аулы Мехинли (138 сем.) и Чотур Агыз (28 сем.). Большинство их после текинского нашествия ушли в пограничные с областью персидские ханства. Происхождение этих племен неизвестно, но, судя по типу и некоторым бытовым признакам, можно думать, что они родственны нухурцам и мурчинцам. Они так же живут в саклях.
Персы и узбеки
Кроме вышеперечисленных племен к туземному населению должны быть причислены 2 персидских поселения Хасар и Коклан (78 семей) и поселок афганских узбеков (25 к.), расположенные рядом с персидской границей в Атекском приставстве. Персы жили здесь, когда Атек считался нейтральной территорией, а затем, по присоединении Атека к России, они перешли в русское подданство; узбеки же поселились здесь недавно.
Таков племенной состав туземного населения Закаспийской области.
Пришлое население области
Пришлое население области сосредоточено почти исключительно в городских поселениях, рыбачьих и поселенческих поселках и по линии железной дороги. При завоевании края в 1881 году мы не встретили ни одного городского поселения на всем пространстве Закаспийской области, за исключением Красноводска и форта Александровского, построенных нами на берегу Каспийского моря, как было указано выше, в половине нынешнего века одновременно с занятием береговой полосы. Поэтому основание городских поселений может быть признано исключительно проявлением в области русской культуры и гражданственности, что может послужить темой для самостоятельного исследования и что не входит в программу настоящего очерка.
Мы ограничимся здесь перечислением народов, составляющих пришлый элемент области. В области живут русских 20567 человек, персов 8154 человек, кавказских инородцев 6771 человек, немцев русско-подданных 412 человек, иностранцев европейцев 54 человека, прочих азиатов 2019 человек.