Быт, нравы и обычаи туркмен
Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.
Родовое устройство племен
Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.
Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены
По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.
Жилище, его внутренняя обстановка
Туркмены живут в аулах, состоящих из кибиток. Исключение составляют огурджалинцы, из которых многие живут в деревянных домах русского типа, гокланы и тюркские племена не туркменского происхождения и немногие туркмены в оседлых аулах, живущие в мазанках, построенных из битой глины, или сырцового кирпича.
Туркменская кибитка общего с кибитками других кочевников среднеазиатских степей типа, отличается от киргизской разве своей более плоской формой; она состоит из решетчатого остова, сделанного из ивовых палок, скрепленных в местах пересечения кусочками верблюжьей кожи, серых кошем и камышовой циновки, покрывающих этот остов снаружи. Средний диаметр туркменской кибитки равен семи аршинам.
Аулы имеют иногда до 500 и больше кибиток, которые в местах оседлости располагаются по одиночке или группами среди садов, подворных участков, или в открытом поле, причем каждая родовая группа старается поместиться вместе. Во время кочевки в песках у кочевых и полукочевых туркмен аул разбивается на мелкие родовые группы по нескольку кибиток, располагающихся отдельно, иногда на далекое друг от друга расстояние, смотря по удобству пастбищных мест вокруг одного или нескольких принадлежащих аулу колодцев.
Хозяйственная обстановка туркменской кибитки не сложна и крайне примитивна. По решетчатым стенкам внутри кибитки вешаются продолговатые ковровые сумы большого и малого размера, служащие для складывания мелких домашних вещей. Пол, за исключением места для костра посредине кибитки, устилается кошмами и паласами. По полу вдоль стенок направо от входа расставляются предметы домашнего обихода: бурдюки с водой, кувшины или кувшинные тыквы для воды, масла или кислого молока, деревянные или медные чашки, блюда, чайники и хивинский, а иногда русский самовар. Налево от входа складывается иногда целая куча теплых ваточных одеял и продолговатых подушек; тут же ставятся мешки с хлебом, вешается оружие и предметы конской сбруи. Если к этому прибавить еще люльку, один или два сундука русской работы, то мы будем иметь полную туркменскую обстановку. В такой кибитке живет обыкновенно одно, а иногда и два семейства. Средняя кибитка в области имеет 4, 6 человек обитателей.
Костюм туркмен
Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.
Антропологический тип и характер
Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.
Умственное развитие и образование
По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.
Религиозность
Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.