Некоторые сведения о живописи Ирана в XVIII-XX вв.

В заключение кратко охарактеризуем судьбы живописи в Иране в XVIII-XX вв.
В XVIII-XX вв. Иран переживает период упадка социально-экономической жизни, затем наступает и политический упадок. Кратковременный подъем военного могущества при Надир-шахе (середина XVIII в.) сменяется продолжительным политическим упадком при династии Каджаров. XIX в. был эпохой разложения феодализма в Иране и внедрения западноевропейского колониального капитала.

Дервиш. Иран. XIX в.

Дервиш. Иран. XIX в. Стекло, краски масляные, краски клеевые, дерево, лак, живопись, роспись

Искусство этого периода, оставаясь в основном искусством правящей верхушки, во второй половине XIX в. начинает отражать идеологию нарождающейся в недрах феодального общества буржуазии. Живопись под влиянием знакомства с западноевропейским искусством, порой не вполне понятым, начинает принимать новые формы. Рядом с книжной миниатюрой, преимущественно подражающей старым образцам, а иногда прямо копирующей старые образцы придворного искусства в расчете на европейский антикварный рынок, начинает развиваться станковая живопись на европейский образец; в XIX в. появляются картины портретной живописи. Известен целый ряд портретов Фатх-Али-шаха (1797-1834). Из портретистов первой половины XIX в. наиболее замечательным был Мирза Абу-ль-Хасан-хан-Гаффари, имевший титул Сэни-оль-Мольк и звание «Нэккаш-Баши», т. е. главный живописец. «Этот Сэни-оль-Мольк, — пишет один из исследователей, — получивший художественное образование за границей и умерший в 1865 г. в пятидесятилетием возрасте, был действительно замечательным живописцем, оставившим после себя целую галерею тонко рисованных, метко характеризованных и с большим вкусом расцвеченных акварельных портретов каджарских шахов, принцев, вельмож, евнухов, придворных шутов и т. д. Большое количество этих прекрасных портретов хранится в тегеранских дворцах». Исполнялись также маслом декоративные картины, изображающие красавиц, танцовщиц, батальные картины; сохранились попытки жанра, архитектурных пейзажей. На выставке иранского искусства в Ленинграде (1935) был экспонирован ряд видов Тегерана работы художника Махмуда (60-х и 70-х годов XIX в.), его же «Увеселения во дворце» 1878 г. и «Жанровая сцена» 1862 г.

Девушка на фоне пейзажа. Иран, XIX в.

Девушка на фоне пейзажа. Иран, XIX в. Стекло, масло, темпера

Портрет персиянки. Иран. XIX в.

Портрет персиянки. Иран. XIX в. Бумага, краски клеевые, живопись

Новая живопись Ирана далеко еще недостаточно изучена. В СССР имеются богатые собрания в Государственном Эрмитаже, в Гос. музее восточных культур в Москве и в Музее искусств Грузии в Тбилиси. На Иранской же выставке 1935 г. в Ленинграде можно было получить некоторое представление о начинающей развиваться в Иране живописи в чисто европейском стиле: одна из зал была посвящена работам молодых художников Могадама и Вазири, учившихся в Париже.
Наконец, скажем несколько слов о живописи на каламкарах (набойках по бумажной ткани), в которых в последние десятилетия иногда центральное поле оставалось неорнаментированным и покрывалось кустарями-художниками грубоватой лубочной живописью на сюжеты героических сказаний, «Шах-намэ» и пр. Особенный интерес представляют каламкары эпохи гилянской революции с сюжетами революционного характера. Ряд изображений на каламкарах посвящен событиям и участникам гилянской революции (о них можно получить понятие по коллекциям Музея восточных культур). На двух набойках, исполненных вскоре после гилянской революции 1921 г., написаны портреты В. И. Ленина (оба сейчас в Музее В. И. Ленина в Москве). Сохранились набойки и с изображением эмблемы Коминтерна.