Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве

Узбеки в Хорезме

Узбекский и казахский союзы

В половине XV столетия видим в Средней Азии замечательное явление — образование двух союзов. Союз Узбеков с одной стороны, союз Казахов — с другой. Оба эти слова имеют одно и то же значение; как Узбек значит «сам себе господин», «вольный человек», так и Казах значит «человек свободный, как птица», «вольный человек». Место образования этих «союзов» — восточная половина улуса Джучиева, бывшие уделы Орда-Ичена и Шейбани, сыновей Джучи. Какие причины вызвали образование «союзов» мы хорошенько не знаем: даже, пожалуй, вовсе не знаем. В.В. Вельяминов-Зернов в своем «Исследовании о Касимовских царях и царевичах», объяснил нам положение дел в степях Средней Азии за то время; но и его замечательное исследование, по неимению данных, не разъяснило нам причины появления Узбеков и Казахов. Вот что по этому поводу известно нам из восточных источников. Мухаммед Хайдер-гурекан в своей «Тарихи-Рашиди», написанной им в первой половине 40-х годов XVI столетия, сообщает следующее:
При Абуль-Хаир-хане, властвовавшем во всем Дешти-Кипчаке, султанам Джучидским приходилось от него очень плохо, поэтому Джучиды, Гирей-хан, Джанибек-султан и другие, с небольшой группой людей, бежали от Абуль-Хаира к Иса-Буге-хану и Моголистан (Моголистаном назывались страны на востоке от Мавераннахра и Туркестана, нынешняя Семиреченская область). Иса-Буга отвел им край Джу и Козыбаши, где и зажили они спокойно. По смерти Абуль-Хаир-хана в улусе Узбекском начались междоусобия; всякий, кто только мог, уходил, ища безопасности, к Гирей-хану и Джанибек-хану. Вследствие этого они значительно усилились. Так как сами они, а потом и большая часть собравшихся около них людей, были беглецы, ушедшие от своих и одно время скитавшиеся без приюта, то их и прозвали Казахами (в другой главе: Узбеками-Казахами); имя это за ними и осталось. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов Казацких, надобно считать 870 (=1465, 6) год; впрочем — прибавляет Мухаммед-Хайдер — Бог лучше знает.
Из этого сообщения видим, что Казахи образовались из выходцев, людей вольных, собравшихся под властью одного лица. Это относительно Казахов. Положим, что ядро казацкого народа так и образовалось, и с половины XV века сделался народ этот известным в Средней Азии (другого объяснения у нас нет; а сомневаться в рассказе Мухаммед-Хайдера не представляется повода); но как образовался Узбекский союз? И когда?
Узбеками назывались подданные Абуль-Хаир-хана, которому удалось сплотить вокруг себя кочевое, тюркской крови население нынешних Киргизских степей. Население это, разбитое на отдельный шайки, не признавало до Абуль-Хаира никакой над собою власти, жило вольно, само себе господином, нередко производя набеги на оседлое население Мавераннахра. Такие шайки известны еще со времен Тимура. Тогда уже, может быть, прозвались они Узбеками; но в то время не представляли они ничего целого и только со времен Абуль-Хаира «вольница» эта стала называться у мусульманских писателей Узбеками; а степи, ими занятые, — Узбекистаном.
Известен нам и третий «союз», образовавшийся в Средней Азии в конце ХIV столетия; следовательно, раньше узбекского и казахского. Это — Ойраты. Самое название «Ойраты» значит «Союзники». Три монгольские поколения, жившие в Джунгарии, — Чорос, Хошот и Торгот, составили между собой союз, чтобы противопоставить оплот самовластию Элютея, могущественного князя, и назвались «союзниками», ойратами. Значит, в Средней Азии было время образования «союзов».
Едва ли Казацкий союз не образовался подобно Ойратскому, с целью дать отпор своим противникам, Узбекам. Образоваться же он мог по образцу Узбекского союза. Но при этом следует заметить, что Казахи были никто иной, как Узбеки же, только выходцы. Мухаммед-Хайдер прямо говорит, что этих выходцев стали называть Узбеками-Казахами. Кроме этого свидетельства Мухаммед-Хайдера мы имеем другое, более веское доказательство в пользу родства Казахов с Узбеками.
Узбекских родов ныне чрезвычайно много. Борнс, а за ним и Вамбери, считают их 32 рода; Гребенкин — только 20. Сами Узбеки считают своих родов более 90. H.В. Ханыков, в своем «Описании Бухарского ханства», приводит список всех родов, заимствованный им из книги Нассяд Намяти — Узбеккия. По этому списку их оказывается 97. Но в этом списке мы не находим даже в подотделениях, следующих родов, приводимых Гребенкиным: Ктаи, Митаны, Тюаклы, Тюрк, Уйшун и Урганчи; да кроме того, нет тут рода Лакай, упоминаемого Борнсом. Конечно, в XV веке не было столько родов, (да и едва ли всех их можно признать за роды); некоторые отделы усились на степень рода, некоторые утратили свое первоначальное прозвище, слились с другим родом; некоторые приняли другое название, как явился например, в Бухаре, род Урганчи: так стали называться в Бухаре Узбеки, выселившиеся из Ургенча в конце прошлого столетия. Все это страшно изменило первоначальное родосчисление. Тем не менее, большинство основных родов Узбеков уцелело. В числе теперешних родов, мы встречаем имена 26 племен, описанных у Рашид-эд-Дина в его Джами-эт-Теварих, «Сборнике Летописей», и которые вошли, следовательно, в Узбекский союз. Вот эти племена, имена которых сохранились теперь у Узбеков:

Из кн. Нассяд Намяти Узбеккия; по чтению Н.В. Ханыкова Из Джами-эт-Теварих; по чтению И.Н. Березина
Аралат Арулат
Беркуут Баргут
Бяхрин Бекирин (также Мекрин)
Гурлят Курлут
Джилаир Джалаир
Джуйрят Джурьят
Дурмен Дурбэн
Канглы Канклы
Кангыт Кингит
Катаган Хатакин
Кипчак Кыпчак
Киреит Кераит
Киркин Кыркын
Кунград Хонкират
Куралас Хорлас
Кыргиз Кыргыз
Мангыт Манкут
Найман Найман
Никюз Нукуз
Табын Уч-Табин
Татар Татар
Тумай Тумэт (?)
Уйрат Ойрат
Унгут Онгут
Уйгур Уйгур

Кроме того, у Рашид-эд-Дина находится описание племени Уйшин; а в числе узбекских родов, перечисленных г. Гребенкиным, один называется Уйшун; без сомнения, эти Уйшуны — потомки прежнего племени Уйшин (не надо ли читать его также Уйшун?)
Из числа этих родов семь оказываются и у Казахов: Джалаир, Канклы, Кыпчак, Керейт, Конкрат, Найман и Табын. Сверх того, есть три, общие Узбекам и Казахам, рода, имена которых не находим у Рашид-эд-Дина; это — Аргын, Тама и Тиляу; ясно, следовательно, что в Казахский союз вошли роды не все целиком, а отделялись по частям из Узбекских родов.

Походы Шейбани-хана

Завоевание Мавераннахра и прочих земель Тимуридов Узбеками изложено в «Записках» Бабура, в Тарихи-Рашиди, в Хабиб-ес-сиере Хондемира, в Шейбани-намэ неизвестного автора, в «Истории Монголов и Тюрков» Абуль Гази, и в некоторых других, не столь важных источниках.
Из них мы видим, что Абуль-Хаир-хан пользовался в степи большим уважением, и Тимуриды нередко прибегали к его посредничеству. Все время своего сорокалетнего правления, Абуль-Хаир употребил на усиление своего влияния в Средней Азии и своих владений в ней.
Автор Тарихи-Абуль-Хаир-хани Масуди бен-Осман, в числе походов Абуль-Хаира описывает поход его в Хорезм и взятие им Ургенча, причем сообщает, что правитель (хаким) Хорезма происходил от Шах-Мелика (кэ аз ферзендони эмир шахмелик билькут буд). В Ургенче оставался Абуль-Хаир недолго и вернулся в степь.
Но если Абуль-Хаир щадил еще Тимуридов, и не причинил им никакого зла, то его внук Шейбани не оставил Тимуридам ни одного города из их наследия.
По Абуль-Гази и по Шейбани-намэ происхождение Шейбани от Чингиза представляется в таком виде:

Шейбани, или, как называет его Абуль-Гази, Шах-бахт, Шагибек — по Казвини, родился в 855 (1451) году. Отец его, Шах Будак Султан, умер вскоре после рождения Шейбани, и его дед Абуль-Хаир взял сироту на свое попечение. По смерти Абуль-Хаира дядькою Шейбани стал один из узбекских эмиров, Карачин-бек. В это время враги Абуль-Хаира, не смевшие раньше вступить с ним в борьбу, теперь стали нападать на его род и со всех сторон устремились на владения сына и наследника Абульхаирова. Шейх-Хайдер-хана. Когда Шейх-Хайдер был убит, Карачин-бек вместе с Шейбани удалился к Касиму Султану, одному из сильных султанов Кипчака. Здесь Шейбани принимал участие в битвах и собрал около себя толпу эмиров и узбеков. Тогда он мог уже отомстить своим врагам. В числе первых пал его родственник (двоюродный брат) Берке Султан.
После неудачной битвы под Сабраном, где Шейбани был разбит сабранским владетелем Иранджи-ханом, Шейбани удалился в Бухару. Проскитавшись некоторое время в Мавераннахре, Шейбани прибыл в Кипчак, куда приглашал его Муса-Мирза, одип, из эмиров Кипчакских, обещавший ему помощь и покровительство к достижению ханского достоинства. Но Муса-Мирза обещания своего исполнить не мог: эмиры манкытские (ногайские) были на то не согласны. Тогда Шейбани удалился из Дешта. Несколько раз сражался он потом с Махмудом Султаном, сыном Джанибека, владетелем Сузака; но разбитый им, удалился в Мангышлак. Оттуда направился в Бухару. Путь его лежал через Хорезм.
В это время Хорезм находился под властью Хорасанского Султана Хуссейна-Мирзы, и от имени этого Султана правил Хорезмом Насир-эд-Дин-Абдуль-халик-Фирузшах, который приготовил богатые подарки для встречи Шейбани. Шейбани принял подарки и направился в Бухару.
В 891 (1486) г. предпринял Шейбани поход в Хорезм. Тамошнего правителя Абдуль-халика-Фирузшаха в то время там не было, он находился в Хорасане у своего государя Хусейна-Мирзы. Шейбани обложил столицу; но узнав, что приближается из Хорасана десятитысячное войско, снял осаду и отступили к крепости Булдумсаз. Взяв с жителей богатые подарки, отступил он к Везирю. Здесь два дня продолжался бой и, несмотря на то, что у Шейбани было всего 600 человек, он заставил противников отступить к Ургенчу, Затем пошел на Адак, а оттуда на Астрабад. Ограбив эти местности, пошел Шейбани в город Хорезма Терсек, где оставался его гарнизон. Вызванный отсюда Султаном Махмудом, удалился Шейбани в Туркестан.
Двадцать лет спустя, в 911 (1505) году, снова идет Шейбани в Хорезм. В Хорезме сидел в то время Чин-Софи и правил страною от имени Хусейна-Мирзы. Поход этот предпринят был зимою, чтобы перейти Аму-Дарью по льду. Осада главной крепости Хорезма тянулась 9 месяцев, благодаря энергичной защите Чина-Софи и помощи, оказанной ему Хосроу-шахом (владетелем Хиссара, Кундуза, Хатлана и Бадакшана). Но когда Шейбани удалось лишить Хорезм этой поддержки, то Чин-Софи продержался не долго; он был убит своими же приближенными. Город сдался. Шейбани поставил в нем своего правителя (даругу) и удалился в Самарканд.
Через два года после того завоевал Шейбани и Хорасан. Около 914 (1508) г. завоевал Шейбани все земли Тимуридов. Управление этими землями поручил он своим сподвижникам: Джан-Вефа-бею дал Герат, Кабуз-бий Найману — Мерв; Хорезм-Шах-Султану — Бальх; Мегди-Султану и Гамзе — Хиссар; Ахмед-Султану — Кундуз; Сиюнидж-Хаджи хану — Ташкент; Джанибеку — Аксу; Махмуд-Шах Султану — Андиджан; Кушчи-Кепёку — Хорезм; Кучкунджи-хану — Туркестан; наместничество в Бухаре и Каракуме получил сперва Султан-Махмуд (брат Шейбани); а по смерти его оно, вместе с Самаркандом, досталось Мухаммед-Тимур-Султану (старшему сыну Шейбани).
Завоевав Хорезм, Шейбани-хан приблизился к границам Ирака (Персии), и столкновение его с Шахом-Измаилом-Сефи было неизбежно. Первый сделал вызов Шейбани; но борьба кончилась не в его пользу. В битве при Мерве в шаабане 916 (в ноябре 1510) года Шейбани пал, на 61 году жизни.

Вторжение узбеков в Хорезм

После смерти хана Шейбани Хорезм достался шаху Измаилу, который послал туда своих губернаторов. В Ургенч прибыл Субхан-Кули; а в Везирь Рахман-Кули. Они были братья. В то время персидские Сефевиды открыто приняли шиизм; поэтому благочестивые сунниты Хорезма находили неприличным подчиняться шиитам и начали готовить восстание. Прежде других заявил протест против господства шиитов Омар, кади г. Везиря. В этом городе и возник против персидского правительства заговор, который готовился около двух лет. Желая привести его в исполнение, заговорщики обратились к одному почитаемому всеми человеку, Xуссам-эд Дину Каталу, потомку знаменитого Сеида-Аты, имевшего свое пребывание в Бакыргане. Они просили его принять на себя ханское достоинство и избавить страну от Кызылбашей (так сунниты именуют персов). Хуссам-эд-Дин отказался от предложенной чести; а прибывшим к нему указал на человека по своему происхождению достойного занять ханский престол в Хорезме. Он говорил им про Ильбарса, сына Берке Султана. Сыновья Берке Султана и их ближайшие родственники, по родовой вражде к Шейбани-хану, не принимали никакого участия в его походах; не получили от него поэтому и никакого удела; жили они в прежних своих кочевьях, не спускаясь в Мавераннахр. Шейбани, предав смерти самого Берке Султана, не тронул его родственников. Заговорщики обратились к Ильбарсу с просьбой сесть на ханство в Везире. Ильбарс согласился, и когда прибыл вместе с братом Бильбарсом к Везирю, то жители отворили ему ворота и начали избивать Кызылбашей. Затем сарты и узбеки, отпраздновав это событие, провозгласили Ильбарса ханом.
Прежде, говорит Абуль-Гази, г. Везирь властвовал над многими городами, и в каждом из них был свой правитель. Но теперь страна была так опустошена, что при вступлении в нее Ильбарса, правители были в трех только городах: в Везире, Яны-шехре и Терсеке. Ильбарс остался в Везире, Яны-шехр отдал в удел брату, Бильбарсу (известному более под именем Биликыдж-Султана); а в Терсеке поставил особого правителя.
Когда весть о событиях в Везире пришла в Ургенч, Субхан-Кули собрал жителей Ургенча и заявил им, что если они недовольны его управлением, то он готов удалиться. Но жители были им довольны и просили остаться, говоря, что они ничего общего с Узбеками не имеют, что те не их роду и племени. Субхан-Кули остался. Через три месяца после того, Ильбарс выступил на Ургенч. Жители этого города стали сопротивляться; но так как Субхан-Кули во время битвы был убит, то город сдался.
После того Ильбарс послал к своим родственникам приглашение присоединиться к нему: его силы были еще очень слабы для предстоящей борьбы с городами Хиваком и Гезараспом, где сарты также упросили Кызылбашей остаться. А между тем большая часть узбеков оставалась при сыновьях Ядигера, Абулеке и Эминеке.
Абулек и Эминек явились к Ильбарсу и привели свои роды Узбеков. Ильбарс уступил им Ургенч. Вскоре после того сыновья Эминека стали производить опустошительные набеги на окрестности Хивака. Тогда. Кызылбаши оставили этот город, и он, а равно Гезарасп и Кят, перешли во владение сыновей Эминека, которые и разделили их между собой.
Вслед за тем начали Узбеки делать вторжения в Хорасан. Шаха Измаила тогда не было уже на свете, и некому было оказать сопротивление новым хищникам. Правители пограничных провинций, к северу от гор Хорасанских до Мехинэ и Деруна на востоке, бежали, оставив свои посты. Тогда каждый тюря (титул ханских сыновей и вообще членов ханского семейства) получил во владение несколько провинций. Младший брат Ильбарса Биликидж стал производить набеги на Абульханских и Мангышлакских Туркмен, и многих, подчинив себе, заставил платить дань, величина, которой изменялась смотря по обстоятельствам.
Ильбарс-хан оставил 7 или 8 сыновей, из которых старший назывался Султан-Гази, второй Мухаммед-Гази. От Биликиджа осталось 5 сыновей; старший — Султан-Хаджи. Ильбарс своим потомкам дал титул Гази; потомки Биликиджа получили титул Хаджи.
По смерти Ильбарса вступить на ханство должен был по общему утверждению родственников старший в роде; таким оказался Султан-Хаджи, сын Биликиджа. Он прибыл в Везирь, где и был провозглашен ханом. Но сын Ильбарса владел бОльшим наследством и был могущественнее хана, которого он прибрал к рукам, а сам стал управлять ханством. Хану же он предоставил только «титул и первый кусок за столом».
Султан-Хаджи правил всего один год. После него ханом провозглашен был Хасат-Кули, сын Абулек-хана, избравший своей резиденцией город Ургенч. Но ему стали завидовать сыновья Ильбарса и сыновья Эминека (Софиан, Буджуга, Аванеш, Кал, Агатай и Аганай). Составили они союз и напали на Хасана-Кули, который заперся в Ургенче. Город был осаждаем четыре месяца и наконец голодом принужден был сдаться. Хасан-Кули и его сын Беляль были убиты; а другие малолетние сыновья, вместе с их матерью, были отправлены в Бухару.

Софиан-хан

По смерти Хасан-Кули-хана, ханом был провозглашен в Ургенче Софиан, сын Эминека-хана. Султан-Гази-Султан, вместе с другими братьями, получил Везир, Янышехр, Терсек, Дерун в Хорасане, и Мангышлакских Туркмен. Остальные сыновья Эминека получили — Гезарасп, Хавак, Кят, Бульдумсаз, Никечкэ, это были города в области реки (Су-буйянда); Баг-Абад, Несай, Абиверд, Чехордэ, Мехинэ, Джедже — города в горной области (Тау-буйянда), (под имене городов в су-буйянда разумелись города в Хорезме; а в тау-буйянда — завоеванные города в Хорасане) а также Туркмен, живших на берегах Аму, на Абулькане (при Балканских горах) и в Дегистане.
Софиан-хан обратил все свое старание на подчинение Туркмен, чего и достиг: Туркмены стали платить ему дань.
Описывая борьбу Софиана с Туркменами, Абуль-Гази сообщает, что в то время путь от Ургенча до Абуль-хана пролегал селениями, так как Аму-Дарья, протекая под стенами Ургенча, поворачивала на запад и шла до восточных отрогов Абульханских гор; отсюда поворачивала сперва на юг, потом на запад, и при Угурджэ впадала в Каспийское море. Вся эта страна была густо населена: от Пиш-гаха до Кара-Кичита кочевало племя Адаклы-Хизыр; от Кара-Кичита до западного склона Абульханских гор — племя Али; а оттуда до впадения в море — Тиведжи.

Буджуга-хан

После Софиана-хана избран был на ханство брат его Буджуга, как старший в ханском семействе. Новый хан поселился в Ургегнче. Пять сыновей Софиан-хана получили в удел город Хивак.
Буджуга-хан был современник Бухарскому хану Убейд-хану.
Сам Буджуга-хан и его родственники стали производить набеги на персидские владения в Хорасане, и страшно опустошали эту страну. Шах Тахмасп, не имея возможности сдержать Узбеков силой, употребил другой способ. Он просил хана выдать за него замуж дочь свою. Буджуга согласился и, так как у него не было дочерей, то он выдал за Шаха Тахмаспа дочь своего брата Софиан-хана, Аишу-бигэ.

Аванеш-хан

Ханствование Аванеш-хана ознаменовалось внутренними распрями. Многочисленные члены ханского семейства не поладили между собой. Сын хана Дин-Мухаммед ограбил сборщика податей, посланного Мухаммедом-Гази Султаном (сыном Ильбарса), владевшего Деруном. Это обстоятельство, следствием которого было убийство Мухаммеда-Гази-Султана Дин-Мухаммедом, разожгло войну между сыновьями Эминека, с одной стороны, и сыновьями Ильбарса — с другой. Эти последние, с Султан-Гази-Султаном во главе, были разбиты при селении Кум-Кенд. Султан-Гази бежал в Везирь, но неприятель вошел туда вслед за ним. Султан-Гази и пятнадцать его родственников были убиты. Но два сына Султана-Гази, Омар-Гази Султан 15 лет, и Шир-Гази Султан 12 лет, доставшиеся на долю Агатай-хана были им пощажены и, под охраной, отправлены в Бухару.
Доставшиеся победителям области были разделены между ними; при этом Дин-Мухаммед получил Дерун.
Между тем Омар-Гази Султан, находившийся в Бухаре, постоянно приставал к Убейд-Улле, прося у него войска для возвращения отцова наследия. Убейд-Улла решился, наконец, предпринять поход на Ургенч, в надежде увеличить свои владения. К нему присоединились и Джеван-Мард хан Самаркандский (сын Абу Саида хана (сына Кучкуджи)), и Барак хан Ташкентский и внуки Гамзы и Мегди Султаны Хиссарские. Братья Аванеш-хана, находившиеся в Хиве и Гезараспе, укрылись в Ургенче; но все-таки силы хана Ургенчского были так ничтожны, в сравнении с неприятельскими, что Аванеш-хан бежал со всеми своими родственниками в Кир (Киром называет Абуль-Гази плоскую возвышенность Усть-урт). Убейд-хан прибыл в Ургенч и отрядил часть войска преследовать хана. Аванеш хан и был захвачен в плен, в месте, называемом Бият-кири. Он был выдан Омару-Гази Султану, который и велел убить его, в отмщение за смерть отца. Но ни Агатаю, ни другому брату, Калу, не сделали никакого зла. Убейд-Улла посадил в Ургенче своего сына, Абдуль-Азиза. Сарты и Тукмены оставлены были в покое; но Узбеки перечислены и разделены на 4 части. Одна пошла на долю Убейд-Уллы, другая — тюрям хиссарским, третья — самаркандским, и четвертая — ташкентским.
Те родственники хана Аванеша, которые избавились от плена, бежали в Дерун к Дин-Мухаммеду. В числе же пленных взят был и старший сын Агатая, Хаджи-Мухаммед-Султан (зовется у Абуль-Гази обыкновенно Хаджим), которому было в то время, как говорит Абуль-Гази, 18 лет.
Искендер Мунши, описывая завоевание Ургенча Убейд-Уллой ханом, говорит, что это случилось в 945 (1538, 9) году.
Вскоре Хаджи-Мухаммед бежал из Бухары в Дерун, к Дин-Мухаммеду. Здесь Дин-Мухаммед решил вместе со своими родственниками возвратить свои владения. При помощи Туркмен Адаклы отняли они сперва Хивак (Хиву), где даруга, поставленный Убейд-Уллой, был убит вместе с десятью своими помощниками. Даруга Гезараспа бежал; вслед затем оставил Ургенч и Абдуль-Азис. Войско бухарского хана, посланное против Дин-Мухаммеда, было разбито; беки им предводительствовавшие были взяты в плен и послужили потом к обмену пленных, находившихся в Бухаре. Для этого обмена послан был Хаджим-Султан, который успешно исполнил свое поручение.
Когда имели место эти события, Абуль-Гази не говорит; но мы узнаем время их из другого источника. Казвини, в «Любб-уль-теварих», в главе о султанах Узбекских, описывая ханствование Убейид-Уллы, сообщает, что после поражения, нанесенного войскам его Дин-Мухаммедом, Убейд-Улла с горя и досады умер в Бухаре в начале месяца зиль-кааде 946 г., а потому год битвы этой должен быть 1539. В русском переводе Абуль-Гази выставленный 949 год, как год смерти Убейд-Уллы, принимается В.В. Вельяминовым-Зерновым годом возвращения из Бухары Хаджим-Султана. Едва ли так продолжителен был обмен пленных; кроме того, отпустил хивинских пленных сам Убейд-Улла и Хаджиму нечего было так долго засиживаться в Бухаре. Правда, Хаджи-Мухаммед ездил и в Самарканд, и в Хиссар, но все же для этого слишком много двух лет. Вообще, следует замегить, что года, приводимые у Абуль-Гази, вследствие ли ошибок переписчиков, вследствие ли другой какой причины, все почти не вяжутся между собою; а циклическое название редко подходит к тому году, к которому отнесено. Возьмем случай, касающийся описываемых событий. Дин-Мухаммеду, пишет Абуль-Гази, во время похода его в Хорезм, было 20 лет. Родился он в 920 году (так как год смерти его относит Абуле-Гази к 960 г., когда Дин-Мухаммеду было 40 лет) , то значит, овладел он Ургенчем около 940 г., что не верно. То же самое увидим и с годами Хаджи-Мухаммеда.

Кал-хан

По возвращении из Бухары Хаджим-Султана, ханом провозглашен был в Ургенче Кал-хан. Его ханствование, говорит Абуль-Гази, было самое спокойное; народ отдохнул от войн; съестные припасы подешевели.

Агатай-хан

По смерти Кал-хана, ханом провозгласили Агатая. Провозглашен он был в городе Везире. Два сына Кал-хана получили в удел город Кят; произошло при этом перемещение и в прочих уделах: Али-султан (сын Аванеш-хана) утвердился в Деруне; брат его, Махмуд, в Ургенче; Несай и Абиверд отдали Дин-Мухаммеду; Хиву и Гезарасп — Ишу и Досту (сыновьям Буджуги-хана).
Но мир скоро был нарушен. Нарушил его Юнус, сын Софиан-хана. Он пробрался в Ургенч, выгнал оттуда Махмуда и был провозглашен жителями Ургенча ханом, так как они не любили Махмуда за его притеснения. Тогда Агатай-хан выступил с войском против Юсуфа, но потерпел поражение, попал в плен и был убит.
Определить год смерти Агатай-хана можем, приблизительно, впрочем, по нашим источникам. В 1553 г. ногайский мирза Касай писал Иоанну Грозному, что он находится в «свойстве» и с Бухарским царем, и с Юргенским царем Ахтаем. Значит в этом году Агатай ханствовал еще в Везире. В 1558 г. ханом провозглашен был сын его Хаджим; а перед этим ханом был Дост-хан. Следовательно, Агатай-хан был убит вскоре же после 1553 г.; но не раньше.
Сыновья убитого хана, с Хаджим-Султаном во главе, выступили против Юнуса, который бежал в Бухару; но его сын, Касим, попал в плен и казнен в Ургенче.
Ханом провозглашен был Дост, старший сын Буджуги-хана. Сыновья Агатая получили Ургенч и Везирь.

Дост-хан

В его ханствование младший его брат, Иш-Султан, пытался отнять Ургенч у сыновей Агатая. На некоторое время он и овладел этим городом; но когда Хаджим с братьями осадили его в Ургенче, он был убит и город возвращен. Брат его Дост-хан был в Хиве убит (резиденцией Дост-хана была Хива). Эти события имели место в 965 г. лошади (1558 г.).