Религиозные верования осетин

Исторический очерк

Осетины являются «чужаками» на Кавказе. Среди коренного яфетического населения они составляют островок так называемых индоевропейцев (иранцев). Далекое историческое прошлое осетин до сих пор не выяснено. Предполагают, что являются они выходцами из Азии (родины всех индоевропейцев), откуда пришли в Приазовские степи. С нашествием в Европу тюрков, осетины, под их натиском, вынуждены были переселиться на Северный Кавказ, проникли в горы, образовав Северную Осетию, и частично перевалив Большой Кавказ, положили начало Юго-Осетии или Туальской Осии. На Кавказе осетины раньше были известны под именем ирон, ос, осы (у грузин) и ясы (у русских).
В настоящее время индоевропейское происхождение осетин в лучшем случае может быть предметом «гордости» некоторых отуманенных шовинизмом голов. Сами современные осетины весьма мало отличаются от соседних народностей (яфетидов и турок), не выделяясь из их среды ни в бытовом, ни в хозяйственном отношении.
На современной родине жизнь осетин в целом сложилась крайне неблагоприятно. Будучи сравнительно немногочисленными, осетины, вскоре после их появления на Кавказе, подпали под владычество наиболее сильного в то время в Закавказье государства — Грузии. Правители последней «облагодетельствовали» осетин насаждением среди них христианства, а вместе с ним и феодализма, превратив осетин в своих данников. Только в XIII веке, после нашествия в Закавказье монголов и ослабления Грузии, осетины, при помощи соседних «язычников» монголо-татар, изгнали из Осетии успевших там осесть грузинских князей.
Начавшаяся мирная жизнь осетин была, однако, вскоре омрачена появлением на Северном Кавказе кабардин. Подвигаясь на юг к предгорьям и захватывая наиболее удобные земли, кабардинские феодалы оттеснили осетин глубоко в горы и ущелья. С этого времени начинается самый трагичный период жизни осетин. Запертые в каменный мешок среди гор и скал, лишенные пастбищных и земледельческих угодий, опустошаемые набегами кабардинских князей, осетины начали уменьшаться численно, т. к. голод и сопутствующие ему болезни уносили в могилу десятками тысяч население.

Групповой портрет мужчин в национальных костюмах и женщин в полугородских платьях. Осетины. Северная Осетия — Алания, Владикавказ, 2-ая половина XIX в.

Религиозная ненависть и распри усугубили положение: среди недостаточно объединенных и еще враждебных друг другу племен, которых христианская церковь успела уже коснуться, начало распространяться мусульманство. Между представителями этих двух церквей началась «во славу божию» отчаянная и непримиримая борьба за господство над осетинским населением. В одних и тех же семьях появились приверженцы различных религий, враждовавших и преследовавших друг друга. В связи с этим народились так называемые абреки (отверженные). В довершение ко всем бедствиям абреки превратились в наиболее разрушительную силу: они грабили, жгли, убивали и насиловали население.
Следует сказать, что к тому времени под влиянием кабардин среди вольных раньше осетин успела произойти резкая дифференциация. Ко времени прихода на Кавказ русских среди осетин уже имелся хорошо выявленный класс дворян — «уозьденлаг». Средним сословием были «фарсалаги», низшим «кавасард» и, наконец, несвободное, рабское сословие — «грузиак» (племенные из Грузии). Низшее сословие «кавасард» пополнялось также детьми, рождавшимися у высших классов от наложниц. В руках высших сословий религиозная ненависть и распри явились прекрасным орудием для укрепления своего господства.
Следует однако сказать, что, несмотря на ожесточенную борьбу двух враждовавших за господство над осетинами церквей, ни христианство, ни ислам не сумели пустить в осетинскую массу глубоких корней. Обе религии только отчасти и поверхностно коснулись осетин, оставшихся последователями древних религиозных воззрений. Несмотря на то, что официально осетины значатся христианами, только некоторые «святые», как Илья-пророк и другие приняли у осетин «языческий» облик, заняли равное место с древними богами и святыми. Магометанство же привилось в еще меньшей степени.
В религиозных верованиях осетин до сих пор преобладает поклонение духам и стихиям природы. Они прекрасно прилажены к хозяйству осетин, состоящему из скотоводства (в горах) и земледелия (на плоскости), полностью зависимого от окружающей природной среды, особенно в горных пастушеских районах.
Карликовое хозяйство осетина, основанное на примитивнейших формах производства, всегда подвержено было случайным стихийным бедствиям, для борьбы с которыми осетин не имел в своем арсенале никаких иных средств, кроме обращения к воображаемым сверхъестественным патронам о помощи.
Верования эти крепко держались на протяжении многих веков, так как усовершенствованные способы производства и знания вообще до самого последнего времени просачивались к осетинам с большим трудом и в крайне незначительных размерах.
Фактически только после революции осетины получили возможность выйти из гор и ущелий на плоскость и заняться в большем, чем раньше, размере земледелием с применением более усовершенствованных орудий. Благоприятные условия создались только при советской власти, когда были проведены в Осетии грандиозные оросительные работы (например, Дигорский канал, оросивший бесплодное Султановское плато). И мы видим, что в последние годы, по мере насаждения новых форм хозяйства и коллективизации, туман религиозных суеверий начинает развеиваться, рушатся вековые предрассудки и вместе с ними летят вверх тормашками осевшие в Осетии боги и святые различных культов.


Автор: М.С. Плисецкий