«Страна гор» представляет одну из интереснейших областей Кавказа, которая имела в прошлом и сохранила до наших дней разнообразные формы и технические приемы народного искусства.
Ковровый, ювелирный, керамический, дерево-обделочный и другие виды художественной промышленности Дагестана хорошо известны не только в СССР, но и за границей. В них уцелели традиции далекой древности, памятники которой в настоящее время являются предметом пристального внимания для тех, кто изучает искусство Кавказа в исторической перспективе.
В настоящем очерке мы хотим обратить внимание на резьбу по камню и дереву в Дагестане, которая имеет многочисленные образцы и в монументальной и миниатюрной трактовке. Она существует и в настоящее время и, несмотря на сильное проникновение, в связи с ломкой старого быта, новых принципов и требований современного искусства, поддерживает еще в народе художественное творчество на довольно высокой ступени, корни которого находятся в глубоком историческом прошлом.
Резьба имеет разнообразные формы трактовки и в особенности по камню; мы наблюдаем ее и в крупной пластике, и в рельефе разного калибра, и в графике от примитивного до высокохудожественного приема, и в силуэтно-выемчатой технике. Все эти виды резьбы имеют общий плоскостной тон и определенную статичность стиля, которая отличается довольно резко от стиля западного искусства, полного динамики, движения. Ориентальность стиля вполне понятна тем более, что искусство Дагестана невозможно рассматривать вне принципов и форм восточного искусства.
В данном очерке мы не имеем целью исчерпать все виды сюжетных мотивов рассматриваемого рода дагестанского искусства (подробно мы говорим в другом месте: Башкиров А.С. Искусство Дагестана. Резные камни); здесь же имеем целью обратить внимание на общую картину уходящих форм художественного творчества и остановимся на главных его видах, отмечая, что рельефная пластика будет доминировать на юге страны, а графические приемы — на ее севере.
Наблюдая дагестанскую пластику и в особенности в камне, мы должны указать на то, что наибольшее количество памятников рельефа встречается в горном Кайтаге, графика же широко развита на территории аварских и андийских племен.
Резьба по дереву широко распространена по всему Дагестану, но высокохудожественным ее центром является южный Табасаран с его мощным орехом, который служит прекрасным материалом для художественной резьбы.