Резьба по камню, по дереву, по глине в Средней Азии

Резьба по дереву

Теперь перейдем к украшению зданий резным деревом, к рассмотрению деревянных колонн, резных дверей, потолков, михрабов, мечетей, стенок деревянных надгробий. Местные породы дерева, употребляемого для архитектурной декорации зданий, следующие: орех, чинар, карагач, арча и в позднейшее время тополь.
Резьба по дереву в Средней Азии достигала очень высокого мастерства. Древнейшие дошедшие до нас образцы ее восходят еще к концу первого тысячелетия нашей эры. Мастера украшали резьбой и колонны в мечетях и других зданиях, и части домов: двери, косяки, решетки; сохранились резные деревянные надгробия (сагана), порой тончайшей работы; дошел даже резной михраб домонгольской эпохи. Одним из древнейших памятников резьбы являются колонны: курутская и из Обурдона. Особенно архаичны по характеру орнамента и технике резьбы два деревянных панно из Обурдона в горном Таджикистане (ныне находятся в Ташкентском музее) (статьи о них в сб. «По Таджикистану», 1927). Здесь змеевидные чудовища с головами, обращенными друг к другу, образуют ритмический волнообразный основной узор, внутри которого включен симметричный орнаментальный мотив из кривых линий с загнутыми концами и с вкрапленными трилистниками. Этот мотив с его элементами представляет близкое сходство с резными деревянными панно тулунидской эпохи из Каира, относящимися к концу IX в. (Migeon, Manuel ďart musulman, I, 1927), но рисунок у обурдонских панно богаче, манера исполнения свежее и энергичнее; датировка их IX или X в. представляется нам очень вероятной.
Обурдонская колонна из Мачи в Зеравшанских горах сделана из арчевого дерева; она особенно интересна по своей орнаментации. Орнамент этой колонны состоит из следующих элементов: мотива очень сильно стилизованных птичьих головок, маленького фриза из циркульных арок, маленького фриза из перлов, еще сасанидского типа, и вытянутых с закруглением на концах побегов того типа, который встречается в Самарре и на резных деревянных панно тулунидской эпохи. Чрезвычайно интересен михраб в мечети селения Искодар в горном Таджикистане. По своей композиции и особенностям орнаментации он может быть сопоставлен с стуковым михрабом из Мешхед-и-Мисриан и некоторыми стуковыми михрабами Ирана домонгольской эпохи. С точки зрения художественной ценности его можно сравнить с тремя михрабами фатимидской эпохи XII в. в Арабском музее в Каире. К XI-XII вв. относим мы и рассматриваемый михраб. По воспроизводимым снимкам (рис. 115 и 116), выполненным архитектором Кузнецовым во время его поездки в Зеравшанские горы, мы можем получить понятие о чрезвычайно высоком мастерстве резьбы этого михраба, о богатстве и разнообразии мотивов орнаментации.

Деталь михраба XII-XIII вв. в Искодаре. Таджикистан

Рис. 115. Деталь михраба XII-XIII вв. в Искодаре. Таджикистан

Деталь михраба XII-XIII вв. в Искодаре. Таджикистан

Рис. 116. Деталь михраба XII-XIII вв. в Искодаре. Таджикистан

Отметим очень своеобразную трактовку мотива плетения в квадратном панно над михрабной нишей: геометрические ленточные плетения неожиданно заканчиваются двумя растительными мотивами полупальметты по углам квадрата. Арка украшена выступами в виде фестонов; параллели этому мотиву находим в резьбе по стуку: в михрабе Мешхед-и-Мисриан (рис. 28) и в резьбе мазара Шаха-Фазиля в Сафид-Буленде (рис. 68). Очень интересно оформлены капители и базы колонн; капители двойные: в нижней части декорированы геометрическим орнаментом, в верхней — данными сильным рельефом волютами и крупными растительными элементами, напоминающими листья аканта.
Очень интересны резные двери и ряд резных колонн в Джума-мечети в Хиве. В этой мечети 213 резных деревянных колонн, из которых до 20 орнаментированных колонн по данным стиля должны быть отнесены к XI-XIV вв. н. э. (рис. 113 и 114).

Деталь деревянной резной колонны XII-XIII вв. в Джума-мечети в Хиве

Рис. 113. Деталь деревянной резной колонны XII-XIII вв. в Джума-мечети в Хиве

Деталь деревянной резной колонны XII-XIII вв. в Джума-мечети в Хиве

Рис. 114. Деталь деревянной резной колонны XII-XIII вв. в Джума-мечети в Хиве

Такая датировка не противоречит историческим данным, так как арабские географы упоминают о Хиве, как о значительном городе, еще в X в. К этому времени могло относиться и первоначальное построение соборной мечети. Дверь главного входа — по-видимому, древнейший образец дверной деревянной резьбы вообще из числа дошедших до нас в Средней Азии. По гладкому фону дерева симметрично распределены четырехугольные, пятиугольные, шестиугольные различных форм маленькие панно с орнаментом внутри. Схема орнаментирования и характер орнамента находят себе некоторые аналогии с орнаментированным панно в термезской резной декорации XI-XII вв. (под фризом с зверями). Значительно более близкие аналогии с термезской резьбой представляют некоторые орнаментации на колоннах. Так, на капители одной из них видим мотив полупальметт, аналогичный сходному мотиву на колонне первого пилона. На стволе другой колонны геометрическое плетение и орнамент в промежутках между лентами представляют значительную аналогию с упомянутым фризом, с которым мы сравнивали орнаментацию двери. В закругленной базе другой колонны мы находим раковинообразное украшение. Узор на одной из капителей близок к орнаменту тулунидского панно в Каире, таков же характер узкого фриза другой колонны (под арабской надписью). Есть в этой группе древнейших колонн в хивинской мечети Джума и более поздние: проф. М. С. Андреев на одной из них прочел дату — 716 (1316 г.).
Ряд интересных образцов резьбы по дереву сохранился от XIV-XV вв. В 1928 г. M. Е. Массоном была обнаружена в г. Туркестане крупная резная колонна из крепкого буджун-карагача, имеющая дату изготовления 10 сафара 753 года хиджры, т. е. 7 апреля 1352 г. н. э. Им была обнаружена там же еще одна резная колонна с каемкой из стилизованных птичек и датой изготовления 876 (1471 г.) (М. Е. Массон, О постройке мавзолея Ходжа-Ахмеда в городе Туркестане («Изв. Среднеазиатского геогр. о-ва», т. XIX), Ташкент 1929). Обе колонны были затем перевезены в Ташкентский музей.
Замечательным памятником резьбы первой половины XIV в. является больших размеров кенотаф из мавзолея Сейф-э-дина-Бохарзи близ Бухары (теперь в Бухарском музее). Он отличается тонкостью исполнения, разнообразием орнаментальных мотивов и самой техникой (рис. 117). Здесь наблюдаются различные типы рельефа, — от плоскостно трактованного барельефа до горельефа. На той стороне надгробия, которую мы воспроизводим (рис. 118), общая композиция расчленена на пять панно.

Деталь резного деревянного надгробия из мазара Сейф-э-дина-Бохарзи в Бухаре. XIV в. Бухарский музей

Рис. 117. Деталь резного деревянного надгробия из мазара Сейф-э-дина-Бохарзи в Бухаре. XIV в. Бухарский музей

Деталь резного деревянного надгробия из мазара Сейф-э-дина-Бохарзи в Бухаре. XIV в. Бухарский музей

Рис. 118. Деталь резного деревянного надгробия из мазара Сейф-э-дина-Бохарзи в Бухаре. XIV в. Бухарский музей

Центральное панно украшено пятилопастной арочкой на колонках. Панно направо и налево от центрального заполнены геометрическим орнаментом, образующим звездообразные и полигональные фигуры. Выше пояса панно проходит фриз с орнаментацией звезд и полукрестов — мотив, часто встречающийся в мусульманском искусстве. На одном из панно другой стороны рассматриваемого кенотафа виден на фоне сложного плетения арабесок и листвы медальон формы, сходной с подобным же мотивом одного панно из мечети Ибн-Тулуна в Каире (1296 г.), опубликованного Р. Эттингаузеном («Aegyptische Holzschnitzereien aus islamischer Zeit» («Berliner Museen», 1933)).
Другой образец бухарской резьбы XIV в. — это деревянное резное надгробие из мавзолея тимурского времени Чешма-Аюб в Бухаре (находится теперь в Бухарском музее). Композиция из переплетающихся лент с заполнениями растительным орнаментом (рис. 119, деталь надгробия) встречается и в резьбе по дереву (например в надгробии Бохарзи) и в резьбе по стуку (в резьбе Термезского дворца); но здесь этот композиционный мотив трактован особенно монументально и крепко, подчиняя отдельные орнаментальные элементы симметрической и централизованной схеме.

Деталь резного деревянного надгробия из мавзолея Чешма-Аюб в Бухаре. XIV-XV вв. Бухарский музей

Рис. 119. Деталь резного деревянного надгробия из мавзолея Чешма-Аюб в Бухаре. XIV-XV вв. Бухарский музей

Кульминационным пунктом развития резьбы по дереву была эпоха Тимура. От этой эпохи дошло несколько превосходных дверей в замечательнейших памятниках тимуровской эпохи: в мечети Ходжа-Ахмеда-Ессеви в г. Туркестане (двое дверей), в Шах-и-Зинда в Самарканде, в Гур-Эмире (еще в дореволюционное время перевезены в Эрмитаж). Тогда в наиболее яркой форме сложился тип общей композиции дверей, удержавшийся и в позднейшее время. Обе створки двери обычно декорируются одинаково; орнаментация каждой створки распределяется по трем панно: верхнее и нижнее — квадратной формы, среднее — прямоугольной; вокруг панно идут рамы. Двери из мечети Ессеви носят точные даты: ведущая из Ханаки в мавзолей Хаджа-Ахмеда носит дату 1394-1395 г. н. э., входная дверь-дату 1397 г. н. э.; указывается и имя мастера: Изз-эд-дин. С большим мастерством и удивительной пышностью украшены двери при входе в мечеть (деталь входной двери воспроизведена у Б. Денике, О резных деревянных дверях в Средней Азии («Сборник Института археологии», т. IV, 1929); общий вид двери — у Соhn-Wiener. Turan, табл. 40). В верхних панно заключены надписи; центральное панно представляет собой единую орнаментальную композицию с семилопастной аркой в верхней части, со сложным медальоном посредине, вытянутым вертикально, и с богатейшим растительным плетением, выполненным резьбой высокого плана на фоне растительных орнаментов фона, данных плоским рельефом. Рамы орнаментированы повторяющимся узором ленточного плетения, образующего восьмиконечные звезды и медальоны удлиненной формы с мельчайшей растительной орнаментацией внутри них. Двери в Шах-и-Зинда с датой 801 (1398 г.) (В. Л. Вяткин, Памятники древностей Самарканда, 1927, стр. 24. Воспр. у Kraft, A travers Le Turkestan russe, 1903) представляют собой богатейшее развитие орнаментальной многопланной резьбы, как это видно на рис. 120, изображающем деталь средней части дверей. В центральной части дверей из Гур-Эмира развертывается не встречавшийся ранее в резьбе мотив композиции (воспр. y A. Ю. Якубовского, Самарканд при Тимуре и тимуридах, рис. 14) с изображением вазы и поднимающегося из нее пышного букета, выполненного резьбой высокого плана.

Дверь из мечети Шах-и-Зинда в Самарканде. 1398 г. Деталь

Рис. 120. Дверь из мечети Шах-и-Зинда в Самарканде. 1398 г. Деталь

О резьбе эпохи Улуг-Бека дает понятие дверь из медресе его имени в Самарканде (1417-1420 гг.) (воспр. у В. Deniké, Quelques monuments de bois sculpté au Turkestan Occidental («Ars islamica», vol. II, part 1, 1935)). Деталь потолка из мечети Балянд в Бухаре дает представление о характере резьбы в Бухаре конца ХVI в.: узор образован геометрическим плетением, в свою очередь украшенным на поверхности лент рельефным плетением геометрического типа; и фон и рельефные части резьбы покрыты многоцветной росписью.
Интересные двери XIX в. сохранились в Шахрисябсе, Оше, Коканде, Ура-Тюбе, большое количество резных дверей в старинных частных домах сохранилось в Старом Ташкенте (воспр. в ст. П. Е. Корнилова в журн. «Яналиф» (Казань, февраль 1929)), в Хиве и других городах Хорезма, в селениях Каратегина и Дарваза (А. А. Семенов, Этнографические очерки Зеравшанских гор, Кагатегина и Дарваза. 1903. Изображения резных дверей — на стр. 46 и табл. III; образцы резных орнаментов на дверях и воротах — табл. IV-VI). Даже в исполнении дверей XIX в. сохраняются отзвуки большого мастерства. Материалом для резных дверей служил главным образом орех, а позднее чинар, в новейшее время — тополь. Мы воспроизводим образцы высококачественной резьбы по дереву из Хивы: двери, детали колонн (рис. 121-124).

Резная дверь. Хива. XIX в.

Рис. 121. Резная дверь. Хива. XIX в.

Деталь резной двери. Хива. XIX в.

Рис. 122. Деталь резной двери. Хива. XIX в.

Деталь резной деревянной колонны. Хива. XIX в.

Рис. 123. Деталь резной деревянной колонны. Хива. XIX в.

Деталь резной деревянной колонны. Хива. XIX в.

Рис. 124. Деталь резной деревянной колонны. Хива. XIX в.

В дверях наблюдается традиционное распределение резьбы на каждой створке на три панно, но резьба и по технике и по характеру орнаментации иная: она однопланна, растительные мотивы просторно распределены по гладкому фону, образуя по преимуществу криволинейные образования; геометрический орнамент почти исчезает. В колоннах преимущественно украшаются резьбой капители и нижние части стволов вместе с базами. Резьба по дереву была распространена не только у оседлого городского населения Средней Азии, таджиков и узбеков, но и у кочевников: казахов и киргизов. Резьбу по дереву у киргизов и казахов можно разбить на два типа: 1) плоскую резьбу и 2) как бы горельефную. С. М. Дудин так характеризует эти оба типа: «Плоская резьба, — пишет он (С. М. Дудин, Киргизский орнамент («Восток», 1925, № 5, рис. 2, 3, 5, 7)), — выполняет орнамент при помощи двух резко разделяющих друг друга плоскостей: верхней, образующей орнамент, и нижней, со скошенными боками верхней площади, образующей его фон. Второй тип резьбы отличается тем, что в нем верхняя плоскость и нижняя связаны между собой постепенным, в большей или меньшей степени, переходом, путем сглаживания ребер верхних плоскостей и включением в орнаментную тему мест, лежащих на границе между наиболее выпуклыми и наиболее углубленными частями резьбы».

Резьба по глине

Остается сказать несколько слов еще об одном виде резьбы, примененном к декорированию зданий, — о резьбе по глине. Мы знаем ее преимущественно по узорам загородных домов в окрестностях Самарканда. К сожалению, материал этот до сих пор достаточно не изучен, в сущности, как следует даже и не зафиксирован. А между тем, уже отмечалось, что значительный интерес эти монументальные орнаментации имеют для понимания эволюции орнамента в искусстве ислама.

Деталь орнаментированной глиняной стены XVIII в. В окрестностях Самарканда близ медресе Ходжа-Ахрара

Рис. 125. Деталь орнаментированной глиняной стены XVIII в. В окрестностях Самарканда близ медресе Ходжа-Ахрара

Орнаментированные глиняные стены загородных домов. Самарканд. XIX в.

Рис. 126. Орнаментированные глиняные стены загородных домов. Самарканд. XIX в.

Орнаментированная глиняная стена загородного дома. Самарканд. XIX в.

Рис. 127. Орнаментированная глиняная стена загородного дома. Самарканд. XIX в.

Орнаментированная глиняная стена загородного дома. Самарканд. XIX в.

Рис. 128. Орнаментированная глиняная стена загородного дома. Самарканд. XIX в.

Поверхность глинобитных стен обычно расчленяется вросшими в толщу стены колоннами или полуколоннами и различным образом декорируется простейшими инструментами: узор иногда выдавливается деревянной палкой, иногда нацарапывается, иногда режется ножом. Иногда это узор из простейших элементов орнамента: стена покрывается сплошным рядом углубленных параллельных полос с треугольниками в верхнем ряду этой декорации (рис. 126). Создается, однако, впечатление монументальности, притом простейшими средствами; декорация только подчеркивает суровый характер глади стен и дает повод для мягкой игры светотени. Иногда дается более сложная орнаментация: часть стены выделяется нишкой с треугольным завершением; поле нишки украшено орнаментом в виде треугольников; в верхней части — розетка; розетками же оживлена поверхность стены на фоне сплошного расчленения ее легко процарапанным узором из ромбов (рис. 128). Сложность узора иногда возрастает: в декорацию стен входят крупные треугольники с розетками внутри — мотив, отдаленно напоминающий расчленение стены во дворце Мшатты (VII-VIII вв.); колонны расчленяются узкими вертикальными фризами с геометрическим орнаментом; иногда поле стены расчленяется симметрически расположенными розетками и квадратами, заполненными резьбой. В резьбе этих стен и колонн (рис. 125 и 127), часто недавних по выполнению (встречаются даты второй половины XIX в.), чувствуется не удержавшаяся в культовых памятниках орнаментальная традиция, восходящая к первым векам после арабского завоевания и продолжавшая жить в народном искусстве.