Сузани — среднеазиатская вышивка

Сузани (сюзани) — вид декоративной вышивки, распространенный в ряде районов Средней Азии с таджикским и узбекским населением. Термин «сузани» означает «шитое иглой», «вышитое покрывало» (от таджикского слова «сузан» — игла). В районах распространения этот термин употребляется для названия лишь одного определенного вида вышивки, в широком же понимании в России и в Европе, в научной литературе, под сузани принято понимать вообще все крупные декоративные вышивки, вышитые панно, произведенные в этих районах.
Появление декоративных вышивок типа сузани изначально было обусловлено житейскими нуждами. Они были предметами быта: ими застилали постель, в них заворачивали постельные принадлежности, ими накрывали колыбель и т.д. Эти вышивки, а точнее — текстильные изделия, при изготовлении которых применялась техника вышивки типа сузани, имели бытовое, утилитарное значение. Вот некоторые из них:

  • болинпуш (а также такияпуш) — покрывало на подушку;
  • бугджома — полотнище для завертывания постелей;
  • буйрокарс — покрывало на циновки;
  • джойнамаз — коврик для молитвы;
  • руйиджо — простыня, постилавшаяся на брачное ложе;
  • сандалипуш — покрывало, которым накрывался низкий столик (сандали);
  • гаворапуш — покрывало на колыбель;
  • зардевор и зеби тахмон — вышитые фризы, которые украшали верхнюю часть стен комнаты;
  • кирпеч — небольшое продолговатое вышитое полотнище, предназначенное для завешивания средней узкой ниши в передней стене комнаты (характерная черта жилой архитектуры Ташкента);
  • нимсузани — небольшая декоративная вышивка, используемая для украшения стен;
  • дасторпеч — небольшая квадратная вышивка, в которую завертывалась парадная чалма (дастор);
  • карс — головной или поясной платок.

В то же время бытовое использование вышивок имело еще и особый, ритуальный характер, связанный с древними народными верованиями: как вышивки в целом, так и отдельные их узоры в представлении людей носили магический характер, служили талисманом, оберегом от злых духов. Очень важное значение вышивки имели в свадебной обрядности. Застиланием постели новобрачных магическое значение вышивок не ограничивалось. В некоторых местах (Ташкент, Ура-Тюбе) во время свадьбы под сузани, как под балдахином, вели невесту в дом жениха; в Самарканде, где невесту везли на лошади, вышивкой укутывали девушку с головой; так она выезжала из родительского дома и въезжала в свою новую семью. И тот и другой обряд считался защитным, магическим средством.

В отличие от среднеазиатских ковров, сузани довольно поздно стали привлекать к себе внимание исследователей: их коллекционирование и планомерное изучение началось лишь с конца XIX в. Сегодня неплохие коллекции сузани можно увидеть не только в среднеазиатских музеях, но также в крупных музеях России (в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Музее Востока и др.) и Европы, вызывают они интерес и у частных коллекционеров, а также дизайнеров.

Сандалипуш. Узбекистан, Карши, XIX в.

Сандалипуш. Узбекистан, Карши, XIX в.

В искусствоведческой литературе принято выделять две крупные стилистические группы сузани, характеризующиеся определенными художественными особенностями: самаркандско-ходжентскую (ареал распространения: Самарканд, Ходжент, Ташкент, Джизак) и бухаро-нуратинскую (ареал распространения: Бухарский оазис, Нурата, Карши).
В чем их отличия:

  • Колорит сузани бухаро-нуратинской стилистической группы строится на богатой живописной гамме мягких тонов, сузани же самаркандско-ходжентской группы более графичны, обладают холодноватым колоритом.
  • Орнаментальные мотивы сузани бухаро-нуратинской группы мельче, но богаче и разнообразнее, а также реалистичнее; сузани самаркандско-ходжентской группы присущи высокая степень стилизованности изобразительных мотивов, малая вариативность узора и композиции.
  • У сузани бухаро-нуратинской группы, в отличие от самаркандско-ходжентской, в композиции превалирует кайма, которая нередко делается широкой, сложной и украшается более пышно, чем центральное поле.

При значительных различиях в локальных стилях сузани все они вышли из одного источника, имеют одни корни и развивались в общем одним путем. Каким бы своеобразием ни отличались отдельные образцы, тем более относящиеся к разным районам, с их ясно выраженными локальными различиями, среднеазиатские вышивки типа сузани настолько характерны и по технике, и по колориту, и по орнаментике, что их нельзя спутать с вышивками из других регионов — даже соседних стран Востока. Они образуют особую группу: всем им свойствен в основном растительный узор, который четко разделяется на цветочный и лиственный. Лишь ташкентские сузани, называемые палак, особенно в более поздних образцах, составляют исключение: их узоры кажутся навеянными астральными мотивами (звезды, луна).

Палак. Ташкент, конец XIX в.

Палак. Ташкент, конец XIX в.