Ткани Османской империи. Композиция и орнамент

Османская империя (1299-1922 гг.) за несколько веков своего существования создала богатую и своеобразную культуру. Большой известностью пользуются памятники прикладного искусства Турции османского времени, и весьма значительное место среди них занимают ткани. На протяжении всей османской истории текстильное производство оставалось одним из самых развитых, а ткани считались важной статьей турецкого экспорта. Начиная с XV века турецкие ткани пользовались широкой известностью и ценились как в странах Востока, так и в Европе и России. Ими торговали, их подносили в качестве посольских даров.
Османские ткани очень декоративны, их орнамент отличается большим разнообразием и богатством. Однако во всем этом разнообразии легко выделяются несколько типичных способов построения композиции и сочетания отдельных мотивов.

Османские ткани, XVII в. Из коллекции Государственного музея Востока

Османские ткани, XVII в. Из коллекции Государственного музея Востока

Османские ткани, XVII-XVIII вв. Из коллекции Государственного музея Востока

Османские ткани, XVII-XVIII вв. Из коллекции Государственного музея Востока

Композиция

Обычно выделяют 5 композиционных схем:

1. Наверное, наиболее популярная — сетка из заостренных овалов. Широкое распространение этот узор получает со второй половины XVI века. Благодаря своеобразной форме у арабов такой овал получил название турундж, т.е. «лимоны». В турецких же архивных документах этот узор обозначается как шемсели (от арабского «солнце»).

Фрагменты тканей с композицией "шемсели"

Фрагменты тканей с композицией «шемсели»

2. Повторяющиеся узоры, расположенные в шахматном порядке (или реже — ровными рядами) по всему полю ткани. В принципе, напоминает первую композиционную схему. Отличие в том, что каждый элемент в их орнаменте существует отдельно, без объединяющей сетки.

Фрагменты тканей с композицией из узоров, расположенных в шахматном порядке

Фрагменты тканей с композицией из узоров, расположенных в шахматном порядке

3. Композиция из вертикально расположенных вьющихся стеблей, из которых как бы «вырастают» цветы, плоды и листья. Появление этого типа узора относят ко второй половине XVI века. Обычно считают, что такая композиционная схема заимствована из Китая и связана с китайскими парчовыми тканями XIV века. Наиболее популярной в Турции она становится в XVII веке. Эта композиция носит в источниках название долашмалы, что по-турецки буквально означает «огибающая», «кружащая».

Фрагменты тканей с композицией "долашмалы"

Фрагменты тканей с композицией «долашмалы»

4. Так называемый «изразцовый узор» или «узор из восьмиконечных звезд и крестовидных мотивов». Высказывается предположение, что этот узор заимствован из персидских кафелей. Узор из таких восьмиконечных розеток и крестовидных форм встречается в бархатных тканях, обычно датирующихся XVII веком. Такой орнамент встречается еще на шерстяных тканях сельджукского периода. В русской традиции он получил название «изразцового».

Фрагменты тканей с "изразцовым узором"

Фрагменты тканей с «изразцовым узором»

5. Пятая группа включает в себя ткани, орнамент которых в эти схемы не вписывается, но построен на использовании традиционных узоров в традиционных сочетаниях. Это, в первую очередь, ткани с мотивом чинтемани, состоящим из двойных изогнутых полос и строенных кружков и появляющемся в турецком искусстве со второй половины XV века. Его происхождение и изначальный смысл пока не получили достоверного объяснения, хотя большинство исследователей сходятся на том, что истоки этого мотива следует искать в буддийской традиции. В тигровых и леопардовых шкурах с полосами и пятнами традиционно изображался легендарный герой Рустам в иллюстрациях к «Шах-наме». Отсюда, возможно, этот мотив и пришел в османское искусство. Во всяком случае, для турок он, по-видимому, прежде всего, символизировал силу и могущество, косвенным подтверждением чему может быть широкое его использование в украшении султанских кафтанов и то, что он оставался исключительно «мужским» мотивом. Позднее «тигровые полосы» и «леопардовые пятна» вместе и по отдельности стали использоваться в сочетании с другими, часто растительными, узорами и, видимо, приобрели чисто декоративное значение.

Фрагменты тканей с мотивом чинтемани

Фрагменты тканей с мотивом чинтемани

В известном турецком сериале «Великолепный век», повествующем о событиях турецкой истории XVI-XVII вв. и славящемся своими прекрасными костюмами, только султаны носят кафтаны из тканей с узором чинтемани:

Султан Сулейман Великолепный

Султан Ахмед I

Султан Мурад IV

Орнаментальные мотивы

Теперь перейдем к орнаментальным мотивам, наиболее характерным для османских тканей.

Гвоздика
Изображение гвоздики стало своего рода «визитной карточкой» турецкого искусства. Наряду с тюльпаном это был в конце XV — начале XVII века один из наиболее популярных цветочных мотивов. Цветок изображается по-разному: более крупным, менее вытянутым и несколько «приплюснутым», с листьями и без, с гладко затканными лепестками и с разработанным в них мелким узором. Иногда гвоздика видоизменяется и приближается к изображению листа платана. Так при помощи одного мотива создается огромное количество вариантов узора. Крупные, плоские, с раскрытыми, как у веера, лепестками, турецкие гвоздики получили в России название «опахала».

Кадры из телесериала «Великолепный век»: султан Сулейман Великолепный в кафтанах, сшитых из ткани с крупными мотивами гвоздики:

Тюльпан
С мотивом гвоздики в турецком искусстве по популярности может сравниться только мотив тюльпана. Тюльпан был первым цветком, вошедшим в османское искусство. Его особое значение, как предполагается, определялось не только несомненной красотой и декоративностью, но также сходством по звучанию и написанию слова лале — «тюльпан» — со словом «Аллах». Этот мотив активно используется в разных видах искусства в XVI — XVII веках, он становится чрезвычайно моден в начале XVIII века, в период, получивший название «эпохи тюльпанов».

Гранат
Мотив граната — один из изобразительных мотивов, появляющихся в турецких тканях в период активных торговых отношений с итальянцами (XV-XVI вв.). Изначально восточного происхождения, в Турцию он, по всей видимости, приходит уже из Италии, хотя турки изображают его по-своему. В турецких работах цветы и плоды гранатника предстают в разнообразных вариантах: гранаты, сложенные горкой в вазе; распустившийся цветок с листьями в виде розетки; отдельные плоды с разработанным внутри них узором.

Артишок
Еще один известный мотив, заимствованный турецкими ткачами у итальянских — мотив артишока.

Османская ткань с мотивом «артишок»

Ислими
Узор в виде раздвоенного листа или цветка, пришедший к туркам из сельджукского искусства, распространившийся в Средние века по всему исламскому миру и известный как ислими, получил в Османской Турции название руми, т.е. анатолийский, восходящий к Сельджукам Рума. Самая распространенная версия происхождения этого мотива — из растительных форм, из половины пальметты. По менее популярной версии, это мотив тотемического происхождения, в котором зооморфные формы со временем трансформировались в стилизованные растительные.

Кипарис
Часто в орнаментации османских тканей используется стилизованное изображение кипариса. Мотив кипариса вообще занимает важное место в исламском искусстве. В Турции он в разных формах используется в орнаментации надгробных плит и изразцов, а в османском ткачестве становится особенно популярным в XVIII веке.

Розовый бутон
Один из интересных мотивов, встречающихся в орнаменте бархатов — розовый бутон. Он выполнялся таким образом, что с первого взгляда напоминает цветок тюльпана, однако обязательно присутствующие в этом рисунке маленькие зубчатые листья и как бы распускающийся в центре росток указывают на то, что это изображение розы.

Гиацинт
Так же, как и розовый бутон, гиацинт является второстепенным мотивом, который почти никогда не играет доминирующей роли в композиции. Однако гиацинт употребляется очень часто и легко узнаваем. Мелкими цветочками гиацинта, например, заполняются овальные сетки в узоре шемсели, крупные розетки, гвоздики-опахала и т.д.

В заключение этого краткого обзора хотелось бы вспомнить о том влиянии, которое оказали османские ткани на наше отечественное декоративно-прикладное искусство. Оно, несомненно, значительно. Согласно традиции, сложившейся на Руси, иноземные драгоценные ткани (среди них немалая часть — османские) широко использовались как для церковных нужд, так и в светской жизни. Из них шились церковные облачения для торжественных богослужений, великокняжеская одежда, в интерьере ими обтягивали стены и т.д. Неудивительно, что со временем этот изначально иноземный декор в русской культуре стал восприниматься как родной. Орнамент османских тканей был воспринят даже зодчими и вписан в архитектуру храмов в виде росписей цоколя стен в храмах Ярославля.

Годфри Неллер. Портрет Петра Ивановича Потемкина. 1682 г. Из коллекции Эрмитажа

Годфри Неллер. Портрет Петра Ивановича Потемкина. 1682 г. Из коллекции Эрмитажа

Церковь Ильи Пророка в Ярославле; XVII в.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле; XVII в.


Главный источник: Кулланда М.В. Художественный текстиль Османской империи XVI — начала XX в. — Москва, 2007.