Положение женщины в турецком обществе
Трудно определенно сказать, как Коран смотрит на женщину: Магомет относится к ней то человеколюбиво и дает ей некоторые права, то говорит о ней с совершенным презрением, как о существе по природе более низшем, чем мужчина. Впрочем, в Коране презрения к женщине более, нежели уважения. Главные догматы магометанской религии делают ее рабой, утехой мужчины и игрушкой в его руках. По смыслу Корана, женщина совсем не должна появляться в обществе мужчин: она обязана думать и заботиться только о домашних обязанностях и всю свою жизнь проводить в стенах гарема. Магомет, отличавшийся женолюбием, грубой чувственностью и сладострастием, получивший, по его словам, от Аллаха полное право брать себе сколько угодно жен, не мог, разумеется, собственной жизнью подавать своим последователям пример воздержания, не мог смотреть на женщину с уважением, как на мать своих детей, и с любовью, как на подругу, которая должна делить радость и горе, помогать мужу своим советом и трудом. Он видел в ней только повод к соблазну, и требует от женщины, чтобы она всегда «потупляла свои взоры» и ходила под покрывалом. Магометанки, появляясь на улице, до сих пор окутывают лицо свое покрывалом (яшмаком) и снимают его только в присутствии самых близких родственников и домашних. В Коране женщина называется нечистой, в нем говорится и о том, что она удостоена будет рая лишь по милости своего мужа, что она погибнет для будущей жизни, если не будет раболепно преклоняться перед каждым его словом, не будет беспрекословно потакать всем его прихотям. Мужу, по закону Магомета, дозволяется даже бить и наказывать свою жену, ему доступен гораздо легче развод и новый брак, но в то же время ему вменяется в обязанность поступать с своей женой мягко, вежливо, благородно, доставлять ей удовольствия, чтобы она не скучала о родительском доме. Но эти, по временам, человеколюбивые предписания в отношении к женщине не прикрывают полного презрения к ней. Мужчина не должен спрашивать у жены совета в серьезных делах, изредка разве, да и то лишь в домашних пустяках. Недаром же у магометан существует не мало рассказов и поговорок, которые все сводятся к одному, что если мужчина решительно нигде не может найти совета, пусть обратится в жене, но поступать он должен совсем наоборот тому, как она ему посоветует. Об участи, ожидающей женщину за гробом, тоже нельзя вынести вполне определенного понятия. Относительно этого вопроса магометане различно объясняют слова своего пророка: одни из них утверждают, что женщины составят большую часть обитателей ада, и что в рай войдут лишь самые молодые, да и то ради потехи мужчин, другие же полагают, что праведные женщины будут допущены в рай, но займут в нем особое от мужчин место. Что будет на том свете со вдовами и старыми девами, Коран умалчивает: таких женщин в Турции считают совсем ничтожными, презренными существами. Вот потому то замужество для турецкой женщины все: без этого ни ее набожность, ни ее добродетели, ни подвиги благочестия, ничто не заслужит ей вечной жизни; по понятиям магометан, даже молитвы незамужней женщины не угодны Богу. Такой взгляд на женщину заставляет турчанку, во что бы то ни стало, искать себе мужа и с величайшей радостью выходить за первого, кто попросит ее руки. Особенно потешна бывает эта погоня женщин за мужьями, когда приходит время отправиться в Мекку. Мы уже говорили, что каждый мусульманин обязан хотя раз в жизни, побывать в Мекке для поклонения Каабе. Понятно, что это обязательно и для женщин, но престарелая девушка или вдова никак не может рассчитывать, что такое путешествие в священный город будет угодно Аллаху. Поэтому всякий раз, когда богомольцы отправляются к святым местам, незамужние женщины, вдовицы и девушки усердно отыскивают мужчин, которые согласились бы сделаться их мужьями, хотя на время путешествия.
«Магомет Ага», говорит в таких случаях вдова или престарелая девушка, «хочешь быть моим мужем на время богомолья?» — «Пожалуй», отвечает Ага, не придавая никакого значения этому браку, и затем являются свидетели, удостоверяющие, что между такими-то лицами заключен законный, краткосрочный брак. Когда богомольцы возвращаются из Мекки, новобрачные прощаются и расходятся навсегда. Такие браки дают повод ко множеству злоупотреблений. Временный муж, узнав о том, что жена его богата, очень часто не дает ей развода, прежде чем получить с нее хорошее вознаграждение, и несчастной ничего не остается делать, как выполнить все его требования.
Развод в Турции совершается очень легко и происходит очень часто. Надоела жена, и мужу стоит только сказать: «жена, уйди от меня!» При этих словах, женщина окутывает свое лицо покрывалом, собирает свои пожитки и по первому слову навеки удаляется из-под супружеского крова. Жена тоже имеет право требовать развода, даже в том случае, если муж не может содержать ее «соответственно ее достоинству», но она гораздо реже мужчины пользуется своим правом: вся ее жизнь приучает ее к тому, чтобы беспрекословно выполнять волю своего повелителя, и она только в самых крайних случаях настаивает на своем требовании. Часто прибегать к разводу ей не приходится также и потому, что к разведенной жене, как и к незамужней, турки относятся с полным презрением, а ей несравненно труднее во второй раз приискать себе мужа, чем мужчине жену. Однако нельзя сказать, чтобы турчанка совсем лишена была прав. Если мужчина обращается с ней слишком дурно, она может подать на него жалобу в суд, и эту жалобу не оставят без внимания. Ее имущественные права еще значительнее: муж, вступая в брак, обязан обеспечить жену. При разводе он должен выплатить ей мехр (так называется это обеспечение) и кроме того вознаградить ее. Необходимость выплачивать мехр и давать вознаграждение сильно удерживает многих мужей от частых разводов, но богатых это не стесняет, и они могут разводиться сколько угодно, с условием не иметь сразу более четырех законных жен, но одалык или одалиск, то есть временных жен, которыми обыкновенно бывают рабыни, правоверные могут иметь сколько пожелают.
Рабынь турки-магометане получают в подарок от близких людей, но гораздо чаще покупают за деньги; цена на них очень различна, приблизительно от одной до сорока тысяч рублей. Позорная купля и продажа, эти подарки живыми людьми никого не возмущают в Турции. В случае развода с одной из жен, одалиска может легко сделаться законной женой своего господина, но, даже и оставаясь одалиской, у людей зажиточных она имеет свое особое помещение, свою прислугу, нередко своих лошадей; ее дети считаются вполне законными и пользуются такими же правами, как дети законных жен.