Туркменские национальные украшения

Ювелирные изделия играли очень важную роль в традиционной культуре туркмен. Это женские, девичьи и детские серебряные украшения — наиболее богатые и разнообразные из всех видов национальных туркменских ювелирных изделий; украшения мужского костюма, в том числе оружия, которое каждый мужчина-туркмен в XIX в. носил при себе постоянно, и, наконец, широко распространенные в прошлом украшения коня и седла. Костюм женщины, девушки или ребенка у туркмен невозможно было представить без украшений, особенно в дни праздников, семейных торжеств или по случаю выхода в гости. Обилие ювелирных изделий на женщинах и девушках бросалось в глаза всем, кто путешествовал по Туркмении.
Украшения у туркмен выполняли помимо эстетических также магические функции. Ношение украшений противодействовало злым силам, помогало сохранению здоровья и благополучия. Для этого на одежду прикреплялись различные амулеты и талисманы, предназначавшиеся для защиты от «вредоносных» сил. Туркмены верили также в магическую способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных и т.п. Очень боялись «дурного глаза» недоброго человека и старались предохранить от его влияния всякую нужную вещь.

Туркменка в национальном наряде

Туркменка в национальном наряде. Фотография Макса Пенсона (сайт: http://www.maxpenson.com)

Общий вид, материалы, техника изготовления

Туркменские украшения — серебряные, как правило, массивные, обильно орнаментированы; часть их имеет множество мелких изящных серебряных подвесок. Изредка встречались украшения, главным образом серьги и кольца, из золота. У бедных туркменок до революции бытовали медные, посеребренные.
Во всех украшениях широко применялись сердолик (хакык), несколько меньше — бирюза (пируза). По поверьям туркмен сердолик и бирюза обладают чудодейственной силой, последняя якобы укрепляет зрение и охраняет коня от падения. В украшениях туркмен изредка встречались также яшма, яхонты, агаты и кораллы. С конца XIX в. вместо камней иногда стало употребляться цветное стекло. У некоторых туркменских племен были распространены украшения из бисера.
Из технических приемов туркменские ювелиры более всего применяли гравировку и штамповку, края отделывали филигранью, а в некоторых, старинных украшениях применялась зернь. Узор большей части туркменских украшений выполнялся техникой позолоты по серебряной основе. Золочение производили с помощью ртути. Многие украшения туркмен-текинцев и иомутов были ажурными, орнамент создавался путем прорезания узора насквозь. У сарыков и приамударьинских туркмен серебряные изделия не золотили, узор наносился гравировкой. Совершенно иной была техника орнаментации изделий у прикаспийских иомутов: узор образовывали тонкие золотые, орнаментированные штамповкой пластинки различной формы, припаянные к серебряной основе. Вещи с узором позолотой встречались реже.
Характер орнамента у разных туркменских племен был также неодинаков: преобладающим для большинства изделий эрсари, сарыков, части западных иомутов являлся геометрический орнамент в виде ромбов, треугольников, кругов и полукругов. У западных иомутов в орнаменте часто встречались роговидные фигуры. В изделиях текинцев, северных иомутов и западных иомутов-атабайцев господствовал довольно сложный растительный орнамент в виде трилистника или растительных завитков с двойными листьями, обвивающими края изделий.

Рассмотрим наиболее популярные женские ювелирные изделия туркмен.

Головные украшения

Очень обширную группу образуют головные, в том числе налобные и накосные, украшения.

Гупба

Гупба — первое украшение, которое получала туркменская девочка. Это — серебряное навершие на тюбетейку или шапочку в виде куполка с полой торчащей вверх трубочкой в центре и расходящихся от купола веером коротких подвесок. Иомутские, текинские, сарыкские и эрсаринские девушки носили гупба вплоть до замужества. Гупба украшалась перьями филина, совы или сокола. Если в девичьей шапочке не было перьев, это означало, что девушка засватана.

Тюбетейки с куполком (купба)

Тюбетейки с куполком (купба)

Тюбетейка девичья с украшением гупба

Тюбетейка девичья с украшением гупба. Текинцы. Начало XX в. Хлопок, шелковые нити, серебро, ручная вышивка, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Шапочка девичья. Туркмены

Шапочка девичья. Туркмены, Мургабский оазис. Из коллекции Российского этнографического музея

Сунсуле

У некоторых туркменских племен девочки, достигшие 9-12-летнего возраста, то есть невесты, носили налобное украшение сунсуле (иногда оно называлось синсиле, сумсуле, ченге, ильдирич, манлайлык). Это нарядное украшение состояло из нескольких (1-2) рядов штампованных пластин, подвижно соединенных между собой цепочками и колечками, различной конфигурации с множеством мелких подвесок. Образующие сунсуле пластины инкрустированы сердоликом, бирюзой или цветным стеклом. В центре украшения — пластина с завершением в виде треугольника или закругленных рогов барана. Подобного типа украшение бытовало в конце XIX — начале XX века у многих туркменских племен, в том числе у салоров, сарыков, марыйских и ахальских текинцев, но не встречалось у западных иомутов. Носили его девушки, а также молодые женщины до рождения детей, у эрсаринцев его использовали в костюме до 35-40-летнего возраста, а у некоторых племен оно было только женским украшением.

Украшения типа синсиле (сунсиле)

Украшения типа синсиле (сунсиле)

Адамлык

Адамлык — украшение, по виду напоминающее фигуру стоящего или подбоченившегося человека. Оно крепилось по бокам хасавы, национального головного убора туркменских женщин. В начале XIX в. хасава представляла собой твердый каркас из соломы или холста, обтянутого бархатом или шелком. Такой головной убор был принадлежностью праздничного костюма замужних женщин; хасава покрывалась всевозможными серебряными бляшками, нашивками и подвесками.

Хасава (вид спереди и сзади)

Хасава (вид спереди и сзади)

Височные подвески адамлык

Височные подвески адамлык. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Эурме

Похожее на сунсуле украшение, крепящееся к головному убору.

Украшение на женский головной убор эурме

Украшение на женский головной убор эурме. Туркмения, племя теке, нач. XX в. Серебро, позолота, стекло, резьба, гравировка, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Эгме

Украшением головного убора текинских женщин, которое стали носить с начала XX века, было «эгме», представляющее собой достаточно широкую выгнутую трапецевидную серебряную с позолотой пластину с прорезным орнаментом, инкрустированную сердоликом. Широкие «эгме» носили молодые женщины из богатых семей. Особенно модным стало это украшение в 20-е гг. XX в. Оно являлось показателем состоятельности семьи. Наиболее широкие (и поэтому дорогие и тяжелые) эгме достигали 40-50 см и назывались оникисимли эгме (т. е. 12-рядные эгме). Их носили молодые женщины из зажиточных семей. У тех, кто победнее, были алтысимли эгме, т. е. 6-ряд-ные эгме.

Украшение на женский головной убор эгме

Украшение на женский головной убор эгме. Туркмения, племя теке, нач. XX в. Серебро, позолота, сердолик, стекло, резьба, гравировка, скань. Из коллекции Государственного музея Востока

Украшение на женский головной убор эгме

Украшение на женский головной убор эгме. Туркмения, племя теке, нач. XX в. Серебро, позолота, сердолик, стекло, резьба, гравировка, скань. Из коллекции Государственного музея Востока

Височные подвески тенечир

Единый комплекс с головными уборами составляли височные подвески тенечир. В большинстве они представляют собой резные, ромбовидные, продолговатые, овальные или роговидные пластины, украшенные сердоликом. Вверху они имеют крючок для крепления к головному убору. Некоторые племена использовали височные подвески в качестве серег, которые носили молодые женщины.

Подвески к хасаве

Подвески к хасаве

Гулакхалка (гуляк-халка), халка, ысырга, тенечир — традиционные туркменские серьги

Серьги у туркмен делились на кольцевые и крючковые. Кольцевые серьги, бытовавшие у йомутов и салоров, имели в основе своей кольцо (6-12 см диаметром) из круглой в сечении проволоки с крючком и резной пластины с сердоликом изнутри кольца. К нижнему краю пластины и снаружи к кольцу припаивали детали в виде зерен, треугольников или розеток. Пластины украшались штампованным и прорезным сквозным узором в виде полумесяца или s-образной фигуры. Крючковые серьги были распространены значительно меньше кольцевых.
Для предохранения ушной мочки от растягивания и обрывания некоторые наиболее массивные серьги укреплялись на головном уборе крючком с треугольной серебряной фигуркой, похожей на подвеску — тенечир.

Туркменские серьги и подвески

Туркменские серьги и подвески. 1-4 — кольцевые; 6-7 — крючковые

Височные серьги гулак халка

Височные серьги гулак халка. Иомуды. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Накосные украшения асык

Предметом особой заботы туркменских женщин и девушек были накосные украшения, выполнявшие роль оберега. Асыки — серебряные подвески к косам. У северных иомутов они достигали значительных размеров, у западных иомутов, текинцев и сарыков они были меньше по размеру. Текинцы и сарычки использовали в качестве накосных подвесок асык особой формы в виде двух или трех спаянных пластин одинаковой сердцевидной формы, украшенных сердоликом. Аналогичные подвески были известны и другим племенам.

Накосные украшения асык

Накосные украшения асык. Туркмения, XIX в. Серебро, сердолик, гравировка, филигрань, резьба, позолота. Из коллекции Государственного музея Востока

Накосные подвески гоша асык

Накосные подвески гоша асык. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Накосные подвески асык

Накосные подвески асык. Туркмения, племя теке, нач. XX в. Серебро, позолота, стекло, гравировка, скань, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Накосные подвески асык

Накосные подвески асык. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Нагрудные и наспинные украшения

Весьма многочисленны у туркмен нагрудные украшения. Это разнообразные талисманы и амулеты, охраняющие носящего их от сглаза и порчи. Нередко, впрочем, украшения могли располагаться на спине или плечах — наиболее уязвимом для злых сил, с точки зрения верующих, месте.

Бозбент

Бозбент — украшение, закрепляемое на одежде на спине. Представляет из себя большую круглую полую внутри бляху с сердоликом в центре и растительным орнаментом, образованным обычно позолотой. Иногда это украшение могло быть парным и крепилось к одежде на плечах. Его могли носить как дети, так и взрослые девушки.

Украшение с конской сбруи

Украшение с конской сбруи. Туркмения, XX в. Серебро, золотая наводка, сердолик, скань. Из собрания Государственного исторического музея

Буков

Своеобразным украшением, которое туркменская девушка надевала чаще всего в день свадьбы, было буков — массивное нашейно-нагрудное украшение типа обруча или гривы, имеющее впереди фигурную пластину или систему пластин, скрепленных колечками с многочисленными подвесками. Оно встречалось только в костюме иомуток, текинок и сарычек.

Украшение женское нагрудное

Украшение женское нагрудное. Туркмения, нач. XX в. Серебро, сердолик, стекло, фольга, золочение, гравировка. Из собрания Государственного исторического музея

Енселик

Наспинное украшение, носившееся в паре с буков. Было призвано защитить девушку от сглаза.

Затылочное украшение енселик

Затылочное украшение енселик. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Генжик (гонджик)

Большое ромбовидное изделие, закрывающее нижнюю часть груди и, главное, живот женщины. Его ношение должно было защитить женщину от сглаза с целью сохранить ее способность к деторождению. Сам по себе узор ромба символизирует женское начало в природе. Форма генжика и место ношения его на животе как бы увеличивает силу воздействия на женский организм.

Нагрудное украшение генжик

Нагрудное украшение генжик. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Ачарбаг

Нагрудное украшение, закрывающее грудь и верхнюю часть живота женщины.

Амулетница ачарбаг

Амулетница ачарбаг. Туркмения, племя иомуды, нач. XX в. Серебро, позолота, сердолик, стекло, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Застежка ворота платья гульяка

Нагрудные украшения гульяка были менее массивными, чем буков. Одни из них имели вид круглой броши с фестончатым краем, сквозным прорезным узором в виде сердечек и стреловидных фигур (у текинок) и множества сердоликов, мягкий блеск которых оттенялся позолоченным геометризованным растительным орнаментом. Другие были до 15-17 см в диаметре с массой мелких подвесок понизу, с преобладанием геометрического орнамента.
Иомутские броши обычно были покрыты густым штампованным узором с позолотой и усыпаны сердоликами.
Прежде чем стать общетуркменским украшением, в конце XIX века гульяка была известна лишь западным и, может быть, северным иомутам. В конце XIX — начале XX века ее стали носить гокленские женщины, а в 20-х гг. XX века она становится одним из любимейших украшений текинок.

Застежка ворота платья гульяка

Застежка ворота платья гульяка. Туркмения, 1920-1930 гг. Серебро, сердолик, гравировка, позолота. Из коллекции Государственного музея Востока

Дагдан

Разновидностью нагрудных украшений были дагданы — фигурные пластины, напоминающие человека с тремя парами поднятых кверху рук. Такие пластины носились, как брошь, или входили в состав ожерелий из бус и монет, которые очень любили текинские женщины.

Нагрудное украшение дагдан

Нагрудное украшение дагдан. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Тумар (тумор)

Нагрудное украшение, амулет в виде треугольника. Носилось взрослыми девушками, молодыми женщинами. В тумар для усиления его «охранной» роли зачастую были заложены квасцы, кусочки древесного угля или соль, а иногда и бумажки с изречениями из Корана. Соль считалась не только действенным средством от сглаза, но играла и важную роль в культе плодородия. Каждая женщина, особенно молодая, обязательно носила по нескольку тумаров разной величины и формы. Большие тумары с треугольным навершием носили спереди на животе как центральное украшение или на боку, на правом или левом, а иногда на том и другом вместе; маленькие — подвешивали на ожерелье, пришивали на груди к платью и т.д.

Украшение тумор

Украшение тумор. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Сумочка для хранения Корана хейкель

Оригинальным изделием туркменских ювелиров являются сумочки небольших размеров, в которых женщины хранили Коран. Передняя часть таких сумочек представляет собой серебряную пластину со вставками сердолика, покрытую орнаментом геометрического или растительного характера.

Амулетница хейкель

Амулетница хейкель. Туркмения, племя йомуды, конец XIX в. Кожа, серебро, позолота, резьба, гравировка, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Ок-ай (ок-яй)

Своеобразным амулетом было ажурное серебряное украшение — ок-ай, что значит — «стрела-лук». Оно действительно похоже в ранних дошедших до нас экземплярах XIX в. на натянутый лук со стрелой, а по древним поверьям многих народов Азии стрела обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Позднее это украшение стало более стилизованным и только своим внешним очертанием и названием напоминало ранние амулеты. Украшение укреплялось на спинке халатов или накидках мальчика от двух-трех до шести-семилетнего возраста у иомутов, текинцев и сарыков и, по представлениям туркмен, должно было помочь ребенку стать в будущем могущественным и храбрым. Иногда, если хотели, чтобы следующий ребенок был мальчик, ок-ай нашивали на спинку верхней одежды девочки.

Украшение на спину ок-яй

Украшение на спину ок-яй. Туркмения, племя иомуды, теке, нач. XX в. Серебро, стекло, резьба, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Украшения на руки

Браслеты (билезик)

Очень распространены были у туркмен браслеты. Они всегда были парными, их носили по одному на каждой руке. Зачастую туркменские браслеты, украшенные сердоликами и изящным гравированным орнаментом или филигранью, представляли собой наручи из двух-трех рядов, которые облегали руку от запястья почти до самого локтя.

Браслет билезик

Браслет билезик. Текинцы. Начало XX в. Серебро, сердолик, резьба, гравировка, золочение, штамп. Из коллекции Государственного музея Востока

Перстни, кольца

Туркменские женщины старались обязательно носить перстни с сердоликовыми, иногда бирюзовыми камнями. «Белые», т.е. чисто серебряные (или медные) кольца, без камня и без позолоты, выполняли очистительную функцию. Их носила обязательно каждая хозяйка, так как пища, приготовленная женщиной, не имевшей хотя бы одного такого кольца на руке, считалась «нечистой».


Источники:

Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея искусств народов Востока. — Москва, 1984 г.
Васильева Г.П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.
Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркменок XIX — первой половины XX в. // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.