Ювелирные изделия играли очень важную роль в традиционной культуре туркмен. Это женские, девичьи и детские серебряные украшения — наиболее богатые и разнообразные из всех видов национальных туркменских ювелирных изделий; украшения мужского костюма, в том числе оружия, которое каждый мужчина-туркмен в XIX в. носил при себе постоянно, и, наконец, широко распространенные в прошлом украшения коня и седла. Костюм женщины, девушки или ребенка у туркмен невозможно было представить без украшений, особенно в дни праздников, семейных торжеств или по случаю выхода в гости. Обилие ювелирных изделий на женщинах и девушках бросалось в глаза всем, кто путешествовал по Туркмении.
Украшения у туркмен выполняли помимо эстетических также магические функции. Ношение украшений противодействовало злым силам, помогало сохранению здоровья и благополучия. Для этого на одежду прикреплялись различные амулеты и талисманы, предназначавшиеся для защиты от «вредоносных» сил. Туркмены верили также в магическую способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных и т.п. Очень боялись «дурного глаза» недоброго человека и старались предохранить от его влияния всякую нужную вещь.
Общий вид, материалы, техника изготовления
Туркменские украшения — серебряные, как правило, массивные, обильно орнаментированы; часть их имеет множество мелких изящных серебряных подвесок. Изредка встречались украшения, главным образом серьги и кольца, из золота. У бедных туркменок до революции бытовали медные, посеребренные.
Во всех украшениях широко применялись сердолик (хакык), несколько меньше — бирюза (пируза). По поверьям туркмен сердолик и бирюза обладают чудодейственной силой, последняя якобы укрепляет зрение и охраняет коня от падения. В украшениях туркмен изредка встречались также яшма, яхонты, агаты и кораллы. С конца XIX в. вместо камней иногда стало употребляться цветное стекло. У некоторых туркменских племен были распространены украшения из бисера.
Из технических приемов туркменские ювелиры более всего применяли гравировку и штамповку, края отделывали филигранью, а в некоторых, старинных украшениях применялась зернь. Узор большей части туркменских украшений выполнялся техникой позолоты по серебряной основе. Золочение производили с помощью ртути. Многие украшения туркмен-текинцев и иомутов были ажурными, орнамент создавался путем прорезания узора насквозь. У сарыков и приамударьинских туркмен серебряные изделия не золотили, узор наносился гравировкой. Совершенно иной была техника орнаментации изделий у прикаспийских иомутов: узор образовывали тонкие золотые, орнаментированные штамповкой пластинки различной формы, припаянные к серебряной основе. Вещи с узором позолотой встречались реже.
Характер орнамента у разных туркменских племен был также неодинаков: преобладающим для большинства изделий эрсари, сарыков, части западных иомутов являлся геометрический орнамент в виде ромбов, треугольников, кругов и полукругов. У западных иомутов в орнаменте часто встречались роговидные фигуры. В изделиях текинцев, северных иомутов и западных иомутов-атабайцев господствовал довольно сложный растительный орнамент в виде трилистника или растительных завитков с двойными листьями, обвивающими края изделий.
Рассмотрим наиболее популярные женские ювелирные изделия туркмен.
Головные украшения
Очень обширную группу образуют головные, в том числе налобные и накосные, украшения.
Гупба
Гупба — первое украшение, которое получала туркменская девочка. Это — серебряное навершие на тюбетейку или шапочку в виде куполка с полой торчащей вверх трубочкой в центре и расходящихся от купола веером коротких подвесок. Иомутские, текинские, сарыкские и эрсаринские девушки носили гупба вплоть до замужества. Гупба украшалась перьями филина, совы или сокола. Если в девичьей шапочке не было перьев, это означало, что девушка засватана.
Сунсуле
У некоторых туркменских племен девочки, достигшие 9-12-летнего возраста, то есть невесты, носили налобное украшение сунсуле (иногда оно называлось синсиле, сумсуле, ченге, ильдирич, манлайлык). Это нарядное украшение состояло из нескольких (1-2) рядов штампованных пластин, подвижно соединенных между собой цепочками и колечками, различной конфигурации с множеством мелких подвесок. Образующие сунсуле пластины инкрустированы сердоликом, бирюзой или цветным стеклом. В центре украшения — пластина с завершением в виде треугольника или закругленных рогов барана. Подобного типа украшение бытовало в конце XIX — начале XX века у многих туркменских племен, в том числе у салоров, сарыков, марыйских и ахальских текинцев, но не встречалось у западных иомутов. Носили его девушки, а также молодые женщины до рождения детей, у эрсаринцев его использовали в костюме до 35-40-летнего возраста, а у некоторых племен оно было только женским украшением.
Адамлык
Адамлык — украшение, по виду напоминающее фигуру стоящего или подбоченившегося человека. Оно крепилось по бокам хасавы, национального головного убора туркменских женщин. В начале XIX в. хасава представляла собой твердый каркас из соломы или холста, обтянутого бархатом или шелком. Такой головной убор был принадлежностью праздничного костюма замужних женщин; хасава покрывалась всевозможными серебряными бляшками, нашивками и подвесками.
Эурме
Похожее на сунсуле украшение, крепящееся к головному убору.
Эгме
Украшением головного убора текинских женщин, которое стали носить с начала XX века, было «эгме», представляющее собой достаточно широкую выгнутую трапецевидную серебряную с позолотой пластину с прорезным орнаментом, инкрустированную сердоликом. Широкие «эгме» носили молодые женщины из богатых семей. Особенно модным стало это украшение в 20-е гг. XX в. Оно являлось показателем состоятельности семьи. Наиболее широкие (и поэтому дорогие и тяжелые) эгме достигали 40-50 см и назывались оникисимли эгме (т. е. 12-рядные эгме). Их носили молодые женщины из зажиточных семей. У тех, кто победнее, были алтысимли эгме, т. е. 6-ряд-ные эгме.
Височные подвески тенечир
Единый комплекс с головными уборами составляли височные подвески тенечир. В большинстве они представляют собой резные, ромбовидные, продолговатые, овальные или роговидные пластины, украшенные сердоликом. Вверху они имеют крючок для крепления к головному убору. Некоторые племена использовали височные подвески в качестве серег, которые носили молодые женщины.
Гулакхалка (гуляк-халка), халка, ысырга, тенечир — традиционные туркменские серьги
Серьги у туркмен делились на кольцевые и крючковые. Кольцевые серьги, бытовавшие у йомутов и салоров, имели в основе своей кольцо (6-12 см диаметром) из круглой в сечении проволоки с крючком и резной пластины с сердоликом изнутри кольца. К нижнему краю пластины и снаружи к кольцу припаивали детали в виде зерен, треугольников или розеток. Пластины украшались штампованным и прорезным сквозным узором в виде полумесяца или s-образной фигуры. Крючковые серьги были распространены значительно меньше кольцевых.
Для предохранения ушной мочки от растягивания и обрывания некоторые наиболее массивные серьги укреплялись на головном уборе крючком с треугольной серебряной фигуркой, похожей на подвеску — тенечир.
Накосные украшения асык
Предметом особой заботы туркменских женщин и девушек были накосные украшения, выполнявшие роль оберега. Асыки — серебряные подвески к косам. У северных иомутов они достигали значительных размеров, у западных иомутов, текинцев и сарыков они были меньше по размеру. Текинцы и сарычки использовали в качестве накосных подвесок асык особой формы в виде двух или трех спаянных пластин одинаковой сердцевидной формы, украшенных сердоликом. Аналогичные подвески были известны и другим племенам.
Нагрудные и наспинные украшения
Весьма многочисленны у туркмен нагрудные украшения. Это разнообразные талисманы и амулеты, охраняющие носящего их от сглаза и порчи. Нередко, впрочем, украшения могли располагаться на спине или плечах — наиболее уязвимом для злых сил, с точки зрения верующих, месте.
Бозбент
Бозбент — украшение, закрепляемое на одежде на спине. Представляет из себя большую круглую полую внутри бляху с сердоликом в центре и растительным орнаментом, образованным обычно позолотой. Иногда это украшение могло быть парным и крепилось к одежде на плечах. Его могли носить как дети, так и взрослые девушки.
Буков
Своеобразным украшением, которое туркменская девушка надевала чаще всего в день свадьбы, было буков — массивное нашейно-нагрудное украшение типа обруча или гривы, имеющее впереди фигурную пластину или систему пластин, скрепленных колечками с многочисленными подвесками. Оно встречалось только в костюме иомуток, текинок и сарычек.
Енселик
Наспинное украшение, носившееся в паре с буков. Было призвано защитить девушку от сглаза.
Генжик (гонджик)
Большое ромбовидное изделие, закрывающее нижнюю часть груди и, главное, живот женщины. Его ношение должно было защитить женщину от сглаза с целью сохранить ее способность к деторождению. Сам по себе узор ромба символизирует женское начало в природе. Форма генжика и место ношения его на животе как бы увеличивает силу воздействия на женский организм.
Ачарбаг
Нагрудное украшение, закрывающее грудь и верхнюю часть живота женщины.
Застежка ворота платья гульяка
Нагрудные украшения гульяка были менее массивными, чем буков. Одни из них имели вид круглой броши с фестончатым краем, сквозным прорезным узором в виде сердечек и стреловидных фигур (у текинок) и множества сердоликов, мягкий блеск которых оттенялся позолоченным геометризованным растительным орнаментом. Другие были до 15-17 см в диаметре с массой мелких подвесок понизу, с преобладанием геометрического орнамента.
Иомутские броши обычно были покрыты густым штампованным узором с позолотой и усыпаны сердоликами.
Прежде чем стать общетуркменским украшением, в конце XIX века гульяка была известна лишь западным и, может быть, северным иомутам. В конце XIX — начале XX века ее стали носить гокленские женщины, а в 20-х гг. XX века она становится одним из любимейших украшений текинок.
Дагдан
Разновидностью нагрудных украшений были дагданы — фигурные пластины, напоминающие человека с тремя парами поднятых кверху рук. Такие пластины носились, как брошь, или входили в состав ожерелий из бус и монет, которые очень любили текинские женщины.
Тумар (тумор)
Нагрудное украшение, амулет в виде треугольника. Носилось взрослыми девушками, молодыми женщинами. В тумар для усиления его «охранной» роли зачастую были заложены квасцы, кусочки древесного угля или соль, а иногда и бумажки с изречениями из Корана. Соль считалась не только действенным средством от сглаза, но играла и важную роль в культе плодородия. Каждая женщина, особенно молодая, обязательно носила по нескольку тумаров разной величины и формы. Большие тумары с треугольным навершием носили спереди на животе как центральное украшение или на боку, на правом или левом, а иногда на том и другом вместе; маленькие — подвешивали на ожерелье, пришивали на груди к платью и т.д.
Сумочка для хранения Корана хейкель
Оригинальным изделием туркменских ювелиров являются сумочки небольших размеров, в которых женщины хранили Коран. Передняя часть таких сумочек представляет собой серебряную пластину со вставками сердолика, покрытую орнаментом геометрического или растительного характера.
Ок-ай (ок-яй)
Своеобразным амулетом было ажурное серебряное украшение — ок-ай, что значит — «стрела-лук». Оно действительно похоже в ранних дошедших до нас экземплярах XIX в. на натянутый лук со стрелой, а по древним поверьям многих народов Азии стрела обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Позднее это украшение стало более стилизованным и только своим внешним очертанием и названием напоминало ранние амулеты. Украшение укреплялось на спинке халатов или накидках мальчика от двух-трех до шести-семилетнего возраста у иомутов, текинцев и сарыков и, по представлениям туркмен, должно было помочь ребенку стать в будущем могущественным и храбрым. Иногда, если хотели, чтобы следующий ребенок был мальчик, ок-ай нашивали на спинку верхней одежды девочки.
Украшения на руки
Браслеты (билезик)
Очень распространены были у туркмен браслеты. Они всегда были парными, их носили по одному на каждой руке. Зачастую туркменские браслеты, украшенные сердоликами и изящным гравированным орнаментом или филигранью, представляли собой наручи из двух-трех рядов, которые облегали руку от запястья почти до самого локтя.
Перстни, кольца
Туркменские женщины старались обязательно носить перстни с сердоликовыми, иногда бирюзовыми камнями. «Белые», т.е. чисто серебряные (или медные) кольца, без камня и без позолоты, выполняли очистительную функцию. Их носила обязательно каждая хозяйка, так как пища, приготовленная женщиной, не имевшей хотя бы одного такого кольца на руке, считалась «нечистой».
Источники:
Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея искусств народов Востока. — Москва, 1984 г.
Васильева Г.П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.
Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркменок XIX — первой половины XX в. // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.