Трактат о гидравлических автоматах
К месопотамской же школе относятся миниатюры, происходящие из арабского перевода «Трактата о гидравлических автоматах» Филона Византийского. Эти миниатюры были приобретены Мартином у одного константинопольского букиниста в самом начале XX столетия и будто бы происходят из библиотеки св. Софии в Константинополе. Они привлекли к себе живой интерес и вызвали споры относительно их датировки (о них см. Blochet, Peintures de manuscrits, arabes à types byzantins (Revue Arch, 1907), Marteau et Vеvеr (о. c., v. I. p. 49 — 50, Martin (о. c., стр. 7), Kühnel (o. c., стр. 20 и 50). Karabacek. Sarazenische Wappen (Sitzungsbrichte K. Akad. der d. Wissenschaften. B. 157, стр. 22. Wien. 1907)).
Миниатюры носят две взаимно противоречащие даты в надписях: одна из надписей посвящена ортокиду Нур-эддин-Мохаммеду († 1193 г.), другая упоминает мамлюкского султана Малик Салиха (1351 — 1354 гг.). Соответственно с этим Мартин датирует эти миниатюры концом 12 века, а Блоше половиной 14 века. Van Berchem рассматривает первую надпись как чисто декоративную, к тому же написанную почерком более архаическим, чем почерк самой рукописи; он отмечает далее, что вторая надпись также написана другим, чем рукопись, почерком и не придает ей решающего значения для датировки манускрипта. Сравнивая миниатюры со стилистически близкими миниатюрами (например, с «Макамами» Харири 1237 г.), Van Berchem считает наиболее правильным датировать их первой половиной 13 века. Кюнель (о. с., стр. 50) датирует миниатюры началом 13 века, местом происхождения считает Месопотамию; он не считает эти миниатюры происходящими из трактата Филона, а из аналогичного трактата об автоматах Джазари (миниатюры этого манускрипта воспроизведены у Marteau et Vever, о. с., t. II (в красках), t. 42, 41, 40, 39, Blochet, о. с. 19-20, Катал. Мюнхен. выставки, т. 3 и 5, Kühnel, о. с., стр. 1, 2, Martin, о. с., т. 1-4, цветн. A. De Tressan. La peinture en Orient et en Extrême-Orient, стр. 40).
Миниатюры этого манускрипта стилистически близки к памятникам 13 века изучаемой школы, но в целом более условно стилизованы, что объясняется самым характером миниатюр, изображающих автоматы. То видим мы женскую фигуру в нимбе, стоящую на платформе на колесиках и держащую в руке чашу, куда льется сверху вода, то изображена поясная фигура с водолеем, то это птица на высоком постаменте, из клюва которой вытекает водяная струя, то мы видим две сидящих фигуры (наливают друг другу что-то в чаши), одежды которых трактованы в той же манере, как одежда персонажей Диоскорида, то, наконец, это сложные сооружения с несколькими фигурами и моделями механизмов. Наиболее интересны композиции с музыкантами. В одной из них (Blochet, о. с, f. 10) у зубчатой стены изображено 7 музыкантов, играющих на духовых и ударных инструментах; на стене изображен в нише орел. Блоше (о. с., стр. 24) видит здесь воспроизведение египетской действительности эпохи; действие происходит у стены цитадели Горы, куда никто не мог проникнуть без особого разрешения, близ Тайных ворот, на что указывает и орел. Музыканты же — это часть военного оркестра, который во времена Айюбидов и Мамлюков приходил в определенные часы играть у ворот дворца султана. Историк Халиль эль-Захири сообщает в своем «Трактате об администрации Египта» об этом обычае и делает список инструментов. Другая групповая композиция, неправильно объясненная у Marteau и Vеvеr (т. II), как султан под триумфальной аркой, по мнению Кюнеля (о. с., стр. 50), должна быть истолкована, как воспроизведение знаменитых часов, построенных Джазири для ортокида Нур-эддина Мохаммеда около 1200 года. Верхняя часть изображает знаки зодиака, 12 ниш ниже служат для отсчитывания часов; у изображенных еще ниже двух соколов (сов?) каждый час кольцо из клюва падало в чашу. В самом низу — изображения музыкантов, очевидно, как-то связанных со всем механизмом.