Брачная жизнь в Персии; занятия и положение женщины в семье

Женщину в Персии представляют себе обыкновенно закутанным, покрытым драгоценными украшениями существом, рабыней и игрушкой своего господина. Ее естественный конец — мешок, задушение или старость, окруженная презрением. Все это величайшее заблуждение.
В Персии девушка выходит замуж, чтобы быть другом и доверенным лицом своего мужа; заниматься хозяйством, если она к этому способна, а главное быть матерью семейства. Браки богатых основаны как и повсюду на расчете; браки людей среднего и низшего классов устраиваются обыкновенно родителями. Так называемые браки по любви составляют исключение, ибо персы стараются подыскать хорошие партии для своих детей. Многоженство является исключением; там же, где две жены или более, каждая из них имеет свою отдельную обстановку. У всех них отдельная квартира, свои деньги, слуги, одежда, драгоценности. Предметом спора служит только общество мужа; но, несмотря на это, жены вместо соперничества выказывают взаимно самые дружеские чувства.
Получить в Персии развод почти так же трудно, как и в Европе. Самая бедная женщина, выходя замуж, приносит мужу приданое, которое в случае развода должно быть им возвращено; к тому же при заключении брака, родня невесты старается получить от жениха расписку в получении гораздо большего приданого, чем он получил в действительности. Вот это-то обязательство мужа, возвращать при разводе большее приданое, удерживает его от этого шага, кроме случаев особенной важности. В тех случаях, когда взаимное нерасположение между мужем и женой достигло крайних пределов, развод устраивается очень просто, отказом жены от приданого в пользу мужа. Есть и другое обеспечение против легкомысленных разводов; разведенным мужчине или женщине очень трудно бывает вступить во вторичный брак.

Семейство богатого иранца. Иран (Персия), конец XIX в.

Семейство богатого иранца. Иран (Персия), конец XIX в.

Как уже сказано выше, более всего в ходу брак между двоюродным братом и сестрой. Для всех, кроме братьев и сестер, девушка окружена ореолом таинственности; и если нет большой разницы лет или явного нерасположения, персидский юноша привык смотреть на дочь своего дяди, как на будущую жену. Часто молодых людей обручают еще в детстве. В Персии брак не способствует слиянию классов: сыновья купцов женятся на дочерях купцов, ремесленники на девушках из ремесленного сословия, слуги женятся между собой, так же как и военное сословие. Но в Персии, как и повсюду, красота имеет свои преимущества и скоро делается известной; красивая женщина среднего или низшего сословия имеет достаточные данные, чтобы питать честолюбивые мечты. Мать старшего и любимого сына Шаха была дочерью мельника и приглянулась Шаху, когда стирала белье на берегу реки. Много бедных и красивых девушек делают здесь блестящие партии, благодаря одной красоте.
На молодую жену сначала не возлагаются все заботы, сопряженные с ее положением. Внимательно оберегаемая, подобно невесте, она в первый год замужества пользуется покровительством своей свекрови, если у нее таковая есть; если же она дочь вдовы, то мать ее сопровождает в дом мужа. Тещи в Персии занимают гораздо более почетное положение, чем в некоторых других странах. На них смотрят как на естественных охранительниц неопытной жены и позднее — молодой матери и ее ребенка. Свекровь учит ее хозяйничать; под ее наблюдением делаются все покупки у разносчиков и в лавках; потому что, если бы молодая жена, еще не будучи матерью, решилась одна явиться на базар, то подверглась бы всеобщему осуждению, к какому бы сословию она ни принадлежала. Только у очень бедных и у крестьян молодая жена решается, в течение первого года замужества, показываться без мужа.
Но вот прошел первый год и родители созывают родственников и друзей, чтобы отпраздновать благополучное рождение сына или дочери. Если родился сын, то родительница удостаивается всеобщей похвалы и поздравлений друзей и знакомых. Муж, при обращении к ней, называет ее «матерью Хассана» или иначе, смотря как назван младенец, и ее собственное имя уже более не употребляется. Если Бог благословил ее дочерью, ее также превозносят за то, что она не наказана бесплодием, этим ужасом восточных женщин; к тому же небо быть может еще наградит ее сыном.
Теперь авторитет матери получает большее значение в семье. Она предъявляет свои права как мать наследника, хотя бы все наследство состояло из лотка для дынь или пачки товаров. Достоинства жены бледнеют перед заслугами матери первенца. Отныне она имеет право, покрыв лицо, подобно всем почтенным персиянкам, ходить куда угодно, в сопровождении своего ребенка и матери или свекрови. На дом приглашаются друзья, и чтобы несколько скрасить однообразие жизни, устраиваются пикники и поездки в прохладные и тенистые рощи, окружающие большинство персидских городов. Предоставив ведение хозяйства своей свекрови, жена довольствуется при этом второстепенной ролью дружественного критика. Когда же старуха умирает, молодая естественно занимаете ее место во главе хозяйства и начинает оказывать сильное влияние на дела мужа, который советуется с ней обо всем, так что персидская жена является, подобно английским женам, доверенным лицом и советчицей своего мужа. «Но ведь она закрыта вуалью!» воскликнет сердобольная англичанка. Да, она закрыта покрывалом и неохотно расстается с ним, ибо смотрит на него как на отличие и как на привилегию. Для нее покрывало есть знак скромности и благопристойности.
Получает ли персидская женщина какое-нибудь образование, обладает ли какими-нибудь талантами, или она только мать семейства? На эти вопросы легко ответить. Многие из персиянок среднего класса получают хорошее образование, конечно как его понимают на Востоке. Они умеют читать, а иногда и писать стихи, петь и играть; кроме того они прекрасные рукодельницы, а также хорошо приготовляют кушанья, печенья и сладости.
Бедные отличаются, конечно, в несколько иной сфере: они хорошо стряпают и пекут хлебы, шьют на весь дом одежду; часто знают какое-нибудь ремесло, с помощью которого поддерживают хозяйство, и никогда не бывают ленивы.
Конечно, персидские женщины имеют недостатки, но это недостатки их пола. Они завистливы, любят скандалить и ссориться. Но в общем они добродетельны, экономны, чистоплотны и стараются сделать семью счастливой, за что мужья и дети их обожают.

Групповой портрет иранских женщин в традиционных костюмах. Иран (Персия), Тегеран. Нач. XX в.

Групповой портрет иранских женщин в традиционных костюмах. Иран (Персия), Тегеран. Нач. XX в.

По мере того как молодая жена приходит в возраст, она начинает играть более серьезную роль в семье. На нее ложатся все заботы по хозяйству (даже лошади получают корм под ее наблюдением); она подыскивает жен для своих сыновей и мужей для дочерей. Если персиянка бездетна, на нее часто возлагается забота найти новую жену своему мужу и господину. Персидская женщина скоро старится; если она была стройна и хороша в молодости, то в сорок лет она старуха, принужденная прибегать к косметическим и всяким искусственным средствам. «С подведенными бровями, вставными зубами и шиньоном» она пытается удержать за собой привязанность мужа и это иногда ей удается. Она готова для достижения этой цели сопровождать через тысячеверстные пустыни своего мужа, идущего на поклонение какой-нибудь святыне; такое путешествие в Мекку, Кербелу, Мешхед считает долгом совершить на склоне лет каждый добрый мусульманин.
Теперь мы окинули взглядом жизнь персидской женщины от выхода ее замуж до самой могилы, куда ее наконец относят огорченные родственники. Если она была состоятельна, то тело ее через несколько месяцев бережно вырывают, гроб обертывают войлоком и вместе с сотнями других гробов отправляют в священные кладбища в Мешхеде или Кербеле. Здесь она будет покоиться в счастливой близости к великим мусульманским святым, недалеко от которых ее похоронят.