Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм второй половины XIX — начала XX вв.

Вторая часть фотоотчета с выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля». Первая часть — «Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм XVIII — первой половины XIX вв.».


Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны

Бархат, атлас, кружево, серебро, нить золоченая, бить золоченая, канитель, китовый ус, бронза; золотое шитье, литье, штамповка, золочение.
Платье императрицы Марии Фёдоровны (1847 — 1928 гг.), жены императора Александра III и матери Николая II.

Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны

Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны

Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны (фрагмент)


Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны

Бархат, атлас, нить золоченая, бить золоченая, канитель, китовый ус, блестки, металл; штамповка, золотое шитье.
Платье императрицы Александры Фёдоровны, жены последнего российского императора Николая II.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны (фрагмент)

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны (фрагмент)


Парадное платье княгини З.Н. Юсуповой

Шелк, серебро, нить посеребренная, бить серебряная, канитель, блестки, китовый ус, металл; вышивка, литье, штамповка, серебрение.

Парадное платье княгини З.Н. Юсуповой

Парадное платье княгини З.Н. Юсуповой (фрагмент)

Парадное платье княгини З.Н. Юсуповой (фрагмент)


Бальное платье (принадлежало императрице Александре Федоровне)

Германия, Франкфурт, 1894 г. Мастерская Вальшмидт. Основная ткань — шелк с узором, имитирующим муар; буфчатые рукава, берта (оборка) на декольте, банты-шу выполнены из шифона. Сзади к лифу пришита «складка Ватто».

Бальное платье (принадлежало императрице Александре Федоровне)

Бальное платье (принадлежало императрице Александре Федоровне)
Платье было сшито по последней парижской моде для Аликс Гессен-Дармштадской  (будущая российская императрица Александра Федоровна) в то время, когда она была официальной невестой наследника цесаревича Николая Александровича. Она привезла это платье в Россию среди предметов своего гардероба осенью 1894 г.


Далее — три несколько неожиданных и весьма любопытных экспоната: маскарадные костюмы, представляющие из себя одежду русской знати XVII века. Дело в том, что в конце XIX в. у российской аристократии в моде были костюмированные балы, посвященные так называемой русской теме. Устраивались они с большой пышностью, костюмы заказывались в самых лучших ателье Петербурга и Москвы, а также в мастерских императорских театров. Костюмы, рассматриваемые в настоящей статье, — с самого грандиозного бала в «русском» стиле, состоявшегося в феврале 1903 г. в Зимнем дворце. Костюмы эти уцелели не полностью, некоторые предметы и детали утеряны.

Маскарадный костюм великой княгини Ксении Александровны («боярыня XVII века»)

Россия, Санкт-Петербург (?), 1903 г. Узорчатый шелк, атлас, шелковый репс, золотой глазет, золоченые нити, золоченая бить, галун, искусственный жемчуг, белый металл; вышивка, низание, штамповка.

Маскарадный костюм великой княгини Ксении Александровны ("боярыня XVII века")

Костюм великой княгини Ксении Александровны (сестры императора Николая II) стилизован под одежду боярыни времени правления царя Алексея Михайловича. На выставке был представлен только так называемый летник (длинная женская верхняя одежда с очень широкими рукавами). Другие предметы костюма — нижнее платье с рукавами на широком манжете, богато расшитое оплечье и кокошник — утеряны.


Маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой («боярыня XVII века»)

Россия, Санкт-Петербург, 1903 г. Шелк, серебряный глазет, атлас, перламутровая зернь, металлические нити, блестки, канитель; низание, плетение, вышивка.

Маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой ("боярыня XVII века")

До наших дней от костюма княгини Юсуповой дошло только это платье. Накидка же с меховой оторочкой, кокошник и обувь не сохранились.


Маскарадный костюм графа А.А. Бобринского («боярин XVII века»)

Россия, Санкт-Петербург (?), 1903 г. Шелк, парча, металлические нити, медь, кружево; литье, серебрение, золочение, плетение, вышивка.

Маскарадный костюм графа А.А. Бобринского ("боярин XVII века")

Костюм гофмейстера Двора Его Императорского Величества, действительного статского советника графа Алексея Александровича Бобринского на выставке был представлен двумя предметами: нижним кафтаном с воротником-«козырем» и верхним распашным кафтаном с длинными разрезными рукавами.


Вечернее платье

Россия, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Шелк, хлопчатобумажная ткань, кружево ручной работы и машинного производства, шелковые нити, металл; вышивка, аппликация, штамповка.

Вечернее платье. Россия, Санкт-Петербург, 1890-е гг.

Вечернее платье. Россия, Санкт-Петербург, 1890-е гг. (фрагмент)

Вечернее платье. Россия, Санкт-Петербург, 1890-е гг. (фрагмент)

Нарядный туалет столичной дамы периода раннего модерна. Интересна ткань — шелк цвета слоновой кости с вытканным узором в виде характерных для стиля модерн удлиненных побегов, листьев, бутонов и раскрытых цветков вьюнка.


Бальное платье великой княжны

Франция, Париж, 1912-1914 гг. Модный дом Федерик. Розовый атлас, тюль, газ-шифон, металлическое кружево; аппликация, вышивка по тюлю стеклярусом.
Принадлежало одной из старших великих княжон, дочерей Николая II (Ольге или Татьяне).

Бальное платье (принадлежало одной из старших великих княжон, дочерей Николая II (Ольге или Татьяне))

Бальное платье (принадлежало одной из старших великих княжон, дочерей Николая II (Ольге или Татьяне))


Костюм начала XX в. на выставке был представлен в основном платьями Веры Викторовны Карахан, жены известного революционера, а впоследствии советского дипломата Л.М. Карахана. До замужества Вера Викторовна была довольно популярной актрисой немого кино. Она обладала утонченным вкусом и одевалась у лучших модельеров.

Бальное платье с тюником на белом атласном чехле (принадлежало В.В. Карахан)

Франция, Париж, 1910 г. Модный дом Пакен. Шифон, тюль, атлас, бисер, стеклярус, бусы, блестки; вышивка.

Бальное платье с тюником на белом атласном чехле (принадлежало В.В. Карахан)

Бальное платье с тюником на белом атласном чехле (принадлежало В.В. Карахан)


Послеобеденное платье из шелка цвета цикламен (принадлежало В.В. Карахан)

Франция, Париж, 1912-1914 гг. Модный дом сестер Калло. Шелк; вышивка бисером.

Послеобеденное платье из шелка цвета цикламен (принадлежало В.В. Карахан)


Сорти-де-баль (принадлежало В.В. Карахан)

Россия (?), 1912-1914 гг. Шелк, кружево, металл; плетение.
Накидка (сорти-де-баль) из шелка цвета цикламен, покрой — кимоно. Края расшиты золоченой нитью в китайском стиле. Правая пола обшита по краю бахромой из золотой канители. При одевании перекидывается через левое плечо.

Сорти-де-баль (принадлежало В.В. Карахан)


Бальное платье из розового газа (принадлежало В.В. Карахан)

Франция, Париж, 1911-1913 гг. Модный дом сестер Калло. Тюль, атлас; вышивка серебряной битью.

Бальное платье из розового газа (принадлежало В.В. Карахан)

Бальное платье из розового газа (принадлежало В.В. Карахан)