Производство гончарных изделий существует на Кавказе со времен глубочайшей древности и остатки керамических предметов дохристианской эпохи указывают на стремление местных мастеров внести в свои произведения художественное творчество по примеру ассиро-вавилонян и персов. Однако, кавказская керамика в древних своих образцах весьма интересная по формам, не дает сколько-нибудь выдающихся в художественном отношении рисунков.
Замечательно, что кочевым и полукочевым народностям Кавказа почти неизвестно искусство выделывать глиняные предметы. Гончарное производство зародилось и развилось исключительно в прозаической обстановке земледельческого труда у древних земледельцев — грузин, армян, дагестанцев и пришлых персов и имело своею задачею снабжение хозяйства домашнею и кухонною посудою, большими кувшинами для брожения и хранения вина, трубами для водопроводных сооружений, а также строительными материалами — кирпичом и черепицею.
Под развалинами древних городов и крепостей в Грузии и Армении находят зарытыми в землю большие кувшины для запасов вина и воды и огромные водопроводные сооружения из глиняных труб для проведения питьевой и оросительной воды.
Гончарный промысел сосредоточен в отдельных центрах довольно густо разбросанных по всему краю и имеет большое экономическое значение в жизни местного населения.
Наиболее известными центрами гончарного производства являются сел. Балхар, Даргинского округа и Сулевкенд, Кайтаго-Табасаранского округа, Дагестанской области, сел. Шроша, Белогоры и Марелисы, Шаропанского уезда и Курсеби, Кутаисского уезда, Кутаисской губ., сел. Анага, Сигнахского, Артоза, Телавского и Мцхет, Душетского уезда, Тифлисской губ., г. Эривань и сел. Юва, Эриванского уезда и губернии.
Из всех глиняных изделий по своим необычайным размерам и технике выделки особенный интерес представляют большие кувшины для брожения и хранения вина (рис. 67).
Подобные кувшины делают только грузины и армяне в винодельческих районах Тифлисской (особенно Кахетии), Кутаисской и Эриванской губ. Мусульманам по шариату воспрещено заниматься виноделием, а потому и винной посуды они не делают. Эти винные кувшины, известные у грузин под названием квеври, у имеретин — чури, у армян — карас, делаются обыкновенно вместимостью от 50 до 200 ведер, но нередки и экземпляры, вмещающие 300 и более ведер. На второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в Кавказском отделе был выставлен кувшин, доставленный из Кахетии, вместимостью в 250 вед.; нам пришлось видеть в сел. Кварели, Телавского уезда, Тифлисской губ., в имении кн. Г. Чавчавадзе, винный кувшин вместимостью в 500 ведер. Для чистки этого кувшина спускались туда по двум лестницам несколько человек.
Формовка этих гигантских кувшинов производится от руки посредством наращивания стенок хорошо подготовленной глиняной массой, раскатанной в жгуты; стенки выводятся медленно, постепенно по мере высыхания наложенных в последний раз жгутов и процедура формовки при таких условиях продолжается от двух недель до одного месяца в зависимости от температуры. Для выигрыша времени одновременно формуется 15 — 20 и более кувшинов и мастер постепенно переходит от одного к другому.
Формовочные работы производятся в больших помещениях, защищенных от солнечного света и вообще быстрой перемены температуры. Когда оконченные кувшины достаточно подсохнут, их очень осторожно переносят в большие обжигательные печи по несколько штук и, заполнив промежутки мелкой посудой, печь зажигают.
От недостатков ли технических приемов или от слабого обжига, винные кувшины всегда бывают проницаемы для жидкости и очевидно в таком сосуде нельзя держать вина, если не принять некоторых мер для устранения водопроницаемости. Для этой цели, во-первых, медленно втирают весьма тщательно во внутренние стены кувшина баранье сало, а снаружи обкладывают довольно толстым слоем извести с песком и крупным гравием. После того, как наружная известковая оболочка вполне обсохнет, вырывают глубокую яму, кладут туда кувшины и установив таким образом, чтобы отверстие кувшина было на 6-8 вершков ниже поверхности, заполняют кругом землею и хорошо утрамбовывают. Затем кувшин тщательно вымывают раствором какой-либо щелочи (обыкновенно настоем золы), несколько раз промывают чистой водою, окуривают серою, иногда ладаном и кувшин готов для наполнения вином. Полный кувшин покрывают круглою плоскою каменною крышкою и заваливают землею на 6-8 вершков, до уровня пола помещения.
Мелкие кувшины для вина и воды и всевозможная глиняная посуда формуется на обыкновенных вращающихся гончарных станках.
Каждая народность вносит в форму и во внешнюю отделку гончарных предметов свои субъективные вкусы. Особенно резко выделяются гончарные изделия горного Дагестана из сел. Балхар (рис. 68), Даргинского округа. Тут и формы и рисунки отличаются своеобразною красотою; интересен маленький глиняный светильник, изображенный с левой стороны рисунка, у большого кувшина.
Изделия эти без глазури и рисунки исполнены разноцветной глиной; балхарская посуда отличается чрезвычайною тонкостью стен и вообще по технике считается наилучшею на Кавказе.
Коллекция имеретинских кувшинов из Кутаисской губернии (рис. 69) интересна разнообразием форм. Некоторые изделия покрыты темною глазурью, но по технике уступают дагестанским. В окрестностях гор. Эривани гончарное производство находится в руках армян и персов и кроме кувшинов выделываются весьма удовлетворительного качества чашки, миски, тарелки и прочая домашняя утварь, покрытая превосходною синею глазурью с рисунками по преимуществу из коричневой глазури (рис. 70).
Наконец, рисунок 71 представляет коллекцию грузинских изделий Тифлисской губ., из коих некоторые покрыты синею глазурью, а один темно-коричневою.
Географическое распространение центров гончарного производства не приведено в полную известность, не изучены технические свойства разнообразных глин, с которыми оперируют кавказские кустари, не исследованы и практикуемые ими приемы производства.
Одно лишь несомненно, что хорошей глины в крае очень много, большинство же изделий отличается несовершенною выделкою, грубостью, слабым обжигом, а с глазурью может обращаться лишь небольшое число кустарей и то очень плохо. О художественной стороне производства гончары почти не имеют ни какого понятия.
Если устранить все отмеченные недостатки и в связи с улучшением техники воспитать в кустаре потребность производить художественные предметы и дать им новые образцы, оберегая, однако, чистоту местных форм и рисунков, то эта вековая народная промышленность возродится и сделается одним из крупных источников дохода местного крестьянства.