Государство караханидов в Южном Казахстане

Образование государства караханидов

В дофеодальный период истории Казахстана значительно выросли политические связи между отдельными племенами Казахстана. Но эти связи поддерживались только военной силой. Прочного политического единства достигнуто не было. После распада Западно-тюркского каганата снова установилась политическая раздробленность.
Южные районы Казахстана находились в тесном общении с соседними районами Средней Азии, где в этот период интенсивно развивались феодальные отношения.
Одной из наиболее развитых областей Южного Казахстана было Семиречье. Здесь раньше, чем в других районах, стало развиваться земледелие. Здесь находился ряд крупных городов (Тараз, Баласагун и др.). Через Семиречье проходил торговый путь из Средней Азии в Китай.
В X веке в Семиречье феодальный уклад получил настолько большое значение, что возникло первое государство феодального типа. Оно в исторической науке называется Караханидским государством по имени одного из ханов правившей в нем династии — Карахана. Образование нового государства связано с движением в Семиречье тюркского племени ягма.
В 940 году племя ягма, кочевавшее прежде в северных районах Восточного Туркестана, вторглось в долину реки Чу, заняло город Баласагун и образовало здесь новое государство. Глава династии в государстве, образованном ягма, носил титул тамгач-хана, а более мелкие владетели, его вассалы, назывались илек-ханами.
Караханиды не ограничились Семиречьем. Они продвинулись далее на запад, в область между Сыр-Дарьей и Аму-Дарьей, называвшуюся Мавераннахр (арабское название междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Буквально Мавераннахр означает: «Место, расположенное за рекой»). В 999 году они заняли гор. Бухару. Власть саманидов в Мавераннахре пала. В походе на Мавераннахр принимали участие и племена, населявшие степи Казахстана: огузы, кыпчаки, карлуки, тюргеши, чигили и другие.
Ряд причин способствовал укреплению власти караханидов. Прежде всего караханиды облегчили тяжесть податей. В Мавераннахре они выступали не как «неверные», а как представители господствующей там религии, привлекая к себе симпатии местных мусульман. Караханиды были более веротерпимы, чем их предшественники — саманиды. Это расположило к ним также и немусульманское население Семиречья и Мавераннахра. В первые годы караханидам оказала поддержку землевладельческая знать Средней Азии — дехкане. недовольные централизаторской политикой саманидов в Мавераннахре.
Продвижение караханидов было остановлено на Аму-Дарье, где им в 1008 году нанес решительное поражение могущественный султан Махмуд (владетель Афганистана, Восточного Ирана и части Индии).
Государство караханидов оказалось непрочным. Раздираемое внутренними феодальными войнами, оно в начале XII века распалось на две части — западную, куда вошел Мавераннахр, и восточную, куда вошло Семиречье.
Владетели восточной части иногда титуловали себя царями «Востока и Китая». В действительности эта часть государства караханидов включала в себя только Семиречье и Восточный Туркестан. Ее столицей были попеременно то Баласагун, то Кашгар. Центральные и северные районы Казахстана совсем не подпали под власть караханидов.
При караханидах существовал удельный порядок управления. Отдельными областями государства управляли члены рода хана, находившиеся по отношению к нему в вассальной зависимости.
При караханидах происходил заметный и довольно интенсивный рост феодальных отношений.
Производительные силы страны росли. Оживилась жизнь старых городов. В районах недавних кочевий, например, в Илийской долине, возникали новые поселения городского типа.
Развитие городов, впрочем, мало изменяло натуральную основу хозяйства того времени. Рост городов был связан, в значительной степени с развитием торговли. На путях, связывавших города друг с другом, располагались малые и большие караван-сараи. На караванных путях часто встречались мечети, мазары (надгробные сооружения), ханаки (своеобразные монастыри) и другие постройки.
Один из старинных караванных путей проходил по Сыр-Дарье через Хорезм в Восточную Европу, другой через Самарканд — Ташкент — Тараз и Баласагун в Китай.
В X веке на территории Казахстана создались новые транзитные пути, из них наиболее важными были — в Восточный Туркестан и в Монголию.
От старой караванной дороги, проложенной с запада на восток по долине реки Чу, прошла новая караванная дорога к отрогам Заилийского Ала-Тау. У поселения, близ нынешнего села Талгар, дорога разветвлялась. Первая ветвь проходила вдоль Заилийского Ала-Тау к реке Чилик, затем поворачивала к югу и шла в Восточный Туркестан. Вторая проходила через реку Или к городу Койлык (близ Талды-Кургана), затем в сторону Копала, выходила к озеру Ала-Куль и далее направлялась в Монголию. Койлык стал одним из крупнейших городов этого района.
Сочетание земледелия со скотоводством в южных районах Казахстана стало в этот период обычным явлением. Зиму скотовод проводил в селении, летом — кочевал, оставляя часть своей семьи для обработки поля.
Происходило расширение площади оседлого земледелия. На расширявшихся посевных площадях сеяли ячмень и просо, разводили плодовые деревья: урюк, яблони. Широко было распространено возделывание винограда. В районах рек выращивался рис.
Внутри тюркской общины как оседло-земледельческой, так и кочевой в этот период происходит дальнейшая дифференциация. Из общины, на основе имущественного неравенства, выделяется знать, дальнейшее укрепление которой происходит на феодальной основе.
Земледельческое и скотоводческое население аулов вынуждено было работать не только на себя. Окрепшая экономически и политически и разросшаяся количественно знать подчинила себе богатые пространства пастбищ и пахотной земли вместе с поселившимся на них населением.
Мелкие земледельцы, а также кочевники-скотоводы постепенно переходили в феодальную зависимость от знати. Основной формой развития феодальных отношений при караханидах явилась раздача уделов, доход с которых передавался правителю. Такой удел назывался «икта», а его держатель «иктадар». Икта напоминала собой западноевропейские бенефиции или русские поместья. При этой системе производители-общинники не лишались средств производства и земли. Вместе с тем они не закреплялись и за держателями икта. Тем не менее свободный общинник делался зависимым от иктадара. Зависимость выражалась в обязательных повинностях, которые население земель, пожалованных в качестве икта, должно было отбывать в пользу иктадара. Зависимость углублялась произволом феодалов. Пользуясь силой, они отбирали у земледельцев и кочевников гораздо больше продуктов, чем предусматривалось условиями икта.
Процесс феодализации охватил не только оседло-поселенческие районы, но и кочевые общины Южного Казахстана. Разница была лишь в том, что среди кочевых общин пожалование икта было пожалованием ренты с определенного количества кочевых общин, а не раздачей земли в частное владение.
В правление караханидов широкое распространение в среде феодальной знати получил ислам. Принятие ислама означало и принятие мусульманского права, т. е. феодального права. Ислам был не только средством идеологического воздействия на массы, но и содействовал усилению феодальной эксплуатации.
Государство караханидов было непрочным. Борьба за власть между крупными иктадарами ослабляла его. Дальнейшее развитие феодальных отношений в государстве караханидов привело к его распаду. Упадок государства начался уже со второй половины XI века. В конце XI века оно потерпело ряд серьезных поражений от тюрок-сельджуков. Окончательный удар ослабевшему от внутренних междоусобиц и внешних поражений государству караханидов был нанесен новыми пришельцами в Семиречье — каракитаями.

Правление каракитаев в Южном Казахстане

Каракитаи — народ тунгусско-монгольского происхождения. В начале X века они завоевали Северный Китай и образовали там государство под названием Ляо, просуществовавшее около двухсот лет. В начале XII века каракитаи были вытеснены из Китая другими народами. Вскоре они появились на Енисее, но, встретив там сопротивление киргизов, ушли на запад. В сравнительно небольшой срок каракитаи овладели Семиречьем и Туркестаном вплоть до Хорезма.
На севере границы государства каракитаев простирались до реки Или. Центром государства был город Баласагун. Каракитайский хан носил титул гурхан или хан ханов.
К северу от реки Или Казахстан находился под влиянием каракитаев лишь в небольшой степени. Эти районы остались во владении карлукских ханов. Но последние признали себя вассалами каракитаев. Племена канглы частично были покорены каракитаями, частично переселились на запад.
Завоевание государства караханидов каракитаями не повлекло за собой изменения сложившейся здесь системы производственных феодальных отношений. Каракитаи не могли ни изменить экономики Казахстана, ни создать крепкого централизованного государства. Они сами уже стояли на ранней стадии феодальных отношений.
Каракитаи принесли с собой в Семиречье некоторые китайские обычаи. В частности, каракитайские власти ввели в Казахстане собственную систему обложения. Казахстанские племена были обложены подымной, или, иначе, подворной податью.
Правители каракитаев вели себя в Семиречье как завоеватели. К тому же они были буддистами и подвергали мусульман религиозным преследованиям. Все это делало власть каракитаев непопулярной. Тяжелые поборы с городов, преследования мусульманского купечества, междоусобные войны, сопровождавшие правление каракитаев, вызвали упадок городской жизни и караванной торговли в Казахстане. В частности, резко сократилась торговля в «городе купцов» — Таразе. Центр хозяйственной жизни еще более заметно передвинулся в сельские округа, в поместья феодалов, с их замкнутым натуральным хозяйством.
Злоупотребления сборщиков налогов, произвол каракитайской военной знати, гонение на мусульман — все это вызывало большое недовольство коренного населения городов и сельских местностей. Начались восстания против каракитаев. Восстания чаще всего проходили под религиозными лозунгами — борьбы мусульман против «неверных». За религиозной оболочкой скрывалось стремление народных масс тюркских племен к освобождению от чужеземного гнета и стремление тюркской знати к политической независимости.
Успеху восстаний содействовали междоусобные войны каракитайской феодальной знати, а также внешние неудачи, которые переживало государство каракитаев.

Культура народов Казахстана при караханидах

Караханидская династия вышла из тюркской среды. Поэтому принятие мусульманства караханидами открыло перед исламом дорогу к тюркскому населению Казахстана. Но даже сделавшись государственной религией, ислам проникал главным образом в среду господствующих классов, охватывая в основном лишь южные районы Казахстана. Центральные и северные области Казахстана еще не испытывали мусульманского влияния. Кыпчаки и другие скотоводческие племена степей оставались язычниками.
Проникновение ислама в государство караханидов повлекло за собой создание крупных литературных произведений. Их читателями являлась тюркская знать. В народные массы литература не проникала. Одним из наиболее видных литературных памятников этой эпохи является нравоучительное сочинение на уйгурском языке под названием «Кудатку Билик» (Книга счастья). Автором этого сочинения был выходец из города Баласагуна Юсуф, по прозванию Хас-Хаджиб. Он написал свою книгу в 1069 году для одного из первых караханидов — Богра-хана. «Книга счастья» состоит из вопросов хана и ответов о том, как лучше управлять государством. Ответы учителя проникнуты мусульманской моралью. Характерно, что это сочинение, выражавшее официальную идеологию караханидов, всячески восхваляло городскую жизнь и отражало некоторое недоверие к кочевникам.
Вот, что говорит «Книга счастья» об отношении главы государства к кочевникам:

«…Существуют еще скотоводы,
Они надзирают за табунами лошадей.
Это очень правдивый род людей, но мудрости они не имеют.
Обходись с ними хорошо…
Общайся с ними, веди знакомство, кушай и пей с ними,
Допуская их жить, как это подобает человеку.
Если ты общаешься с ними, то сдерживай себя,
Так как они постоянно без законов и без направляющей нити.
Говори им хорошие слова, но не называй их друзьями.

Совсем иное отношение проявляет автор книги к ремесленникам:

Другой род людей составляют ремесленники.
Они создают руками искусство, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Все они необходимые для тебя люди:
Приблизь их к себе, они принесут тебе пользу, о великий!
От них идут все работы мира.
Как много удивительных вещей они делают!
С ними общайся и обходись хорошо.
Радуй ты их и живи сам в радости.
Работают они для тебя — непременно одари их.
Давай им есть и пить! Давай им обильную пищу».

В этих строфах выступает одна идея: попытка наладить мирные отношения с обеими категориями населения — скотоводами и горожанами.
При караханидах в Семиречье было создано и другое весьма важное сочинение — словарь местных языков. Его составил Махмуд Кашгарский, по происхождению тюрк из района Иссык-Куль, писавший на арабском языке. Это сочинение, законченное в 1072 году, содержит много сведений по истории Казахстана. Махмуд Кашгарский был языковедом, отметившим разницу между тюркскими наречиями, на которых говорили различные племена Казахстана. В словаре, в частности, отмечены наречия племен аргын, кыпчак и других, которые впоследствии вошли в состав казахской народности. Сочинение Махмуда Кашгарского содержит также важные исторические сведения о племенах, населявших Южный Казахстан, жизнь которых автор имел возможность наблюдать непосредственно.
Видное место в истории культуры тюркских племен Казахстана занимает Ходжа Ахмет Ясеви. Он родился в 1103 году в поселении около нынешнего Сайрама. Оставшись сиротой, Ахмед воспитывался у родственников. Юношей он переехал в город Ясы (близ современного гор. Туркестана). Через некоторое время Ахмед Ясеви отправился в гор. Мерв, где изучал богословские науки. Возвратившись на родину, он сделался глашатаем суфизма — широко распространенного к тому времени в Средней Азии мистического учения. Вокруг Ахмеда Ясеви собирались ученики-мюриды.

Панорама города Туркестан. Казахстан, Туркестанская (Южно-Казахстанская) область, город Туркестан. 1870-1872

Панорама города Туркестан. Казахстан, Туркестанская (Южно-Казахстанская) область, город Туркестан. 1870-1872

Из творчества Ясеви дошел до нас сборник его поэм и нравоучительных сочинений под названием «Диван и Хикмет». В этих произведениях поэт излагает свою биографию, начиная с детства и до шестидесятитрехлетнего возраста, и попутно отмечает все им виденное и слышанное, критикуя действия своих современников — ханов, беков, казиев (мусульманских судей). Он жалуется на упадок, испорченность нравов, призывает к добродетели, благочестию, отречению от всего мирского, к строгому соблюдению правил суфизма.
Творчество Ахмеда Ясеви наполнено пессимизмом и отвращением ко всему мирскому, полно мистики, разочарования.
Ходжа Ахмед Ясеви был выразителем суфийской идеологии. Распространившийся в то время по всей Средней Азии суфизм имел два направления: суфизм, слившийся с господствующим классом и покровительствовавший бекам, казиям, городскому чиновничеству и вообще власть имущим, и суфизм, критиковавший правящую верхушку, отражавший в этом отношении интересы трудящегося населения городов и кишлаков, несмотря на общий реакционно-мистический характер своей идеологии. Ходжа Ясеви умер в 1166 году, 63 лет от роду. В конце XIV века Тимур перенес его останки в гор. Туркестан и над его могилой воздвиг мавзолей.
В X-XII веках за пределами Казахстана создалась обширная литература на персидском и арабском языках, уделявшая значительное внимание характеристике быта и экономике племен, населявших Казахстан.
Таково, например, безымянное произведение конца X века (982-983) на персидском языке «Границы мира» и произведение Гардизи под названием «Украшение известий», составленное около 1150 года.
При караханидах в связи с ростом городов большое развитие получила архитектура. Появились здания, фасад которых облицовывался резным кирпичом и украшался колоннами. На облицовочный кирпич наносился резцом рисунок, который обычно изображал рога животных, растения и геометрические узоры. Сочетания таких изразцов с арабскими надписями из Корана придавали постройке весьма нарядный вид. Такова, например, постройка, известная под названием мавзолей Айша-биби (18 километров к западу от Джамбула), мавзолей карахана, находящийся также в районе Джамбула.
В ранних постройках караханидской династии в XI веке продолжал применяться древний прием украшения здания: фигурная кладка кирпича в виде геометрических узоров. Памятником этой архитектуры являются минарет мечети у гор. Токмака в Киргизии так называемая башня Бурана и мазар Бабаджа Хатун около гор. Джамбула.
Внутренние стены здания отделывались лепными украшениями и расписывались клеевыми красками по сырой штукатурке (фрески). В жилых домах стены из сырцового кирпича покрывались тонкой глиняной обмазкой, затем на них наносились сухими красками рисунки, обычно в виде растений или геометрических фигур.
Большого развития в это время достигло производство посуды, украшенной разноцветным орнаментом и покрытой глазурью. В карлукский период посуда такого типа привозилась из Мавераннахра, позже она стала изготовляться на месте в городах Казахстана. На слабо обожженную посуду художник-керамист наносил кистью, часто при помощи трафарета, красочный орнамент, иногда дополнял его резьбой. Сюжет росписи состоял из растительных орнаментов. В рисунок вплеталась арабская надпись — какое-нибудь благопожелание из текстов Корана. На посуде, сделанной в Семиречье, местные художники, несмотря на запрет ислама, рисовали, удовлетворяя вкусам кочевников, также изображения живых существ: фазанов, лягушек, медведей и других животных.
В XII веке, когда на территории караханидского государства появились каракитаи, в ремесло и искусство проникло китайское влияние. В частности, получили развитие лепка культовых статуй из глины и скульптурная резьба по камню, применявшаяся при постройках буддийских монастырей. Наряду с предметами искусства, появились и другие предметы, выполненные в китайском стиле. Таковы, например, кровельная черепица, а также строительный кирпич продолговатой формы. Черепица и кирпич отличались исключительно высоким качеством обжига.
При каракитаях в Семиречье увеличилось число китайских ремесленников. Восприняв здесь среднеазиатскую культуру, они сочетали в своих изделиях черты дальневосточного и среднеазиатского искусства.