Индийские миниатюры из фонда Национальной библиотеки Франции. Могольские школы и школы Декана

В статье предлагается ознакомиться с красивейшими индийскими книжными миниатюрами из коллекции Национальной Библиотеки Франции (БНФ). Рассматриваемые миниатюры созданы в период со второй половины XVI и до середины XVIII вв. Это произведения художников-миниатюристов могольских школ и школ Декана.
При создании статьи использовались, во-первых, материалы, посвященные выставке индийской миниатюры и живописи, прошедшей в Национальной библиотеке Франции (БНФ) в 2010 г. («Miniatures et peintures indiennes», 10 марта — 6 июня 2010 г.); а, во-вторых, работа французского востоковеда Эдгара Блоше (1870-1937 гг.) «Peintures des manuscrits arabes, persans et turcs de la Bibliothèque Nationale».
Данная статья абсолютно не претендует на серьезное знакомство с могольским искусством, но в ней мы кратко коснемся сути вопроса; ее же главное достоинство — богатый иллюстративный материал, который может прекрасно дополнить главу «Индийская миниатюра» из книги Б. Денике Искусство востока: Очерк истории мусульманского искусства (читайте на нашем сайте).

Кратко о могольских школах и школах Декана

Могольские школы

Империя Моголов была основана потомком Тимура (Тамерлана), завоевателем по имени Бабур. Его сын Хумаюн некоторое время жил в изгнании в Персии, при дворе Шаха Тахмаспа, где проникся любовью к искусству миниатюрной живописи. Из этого изгнания он вернулся в Дели с двумя мастерами-миниатюристами. Вскоре Хумаюн умер, и считается, что золотой век могольского искусства — это время правления его преемников, трех Великих Моголов — Акбара, Джахангира и Шах Джахана.
Акбар был одним из самых просвещенных исламских правителей. Тенденция к синкретизму характерна для могольского искусства этого времени. В имперских мастерских персидские миниатюристы и каллиграфы работали вместе с кастой художников индуистского происхождения. Кроме того, в могольское искусство стали проникать и европейские веяния, благодаря европейским гравюрам, с которыми познакомили Индию иезуитские миссионеры.
С Джахангиром, большим любителем искусства, могольская миниатюра достигла непревзойденного баланса между индийскими составляющими и западными элементами, такими как светотень и перспектива.
Его преемник, Шах Джахан, более известный как строитель, построил Тадж-Махал, мавзолей в память о своей жене Мунтаз Махал. Во времена его правления живопись достигла классического совершенства.
Его сын Аурангзеб, шестой и последний из Великих Моголов, ревностный мусульманин и неутомимый воин, был довольно равнодушным к искусству. При его преемниках, в том числе во время правления его правнука Мухаммада Шаха, искусство миниатюры переживало закат, став академичным.
Вскоре империя раскалывается под внешними и внутренними натисками. В 1739 г. персидский Надир Шах приказал разграбить столицу моголов и забрал ее сказочные богатства: золотые престолы, роскошные украшения, а также драгоценные имперские рукописи.
В 1862 году империя моголов пережила долгую агонию, в изгнании умер последний Тимурид, Бахадур Шах II, свергнутый британцами.
После распада империи многие художники нашли приют у богатых меценатов — правителей провинций империи (раджпутов или навабов). Таким образом, стали появляться так называемые провинциальные могольские школы (в Файзабаде, Муршидабаде, Фарухабаде) со своим особенным стилем.
Поздняя могольская миниатюра при выборе сюжетов отдавала предпочтение сценам в зенана (дамские апартаменты, женская половина в индийских домах, строго отделенная от остальной части дома), романтическим и поэтическим сюжетам из известных литературных произведений. Популярны были также религиозные темы, живописные сцены охоты, посещения женщинами садху (индуистских аскетов). Еще один излюбленный сюжет для миниатюр этого периода — рагамала («гирлянда раг»), иллюстрации индийских музыкальных тем.

Школы декана

В XVI веке в Декане мусульманские династии пришли на смену султанату Бахманидов, существовавшему здесь до вторжения Моголов. В этих царствах, Ахмаднагаре, Биджапуре, Голконде, Хайдарабаде, выработались свои собственные стили. На их формирование заметное влияние оказало, во-первых, искусство Моголов, затем искусство последней большой индуистской империи Виджаянагары; некоторое значение имели также иностранные веяния — из Африки, Аравии, Персии, Анатолии.
Для школ Декана характерно тяготение к роскоши: детально выписываются узоры драгоценных тканей, используется много золота. Цветовая палитра, в сравнении с могольским стилем, расширена, композиции более сложные. Искусство Голконды в коллекции БНФ представлено лучше всего. Это портреты султанов Голконды, военачальников и других важных особ, могольских императоров и их вассалов.


Давалпа верхом на мужчине. Могольская школа, около 1585 г.

 

Давалпа верхом на мужчине. Могольская школа, около 1585 г.
В арабской и персидской традиции давалпа — мифологический персонаж с мягкими бескостными ногами, которыми он обвивает своих жертв и заставляет себе служить.


Убийство на фоне пейзажа. Могольская школа, около 1580 г.

 

Убийство на фоне пейзажа. Могольская школа, около 1580 г.


 

Тамерлан, прародитель династии Великих Моголов, правителей Индостана, в окружении солдат в индийских одеждах XVII века. Его внешний вид, военное облачение (броня, шлем) явно контрастируют с внешним видом солдат: Тамерлан представлен здесь именно как монгольский воин-завоеватель. Весьма вероятно, что его изображение было скопировано с оригинала, восходящего ко временам тимуридов.
Голконда, конец XVII в.


 

Бабур, основатель династии Великих Моголов, окруженный индийскими солдатами XVII века.
Голконда, конец XVII в.


 

Болаки, иначе известный как  Хосров (старший сын правителя Империи Великих Моголов Джахангира), в окружении служанок, музыкантш и танцовщиц. Хосров, в подражание отцу, любил проводить время в развлечениях, поэтому позволил своему брату Джахану захватить власть. В итоге ему пришлось, спасая свою жизнь, бежать в Персию, где он и прожил до конца своих дней.
Голконда, конец XVII в.


 

Султан Азам Шах (третий сын императора Аурангзеба) на охоте.
Голконда, конец XVII в.


 

Шаиста Хан, выдающийся военный и политический деятель Империи Великих Моголов, родственник императора Аурангзеба.
Голконда, конец XVII в.


 

Две индийские дамы на террасе. С ними — две служанки и музыкантша.
Голконда, конец XVII в.


Юный принц. Хайдарабад, около 1720 г.

 

Юный принц. Хайдарабад, около 1720 г.


 

На миниатюре изображены купающиеся индийские дамы и тимуридский принц в сопровождении подданных. Вероятно, эта картина представляет собой индийскую интерпретацию излюбленного персидского сюжета из поэмы Низами — встречу сасанидского правителя Хосрова Первиза и красавицы Ширин. Здесь, видимо, дама с пышными формами, накидывающая на себя простыню, представляет Ширин.
Могольская школа, около 1735-1750 гг.


 

Индуистский принц, облаченный в костюм эпохи Великих Моголов, сидит напротив музыканта, в окружении женщин. Эта миниатюра, возможно, представляет собой эпизод из романа Джами, в котором рассказывается об Иосифе и Зулейке, жене Потифара.
Муршидабад (?), приблизительно конец XVII века.


Ахмад Шах Дуррани Абдали. Могольская школа, около 1757 г.

 

Ахмад Шах Дуррани Абдали. Могольская школа, около 1757 г.


Самсам уд-Даула Хан Дауран. Могольская школа, около 1730 г.

 

Самсам уд-Даула Хан Дауран. Могольская школа, около 1730 г.


 

Встреча возле колодца. Могольская школа, около 1735 г.

Встреча возле колодца. Могольская школа, около 1735 г.


Мусульманская дама с цветами лотоса. Могольская школа (?), 1750 г. (?)

 

Мусульманская дама с цветами лотоса. Могольская школа (?), 1750 г. (?)


Музыкантша (играющая на танпуре). Могольская провинциальная школа, 1760 г. (?)

 

Музыкантша (играющая на танпуре). Могольская провинциальная школа, 1760 г. (?)


 

Индийские женщины на террасе дворца.


 

Индийский принц, сидящий в компании женщины, с музыкантшами, на террасе дворца, возвышающегося над рекой.


 

Две индийские дамы с двумя музыкантшами сидят на террасе с видом на реку.


 

Индийский принц и молодая женщина верхом на лошадях, их сопровождает слуга. Персонажи на этой миниатюре выглядят достаточно необычно, к тому же в ней можно отметить имитацию перспективы, присущей европейским картинам. Картина подписана: Фаиз-Аллах.


 

Архангел Гавриил пробудил пророка Мухаммеда, чтобы совершить с ним восхождение на небеса. XVIII в.


 

Индийская интерпретация одной из классических сцен романа об Иосифе и Зулейке. Зулейка сидит на троне; египетские дамы, пришедшие к ней с визитом, очищают ножами апельсины; входит Иосиф, и его красота производит такое ошеломляющее впечатление на дам, что они ранят себе пальцы ножами.
Могольская школа, XVIII в.


 

Император Индии из династии Великих Моголов сидит под балдахином с женщиной; несколько служанок; две женщины распыляют воду, чтобы освежить воздух.
Могольская школа, XVIII в.


Бахадур Шах (?) верхом на слоне. Могольская школа, конец XVII в.

 

Бахадур Шах (?) верхом на слоне.
Могольская школа, конец XVII в.


Мухаммад Хан Бангаш. Могольская школа, около 1730 г.

 

Мухаммад Хан Бангаш.
Могольская школа, около 1730 г.


Император Шах Джахан с цветком ириса. Могольская школа, около 1655 г.

 

Император Шах Джахан с цветком ириса.
Могольская школа, около 1655 г.


Шах Джахан на охоте. Муршидабад, около 1760 г.

 

Шах Джахан на охоте. Муршидабад, около 1760 г.


Камар уд-Дин. Могольская школа, около 1735 г.

 

Камар уд-Дин. Могольская школа, около 1735 г.


Навал Раи. Авадх, Лакхнау, около 1740 г.

 

Навал Раи. Авадх, Лакхнау, около 1740 г.