Миткаль
Название миткаль объяснено Иностранцевым в его статье, неоднократно нами упоминавшейся. Иностранцев считает миткаль производным от арабского «мискаль», означающего определенный вес и золотую монету, и полагает, что название цены или веса перешло на самую ткань, по примеру слова «парча», означающего по-персидски «кусок», а у нас впоследствии сорт золотой ткани. Восточное происхождение миткаля Иностранцев видит и в старинном его наименовании «миткали арабские». Реальное значение миткаля, как ткани, Иностранцев определяет по словарям Джонсона и других, где указано персидское слово «мискали», со значением льняная или полотняная ткань. Для нас эти определения непонятны. Миткаль — один из самых распространенных видов ткани, дошедших до наших дней, с тождественными наименованием и техникой выработки. Основной признак миткаля тот, что он является чисто бумажною тканью; поэтому указания Иностранцева на персидское «мискали», с значением льняной или полотняной ткани, — мало убедительны. Миткаль вырабатывается гроденаплевым переплетением бумажных нитей, причем, в зависимости от нумеров пряжи и плотности тканья, будут получаться различные его сорта, и этим сортам присваиваются различные наименоваиия. В своем чистом виде миткаль будет иметь только белый натуральный цвет, причем его нити отвечают современным нумерам пряжи от № 32 до 48 для основы и от 36 до 50 для утка. Тонкие сорта миткаля носят название ситца. Следовательно, все упомянутые нами бумажные ткани: миткаль, киндяк, кумач и выбойка, тождественны по технике. Бумажная ткань гроденаплевого переплетения без окраски будет «миткаль»; если этот миткаль мы опустим в красную краску — он будет «кумачем»; если же в синюю, или рудожелтую, или другую какую-нибудь, то «киндяком»; если мы на белом миткале сделаем набивной узор, то тогда он получит название «набойка или выбойка»; то же название — выбойки, получает и киндяк, если на него наносится набивной узор.
К бумажным тканям, бытовавшим в России в XVII веке, относятся «бязь» и «кисея». Бязь тоже сорт миткаля, но очень толстого (нити утка соответствуют №№ 16-18 пряжи, а №№ основы 20-22) и имеющего начёс на лице или на изнанке. Характерная особенность бязи та, что нумера утка ниже нумеров основы; это делается для того, чтобы из основных нитей можно было сделать ворсовый начёс.
Кисея тождественна по технике с фатой (разница только в материале — бумага) и, кажется, кисея не подвергалась окраске.