Завоевание Средней Азии в VIII в. н. э. арабами и включение ее в число стран мусульманского мира не могло не сказаться на развитии всех областей культурной жизни страны и, в частности, на развитии искусства. Являясь окраиной арабского халифата, Средняя Азия тем не менее играла значительную роль в экономической и политической жизни мусульманских стран. В IX в. Бухара становится столицей крупного феодального государства саманидов. Саманиды только номинально подчинялись багдадскому халифату, фактически являясь самостоятельными правителями и, в период наибольшей мощи своего государства, владели всем Мавераннахром и северными областями Ирана.
На рубеже X и XI вв. государство саманидов было завоевано кочевниками — турками. Государство турок — караханидов,- занимая в основном территорию Мавераннахра, с юга граничило с владениями газневидов. Хорасан и часть областей современной Туркмении уже в XI в. вошли в состав Сельджукской империи. Во второй половине XII в. восточная часть Средней Азии находилась под властью немусульманского народа каракитаев. Значительную роль в политической истории домонгольской Средней Азии играл Хорезм; в конце XII — начале XIII вв. хорезмшахи распространили свои владения далеко за пределы Хорезмийского оазиса.
В течение VIII-XII вв. в социальной структуре среднеазиатского общества окончательно складываются и укрепляются феодальные отношения. Развитие восточного феодализма в бассейнах рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи шло несколько отличным путем, чем, например, в Иране. При саманидах в экономической и политической жизни Средней Азии большую роль еще играло крупное землевладение того типа, каким его застало в Средней Азии арабское завоевание.
При караханидах новый, ставший у власти слой господствовавшего класса, тесно связанный с городскими центрами, создает иной, ленный тип крупного феодального землевладения, носивший в Средней Азии название «икта». Укрепление и развитие феодальных отношений происходили в условиях ожесточенной классовой борьбы. Даже мусульманские официальные историки этого времени упоминают ряд крупных, носивших часто характер восстаний, движений крестьян и ремесленников.
В области идеологии после арабского завоевания в Средней Азии начинает распространяться и получает господствующее значение мусульманская религия — ислам, хотя еще в IX-X вв. известно существование наряду с мусульманами зороастрийцев, последователей буддийского вероучения, манихеев и христиан.
Точно неизвестно, когда турки-кочевники, завоевавшие в X-XI вв. Среднюю Азию, приняли ислам, но во время завоевания оседлых областей страны они уже были мусульманами. Как отмечает В.В. Бартольд, «переход власти от иранцев к туркам сопровождался усилением строгости и нетерпимости в делах веры». Эта религиозная реакция в условиях феодального строя не могла не сказаться на развитии культуры и искусства.
На территории Средней Азии сохранилось очень немного датированных художественных памятников раннемусульманского периода. Археологические работы все время пополняют и, несомненно, еще обогатят наши коллекции рядом ценных произведений искусства этой эпохи, но пока, при современном состоянии материала, наиболее четко удается проследить только развитие архитектуры и связанных с ней декоративных искусств.