Искусство Средней Азии XIII-XV вв.

Архитектура и архитектурная декорация при Тимуре

В области архитектуры наблюдаются дальнейшее развитие и обогащение портально-купольного типа зданий. Широкое применение, особенно к концу XIV в., находят в Средней Азии декоративные архитектурные формы: купола на высоких барабанах, порталы, минареты. В эпоху государства Тимура архитектурные постройки достигают исключительной монументальности и грандиозных размеров. Большое развитие получает архитектурная декорация. Вводятся новые технические приемы: покрытые глазурью кирпичи, мелкая цветная мозаика, глазурованные майоликовые плитки с росписью, роспись красками, украшение из различных пород камня и т.д. На лучших архитектурных памятниках украшаются не только все фасады снаружи, но декоративное убранство покрывает стены помещений и внутри построек.
Одной из важнейших художественно-стилистических особенностей архитектурной декорации монголо-тимуридской эпохи является ее многоцветность. Цветная изразцовая декорация известна на памятниках Ирана и Передней Азии XIII и начала XIV вв. (люстровый михраб из Кашана 1226 г., медресе 1251 г. в Конии, мечеть в Верамине 1322 г. и др.). В Средней Азии первые постройки, богато украшенные цветной глазурованной декорацией, относятся к середине XIV в. Цветная облицовка явилась новым средством выделения зданий на фоне остальных построек города, придала им особый декоративный эффект и повысила силу их идеологического воздействия. В декорации среднеазиатской архитектуры преобладал лилово-голубой цвет глазури на фоне терракотово-коричневого обожженного кирпича, но в процессе развития искусства эта основная гамма обогащалась целым рядом других тонов. С появлением цветных облицовок теряет значение одноцветный, выявляемый светотенью рельефный узор, создававший иллюзию ажурности декорированных частей здания. Преимущественную роль начинает играть чисто плоскостный узор мозаик, майолик и росписей, в которых рисунок определяется различной расцветкой.
Для стилистической характеристики декорации монголо-тимуридских архитектурных памятников очень важно также указать на обогащение ее сюжетов. На всем протяжении феодальной эпохи в Средней Азии в архитектурной декорации доминирующую роль играли религиозные надписи и орнамент. Однако, по сравнению с более ранним периодом в XIV-XV вв., в орнаментике начинает преобладать растительный узор, который в отдельных случаях развивается до условных пейзажных изображений, нарушая этим строгую каноничность орнаментально-декоративного стиля феодального искусства.
В условиях оживленных тортовых и культурных связей с соседними государствами искусство обогащается заимствованиями у Китая, Ирана и других стран.
Вышеотмеченные новые стилистические черты наблюдаются и в остальных областях декоративного творчества: художественной керамике, изделиях из металла, резьбе по дереву и др. Можно говорить об окончательном формировании в Средней Азии в XIV-XV вв. стиля искусства феодальной эпохи с его богатой плоскостной орнаментикой, орнаментализированными надписями и декоративной красочной гаммой.
Дошедшие до нас памятники зодчества Средней Азии XIII и первой половины XIV вв. еще в значительной мере сохраняют неизменными архитектурно-художественные традиции домонгольского периода. Среди этих построек наиболее древним, по-видимому, является мавзолей в кишлаке Сафит-Буленд, сооружение которого арх. Б.Н. Засыпкин относит к XIII в. Основной интерес представляет резная алебастровая декорация внутреннего квадратного помещения (илл. 29).

Мавзолей в кишлаке Софит-Буленд. XIII в. Деталь резной гипсовой декорации

илл. 29. Мавзолей в кишлаке Софит-Буленд. XIII в. Деталь резной гипсовой декорации

Эта древняя техника украшения зданий (ср. дворец XI-XII вв. в древнем Термезе, алебастровые панели с Афрасиаба и др.) в XIII-XIV вв. находит еще широкое применение в архитектуре Средней Азии, Ирана и Закавказья: гипсовая резьба внутри мечети 1322 г. в Верамине, михраб мечети XIV в. в Маранде, декорация в мечети Ханега близ Баку в Азербайджане и др. В мавзолее Сафит-Буленда гипсовая, частично окрашенная резьба покрывает стены, ярус тромпов и купол. Декорация расчленена на ряд узких и широких фризов, содержащих религиозные надписи и орнамент. Среди узоров выделяется один из фризов с редкими для среднеазиатской архитектурной декорации мотивами крупных звездообразных медальонов. Круг в центре каждого медальона заполнен очень мелким, тонко исполненным арабесковым орнаментом и текстами надписей. Таких медальонов 16, и каждый из них имеет свой особый узор. Оригинальной особенностью декорации мавзолея является также разделка арок яруса тромпов фестонами, что характерно для архитектурных построек мусульманской Индии.
Характер домонгольской архитектуры сохраняет группа мавзолеев в Касане, построенных в XIV в. (на одном из них есть дата 1340/41 г.). Мавзолеи представляют простейший тип портальных построек. Интересна в них идея ансамбля из трех расположенных под углом зданий и отдельные архитектурные детали: узкие, не закрывающие всей постройки порталы, вытянутая форма куполов и тромпы.
В южном мавзолее четко выражен ярус обычных для Средней Азии арочных тромпов; в восточном мавзолее каждый тромп состоит из шести уменьшающихся арочек; в среднем мавзолее яруса тромпов, в собственном смысле этого слова, нет: в каждом углу постройки, ниже восьмигранника, имеется ячеечно-сталактитовый тромп, выполненный тринадцатью рядами кирпичей, выступающих углом.
Одним из древнейших среди известных нам среднеазиатских памятников, украшенных цветной декорацией, является мавзолей Баян-Кули-хана в местности Фетхабад близ Бухары, сооруженный в середине XIV в.
Здание мавзолея представляет прямоугольную в плане постройку. По главной оси с востока на запад расположено большое квадратное помещение, а за ним маленькое прямоугольное — собственно гробница. Узкие коридоры идут в толще боковых стен и имеют выходы на крышу постройки. Снаружи над монументальным параллелепипедом здания, снабженным трехчетвертными колонками на углах, возвышается прямоугольный портал со стрельчатой аркой и возведенный над главным большим помещением купол на невысоком восьмигранном барабане. Портал не закрывает всего восточного фасада здания, но не выдвинут вперед, как это мы видим обычно в среднеазиатской архитектуре, а сделан заподлицо со стеной и выделяется только своей высотой и аркой. Декоративная облицовка покрывает стены как снаружи, так и внутри постройки.
Основным материалом декорации служит резная терракота, сплошь покрытая цветной глазурью. Преобладающим является бирюзово-голубой тон глазури, который несколько оживляется белыми, синими и марганцево-фиолетовыми пятнами цветных изразцов, расположенных главным образом в обрамлениях отдельных панно декорации.
В этом памятнике, как и в ряде других близких ему по времени построек, декоративный эффект достигается еще преимущественно рельефным узором. Цвет уже обогатил облицовку зданий, но различная расцветка определяет лишь крупные членения декорации. В мавзолее Баян-Кули-хана, сильно поврежденном временем, лучше всего сохранилась облицовка внутри постройки (в большом квадратном помещении), где декорация покрывает не только стены, но и сферическую поверхность купола (илл. 30).

Мавзолей Баян-Кули-хана в Бухаре. XIV в. Деталь декорации яруса тромпов

илл. 30. Мавзолей Баян-Кули-хана в Бухаре. XIV в. Деталь декорации яруса тромпов

Преобладает крупный геометрический узор, каждая ячейка которого густо заполнена мелким растительным орнаментом. Портал снаружи украшен рядом полос, с трех сторон обрамлявших его прямоугольную поверхность. На боковых фасадах здания, по-видимому, помещались по три крупных панно, от которых сохранилось очень немного частей.
Высокое качество исполнения декоративной облицовки здания, четкость и гармоничность ее членений ставят мавзолей Баян-Кули-хана в число лучших памятников архитектуры Средней Азии феодальной эпохи. Совершенство облицовок мавзолея позволяет предполагать, что он должен был иметь прототипы на почве Средней Азии.
Высоким художественным качеством отличается также декорация дотимуровских мавзолеев в группе Шах-и-Зинда (Самарканд), о которой нам придется говорить еще ниже. Сейчас укажем только, что эта группа мавзолеев образует ансамбль около гробницы особо почитавшегося в Средней Азии святого Кусам-ибн-аббаса. Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Самарканд в середине XIV в., описывает постройку над могилой святого как исключительно великолепную. Судя по его словам, над гробницей было возведено четырехугольное здание с куполом; каждый угол постройки был украшен двумя колоннами, а стены покрыты разноцветным мрамором с золотым орнаментом. Состояла ли облицовка из мрамора или это были разноцветные изразцы, пока сказать трудно.
Среди сооружений над гробницей от XIV в. сохранило облик только одно небольшое купольное помещение (так называемая малая мечеть), датированное по надписи 1335/36 г. Интересной конструктивной особенностью этого помещения является непосредственный переход от восьмигранника, образованного ярусом тромпов, к сферической поверхности купола, который в нижней части имеет в горизонтальном сечении восьмиугольник, а выше — круг. Обычно в среднеазиатских постройках над восьмигранником кладкой кирпича четко выражен шестнадцати-, а иногда и тридцатидвухгранник, а затем уже круг в основании купола. Ярус тромпов «малой мечети» с нишами, заполненными сталактитами, покрыт тонкой по выполнению резной терракотой с голубой глазурью. Внутренняя поверхность купола, декоративно расчлененная на восемь секторов, украшена узором из небольших разноцветных поливных кирпичиков.
Дотимуровские мавзолеи в Шах-и-Зинда, сколько позволяют судить раскопки, располагались вдоль коридорообразного прохода, шедшего от гробницы с востока на запад, перпендикулярно линии последующей застройки ансамбля. Наиболее интересны остатки двух портальных построек рядом с гробницей: мавзолея с датой 1360/61 г., который внутри сохранился на высоту яруса тромпов, и так называемого мавзолея Ходжа Ахмеда, от которого до нас дошел только портал.
Декоративное убранство обоих зданий исполнено почти исключительно из резной глазурованной терракоты и по типу очень близко облицовкам мавзолея Баян-Кули-хана. На фоне основного бирюзового тона четко выделяются белые буквы надписей, отдельные медальоны и разноцветные кирпичики поясков, разделяющих широкие полосы и панно. Распределение элементов декорации на портале мавзолея Ходжа Ахмеда почти в точности повторяет расположение поясков орнамента и надписей на фасаде южного мавзолея в Узгене. Мотивы большинства орнаментальных полос также очень близки узорам узгенских мазаров. Исключение представляют пояски восьмиугольных звезд, образуемых переплетением рельефной ленты. Этот мотив отсутствует на узгенских памятниках, но вообще широко распространен в архитектурной декорации Средней Азии: мы его видели на портале Рабат-и-Малика и встретим на постройках последующих веков. Внутри звезд на портале Ходжа Ахмеда рисунок исполнен красками. Это, по-видимому, наиболее древний из известных нам в Средней Азии случай применения подглазурной росписи в архитектурной декорации.
Резная терракота, украшающая мавзолей 1360/61 г., покрывает портал, а также ярус тромпов внутри постройки и отличается особенной тонкостью исполнения, образуя мелкий, как бы ажурный узор (илл. 31).

Мавзолей с датой 1360/61 г. в Шах-и-Зинда (Самарканд). Деталь декорации портала

илл. 31. Мавзолей с датой 1360/61 г. в Шах-и-Зинда (Самарканд). Деталь декорации портала

Ниша портала имеет сложное сталактитовое заполнение свода. Боковые и задняя стены постройки снаружи украшены голубыми фигурными кирпичиками, ритмически расположенными на терракотовом фоне обожженного кирпича.
Несмотря на наличие вышеописанных, ценных в художественном отношении отдельных архитектурных памятников XIII — первой половины XIV вв., — этот период, обильный политическими событиями (монгольское завоевание, крупные движения крестьян и ремесленников, междоусобная борьба ханов с главарями монгольских родов и местными правителями и т.д.), не был временем расцвета архитектурного строительства в Средней Азии. Новые тенденции в архитектурной практике только зарождались. В особых условиях был Хорезм, который в эту эпоху сыграл особенно крупную роль в истории культуры и в частности искусства Средней Азии.

Шах-и-Зинда. Декорация портала

Шах-и-Зинда. Декорация портала

Шах-и-Зинда. Декорация портала

Шах-и-Зинда. Декорация портала