Искусство Средней Азии XVI—XIX вв.

Народное искусство. Ковроткачество

Дореволюционное художественное творчество кочевых и полукочевых народов Средней Азии — туркмен, каракалпаков, казахов и киргизов — менее богато по числу различных видов, чем искусство оседлого населения. Но по совершенству некоторых типов изделий (например, ковров), своеобразию орнаментации и содержанию это искусство представляет не меньший художественный интерес.
У туркмен наибольшего совершенства достигло производство ковров. Кочевые туркменские племена появились в Средней Азии на рубеже I и II тысячелетий н. э.; о коврах, изготовлявшихся туркменами, первое упоминание в исторических источниках относится к XIII в. Подлинных туркменских ковров столь глубокой древности мы пока не знаем, хотя для датировки имеющихся в музейных собраниях ковровых изделий туркмен сделано еще очень мало. Большинство известных нам ковров изготовлено за последние 100-150 лет, но есть, несомненно, отдельные экземпляры, относящиеся к более раннему времени.
В кочевом быту туркмен ковер играл исключительно большую роль. Коврами украшались снаружи и внутри стены юрты. Из ковровых изделий в основном состояла несложная обстановка кочевого жилища. Разнообразием бытового применения объясняется различие форм ковров, среди которых различают большие гилемы — ковры, служившие для расстилании их на полу, энси — ковры для завешивания входа в юрту, капуннуки — своеобразные ламбрекены над входом, иоламы — длинные дорожки для украшения стен юрты, чувалы (капы, мафрачи) — мешки для хранения вещей, хурчжимы — переметные сумки, асмолдуки — украшения для верблюда, намазлыки — молитвенные коврики.
Ковроткачеством в Туркмении занимаются женщины. Ковры ткутся на горизонтальных станках, и их изготовление является очень долгим и трудоемким процессом. Материалом для ковров служит овечья шерсть, окрашенная красками растительного происхождения.
В кочевых туркменских коврах есть общие черты. Это в первую очередь преобладание красно-коричневого тона в расцветке и размещение узора в виде ритмически повторяющихся медальонов — гюлей. На больших коврах главное поле обычно все заполнено гюлями и только по краю (с двух более узких сторон) имеет довольно широкие коймы. На других ковровых изделиях размещение рисунка видоизменяется в зависимости от формы и назначения предмета.
При отмеченной общности туркменских ковров они отличны как по узору, так и по колориту у разных племен и отдельных племенных групп. Различаются ковры текинские, иомудские, кизил-аякские, огурджалинские, пендинские и др. Одним из наиболее важных признаков племенного типа ковра является рисунок основных гюлей главного поля. Гюли обычно представляют многоугольную или ромбообразную розетку, внутри которой расположен иногда довольно сложный геометризованный узор.
Туркменка-ковровщица в своих узорах отражала окружающую ее кочевую действительность, вкладывая в орнаментику глубокий смысл. Исследователи туркменского ковра устанавливают значение многих мотивов узора. Так, гюль текинского ковра рассматривается, как условное, орнаментализованное изображение оазиса; гюль кизил-аякского ковра — как условно переданный загон для скота. На некоторых коврах мы встречаем изображения, смысл которых вполне очевиден. Есть иоламы, на которых в технике коврового узора исполнены схематически обобщенные фигурки верблюдов, лошадей и часто даже людей. Эти фигурки, объединенные в целостную композицию, иногда изображают караван, свадебную процессию или другие мотивы кочевой жизни.

Ахал-текинский узор

Ахал-текинский узор

Каракалпакский узор

Каракалпакский узор

Каракалпакский узор

Каракалпакский узор

Узор казахской кошмы

Узор казахской кошмы

Киргизский узор

Киргизский узор

Кизил-аякский узор

Кизил-аякский узор

Кизил-аякский узор

Кизил-аякский узор

Приамударьинский узор

Приамударьинский узор

Салорский узор

Салорский узор

Салорский узор

Салорский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Иомудский узор

Казахский асмолдук

Казахский асмолдук

Доминирующая роль ковра в дореволюционном искусстве туркмен не исключала, однако, существования других видов народного творчества. Большой интерес представляет туркменская художественная вышивка, очень отличная как по технике исполнения, так и по узору от узбекской. В вышивке преобладает близкий ковровому геометризованный узор, но встречаются очень живо переданные растительные мотивы. Орнамент часто сплошь покрывает поверхность женских халатов, асмолдуков и других предметов одежды и быта. Как и на коврах, узор не связан в большие и сложные декоративные композиции, а состоит из замкнутых, ритмически повторяющихся мотивов (розеток, цветков и т. п.).
Следует отметить также туркменские изделия из дерева и массивные, но часто очень художественно исполненные предметы ювелирного искусства: серьги, сложные нагрудные украшения, браслеты и др.
Искусство казахского народа в своем прошлом, несомненно, освоило и впитало глубокие по древности художественные традиции. Этим надо объяснять черты сходства, которые можно обнаружить между узорами казахских произведений и орнаментикой на древних изделиях, находимых, например, в Восточной Монголии (ткани и ковры из раскопок в Ноин-Ула и др.). Определенная общность есть также между дореволюционным казахским орнаментальным искусством и произведениями художественного творчества других кочевых и полукочевых народов Средней Азии, находившихся на той же стадии общественного развития. Это подтверждает высказанную уже в научной литературе мысль об определенной ступени развития искусства, когда в условиях родоплеменного, даже затронутого феодальными отношениями общественного строя народное художественное творчество передает окружающую действительность в условных, орнаментальных изображениях.
Тем не менее само по себе изобразительное творчество казахского народа представляет совершенно самостоятельное явление: в нем художественные традиции прошлого и заимствования подверглись глубокой переработке, войдя в специфическое по своим стилистическим особенностям казахское народное искусство. Искусство у кочевников-казахов, как и у туркмен, тесно связано с художественным оформлением быта. Тканые с ворсом ковры производятся во многих местах Казахстана, но значительно большую роль в быту играют войлочные изделия — кошмы, обычно украшенные цветным орнаментом. Узор исполнен также из войлока, но другого цвета, чем фон. Техника наложения узора очень различна. Иногда цветная шерсть вводится в процессе изготовления войлока. Другой способ близок к технике аппликации: узор и фон с прорезами для узора вырезаются из разного по цвету войлока и прикрепляются к простой, неукрашенной кошме или материи; по контуру рисунка обычно нашивается цветной шнурок. Реже аппликация по войлоку делается из материи.
Расцветка кошм строится на сопоставлении немногих, часто двух локальных цветов (красного узора на синем фоне, черного — на белом, красного и черного — на белом и т. д.), но имеет яркий декоративный характер. Узор на казахских кошмах довольно крупный, с четким, обычно очень точно прорисованным контуром. Как и на кочевых коврах, он располагается по поверхности войлока ритмически повторяющимися фигурами.
Одним из самых распространенных мотивов узора как на кошмах, так и на других казахских художественных изделиях, являются два спиралевидных завитка, которые многие исследователи считают условным изображением рогов барана. Этот, в сущности очень простой, мотив служит основой для целого ряда иногда очень сложных по замыслу композиций в виде разнообразных розеток, полос и т. п. Кроме мотива «рога барана», в дореволюционной казахской орнаментике мы встречаем геометрические и растительные формы, а также условно переданные изображения следов лап птицы, головы лошади, фигурки барана и верблюда. У кочевых народов Средней Азии, у которых адат (обычное право) играл большую роль чем шариат (религиозное право), идеология ислама не могла оказать особенно сильного влияния на искусство. Как и у туркмен, в узорах казахских мастеров и мастериц нашли отражение, хотя и переданные в условной орнаментальной форме, мотивы окружавшей их жизни.
Кроме кошм, в казахском народном творчестве до революции существовали искусство вышивки, резьба и роспись по камню и дереву. Делались также художественные изделия из кости, кожи, ювелирные предметы и др. Очень интересны, хотя еще мало исследованы, казахские росписи, сохранившиеся главным образом на надгробиях и в мавзолеях казахских кладбищ. Судя по немногочисленным пока, известным в литературе памятникам, характер этих росписей вполне соответствовал общему стилю казахского искусства. Кроме орнаментальных мотивов, здесь встречаются плоскостные условно-геометризованные изображения караванов верблюдов и других сцен. При стилистическом единстве дореволюционного казахского искусства оно имеет много местных вариантов.
Искусство киргизского народа, имеющее ряд общих черт с казахским, изучено очень недостаточно, и сейчас еще трудно с полной точностью указать его специфические особенности, которые, несомненно, имеются как в узоре, так и в колорите художественных произведений. Так, например, исследователи отмечают, что киргизский узор по сравнению с казахским менее графичен в том смысле, что линия в казахском узоре имеет почти геометрическую правильность, в то время как в киргизском контуры узора обычно исполнены в более свободной манере. По количеству видов художественного производства киргизское искусство не менее разнообразно, чем казахское. Ковры, кошмы, вышивки, резьба по дереву, чии — циновки, украшенные орнаментом из разноцветной шерстяной нитки, накрученной на камыш, ювелирные изделия и другие художественные предметы, изготовлялись и употреблялись в киргизском быту, по-видимому, с давних времен. В киргизском народном творчестве, имеющем свои локальные особенности в разных районах, можно отметить отдельные черты, проникшие, с одной стороны, из узбекского, с другой стороны — из китайского искусства.
Очень мало знаем мы о художественном творчестве каракалпаков. Собранные в наших музеях произведения каракалпакского искусства имеют некоторую общность с орнаментальным творчеством других кочевых и полукочевых народов Средней Азии, но в то же время обладают своими интересными специфическими чертами.
Изобразительное творчество среднеазиатских народов, как видно даже по вышеизложенному суммарному его обзору, с древности представляло картину очень разнообразного по видам орнаментального искусства. Веками вырабатывалась, специфичная у каждого народа, высокая культура декоративного народного узора. Она служила задаче украшения быта широких трудящихся масс; она же, несомненно, вносила живую струю в творчество художников, создавших роскошные постройки и богатую обстановку для господствовавших классов.
Но при всех достоинствах старинного орнаментального искусства среднеазиатских народов, оно оставалось до самой революции исключительно декоративным, ограниченным в своем развитии как по идейному содержанию, так и по формам художественного выражения. Социальные условия жизни народов Средней Азии препятствовали проникновению в искусство новых идей и появлению в нем реалистического художественного образа.
Колониальная политика русского царизма не создала новых возможностей для развития художественного творчества в Средней Азии. Наоборот, в условиях двойного гнета, проявлявшегося во всех областях экономической, политической и культурной жизни, народное искусство претерпевало период резкого упадка. При катастрофическом обнищании, трудящихся масс работа на рынок и конкуренция с фабричными изделиями вызвали техническую и художественную деградацию народного ремесла. Для окраски шерсти и шелка, для ковров и вышивок стали употребляться дешевые, резкие по цвету и быстро линяющие анилиновые краски. Появились смешение стилей узора и черты огрубения в его исполнении. Только Великая социалистическая революция, освободив трудящиеся массы от векового гнета и эксплуатации, вывела искусство среднеазиатских народов, как и всю их творческую жизнь, на широкую дорогу небывалого развития.