О буддийской вере
Буддийскую веру в Японии стали проповедовать в шестом веке после Рождества Христова. Эта вера перешла в Японию из Индии.
Основатель буддийской религии, Будда, происходил из индийского царского рода Шакиев. Он родился в 623 году до Рождества Христова, в индийском княжестве Капила-васту, у подножия Гималайских гор. Его имя было Сиддхартха. Сиддхартха жил в роскоши и довольстве; до двадцати восьми лет он ни разу не видел ни стариков, ни больных, ни покойников; он не знал, что такое смерть и горе. Только на двадцать девятом году ему пришлось в первый раз увидеть старика, а затем вскоре он увидел и больного. Больной весь был покрыт страшными язвами; царевич ужаснулся, увидев его.
С этих пор его беспечность стала пропадать; он стал задумываться о жизни. «Наше здоровье — только сон, — говорил он. — Можно ли радоваться и веселиться, когда существуют такие страшные болезни?»
В другой раз он увидел мертвеца. «Как несчастны люди! — подумал он. — Неужели нет никакого средства прекратить навсегда страдание и смерть?»
После этого царевич совсем изменился. Он понял, что в мире существует не одно только веселье; он увидел, что в нем больше страдания, чем удовольствия; больше зла, чем добра.
Царевич все больше стал задумываться над жизнью. Довольство, среди которого он жил, уже не могло успокоить его; все увеселения стали ему противны, ему тяжело стало жить в богатом дворце.
И вот он отказался от своего царского звания, ушел из дворца и стал монахом. С этих пор царевич стал называться Гаутамой.
Гаутама вел суровую жизнь; он постился, всячески истязал свое тело и старался даже удерживать дыхание; но все мучения эти были напрасны: они нисколько не успокоили его. Гаутама все не мог узнать, в чем заключается смысл жизни, что надо сделать, чтобы избавить человека от горя и страданий. Наоборот, вместо просвещения, Гаутама так ослабел, что временами терял сознание.
И Гаутама ушел в лес; он стал пить и есть и понял, что, только не мучая своего тела, можно думать и сознавать.
И он стал думать. Много искушений было ему; порою прежняя богатая жизнь как будто тянула его назад; ему хотелось быть среди своих близких родных; иногда одиночество и лишения тяготили его, но Гаутама остался непреклонным; он заглушил в своей душе все мирское и думал только о том, как принести добро всем людям.
И, наконец, он узнал истину: на душе у него стало светло и радостно. С этих пор Гаутама назвал себя Буддой, что значит пробудившийся мудрец. Тогда и все стали звать его Буддой.
«Я узнал истину, — сказал себе Будда — Теперь я провозглашу мое учение; я привлеку учеников, чтобы они проповедовали истину, когда меня не станет; я буду учить всех людей, чтобы мое учение распространилось по земле, на радость и счастье людей!»
И Будда пошел по земле и стал учить народ.
О том, как учил Будда.
Встретившись со своими прежними учениками, Будда назвал себя Совершенным.
— Как ты хочешь достигнуть совершенства, — сказали ему бывшие ученики, — когда ты оставил самоистязание и обратился к довольству?
— Существуют две крайности, — отвечал Будда: — одна крайность — жизнь наслаждений, преданная страстям; это жизнь низкая, не благородная, не духовная, не достойная, ничтожная. Другая крайность — жизнь самоистязания; она мрачна, недостойна, ничтожна. Только срединный путь, — продолжал Будда, — ведет к покою, к познанию, к просвещению. Этот путь именуется так: праведная вера — праведное решение; праведное слово — праведное дело; праведная жизнь — праведное стремление; праведное воспоминание — праведное самоуглубление.
Таким образом, Будда признавал, что для спасения необходима не только вера, но нужны и слово и дело. Будда проповедовал свое учение всем людям без различия.
Число учеников его увеличивалось. Он говорил им о смирении и милосердии.
«Живите так, чтобы ваши добрые дела были скрыты, а людям были видны только ваши слабости».
Слава об учении и жизни Будды достигла его родной земли. Будда направился туда. Его отец-царь думал встретить его могучим, во всем великолепии и блеске, и вышел к нему навстречу. Но он увидел сына в одежде нищего, с обрезанными волосами и с чашкой, в которую собирают милостыню.
— Сын мой, — воскликнул он, — что ты делаешь? Ты оскорбляешь меня.
Но сын кротко ответил ему:
— Таков обычай тех людей, к которым я принадлежу, — и он объяснил свое учение.
Царь ничего не мог сказать против него.
Будда продолжал учить народ.
Он говорил, что богатство и удовольствия — не есть счастье; надо приучить себя к спокойствию и твердости и в горе и в радости.
Будда учил, что все люди равны, потому что все одинаково родились и одинаково умрут.
Он ходил по городам и деревням и все проповедовал о том, что надо любить и помогать друг другу.
Надо помогать человеку избавиться от всяких желаний, дойти до полного спокойствия души. «Нужно бояться, — говорил Будда, — низких и грешных желаний, напрасных мучений и терзаний своего тела; только истинный путь, говорил он, ведет к спокойствию, к мудрости и к свету».
Чтобы идти по истинному пути, надо исполнить пять заповедей. Эти заповеди следующие:
1) Не убивать и не ранить ни одного человека, ни одного животного, ни одно чувствующее существо.
2) Не воровать.
3) Не предаваться разврату.
4) Не лгать, не обманывать, не лжесвидетельствовать.
5) Не напиваться.
«Побеждайте гнев миролюбием, — учил Будда, — зло — добром; скупого — дарами, а лжеца — истиной».
Будда учил любви и жалости ко всему на свете.
«Надо быть доброжелательным не только к людям, но ко всему сущему: к животным, птицам, насекомым, червям, ко всякому дереву, цветку, травке».
«Прежде же всего, — говорит он, — соблюдайте чистоту мыслей и намерений. Все поступки человека зависят от его намерений. Если намерение у человека хорошее, то и поступок будет хороший. Поступки людей свидетельствуют о том, какие мысли и желания скрыты в их душе».
«Жизнь имеет конец, — говорит Будда. — Небо, земля, горы, долины — все должно кончиться, все не вечно… Ни море, ни горы, ни пещеры не скроют нас от смерти…
Жизнь исчезнет при первом роковом случае, как исчезают звуки арфы, когда лопаются струны».
Так печально смотрел Будда на человеческую жизнь.
«Самое лучшее — не жить, не чувствовать, не хотеть ничего», — решает он. Этот конец страдания, этот счастливый покой, когда душа человеческая уже не будет скитаться по разным телам, не будет страдать и умирать в каждом теле, этот покой есть, по мнению Будды, Нирвана или угасшее бытие. Нирвана — самое блаженное состояние.
Повсюду разносилась весть о славном житии и учении Будды. Со всех сторон шли к нему люди послушать его учение; тут были и богатые и бедные, и знатные и незнатные. Многие оставляли свои семьи и дома и шли за Буддой. Цари отказывались от своих почестей и жили как Будда. Монахи также оставляли монастыри и следовали за Буддой.
Будда становился стар и слаб. Но он продолжал ходить и учить. Когда он почувствовал, что силы оставляют его, он сказал своим ученикам:
«Я открыл вам истину. Живите ею каждый день и каждый час. Когда меня не будет, проповедуйте ее по всей земле, чтобы мое чистое учение жило и сохранилось на долгое время.
«Тот, кто останется верен праведному учению, спокойно переплывет море жизни и достигнет великой цели, где оканчивается всякое страдание… Все рожденное должно погибнуть. Стремитесь неустанно к избавлению от страданий, прибавил он. Это были последние слова Будды. Он умер.
В настоящее время учение Будды исповедуют около четырехсот миллионов людей.
Но уже мало где сохранилось это учение в чистом виде. Вместо того, чтобы смотреть на Будду как на пример, буддисты стали считать его самого Богом. Они настроили храмов, где поставили множество изображений Будды. Так, в Киото есть храм, где стоит тридцать три тысячи триста тридцать три истукана; в другом храме наряду со священными предметами висят разные объявления о продаже товаров в лавках.
В Японии учение Будды сильно извратилось. Оно разделяется здесь на множество сект. Одни считают, что для спасения совсем не нужны добрые дела, а достаточно одной лишь веры. Так, одна из сект, самая распространенная в Японии, учит, что человек слаб и испорчен, ему недоступен тот нравственный путь, который указывает Будда, да и нет надобности проходить его; добрые дела не нужны, достаточно лишь постоянно думать о Будде, повторять его имя и такой одной веры достаточно, чтобы спастись.
Другие секты придумали еще более легкий способ спасения. Чтобы не тратить время на молитву, они устроили вертушку с ручкой; на деревянную вертушку наматывают длинную полоску бумаги с молитвами. Стоит только повернуть ручку, — вертушка отмотает бумажку с молитвами, и тогда молитва все равно что прочитана. Будда должен быть доволен. В конце концов вертушки с молитвами стали ставить даже на крышу дома; дул ветер, вертел вертушку и отматывал молитвы. Это было еще легче.
С течением времени число буддийских храмов и монастырей сильно увеличилось. Их богатство росло; заведовать монастырями стало так выгодно, что обедневшие члены императорской японской фамилии, а также бедные дворяне стали поступать в монастыри.
Среди буддийских жрецов, или «бонз», стали появляться ученые, художники и лекари. Бонзы стали и главными учителями народа; их власть над Японией все усиливалась.
Буддийские храмы украсились разными статуями, картинами; в них стали совершаться торжественные служения с песнями и музыкой. На улицах жрецы Шинто и бонзы стали наперерыв устраивать религиозные процессии (шествия).
Храмы стали служить также местами увеселений. Здесь часто устраивались стрельбища, базары, выставки цветов, зверинцы.
Один путешественник рассказывает, как он однажды посетил японский храм: «В толпе двое пожилых японцев молились особенно усердно… Когда кончилась служба, в храм вошли дети и стали здесь забавляться играми и танцами». В другой раз тот же путешественник встретил здесь молодых женщин, которые собрались весело провести время. Все они были нарядно одеты, танцевали, прыгали, шумели, смеялись.
Храмы служат еще иногда местом остановки для знатных путешественников.
Скоро для каждого изображения Будды стали строить особые храмы. Монастыри стали соперничать друг с другом; между ними возникла зависть и ненависть. Происходили даже сражения: монахи, вооружившись палками, пиками, цепями, ночью нападали на ненавистное им братство, грабили, разрушали его, а также и все, что попадалось на пути. Чтобы защитить свои монастыри, богатые настоятели обратили их в крепости.
Это происходило в половине шестнадцатого века. Монастыри были окружены каменными стенами, глубокими рвами с водой. При монастырях стали содержать целые войска, большие запасы оружия, денег и разной провизии.
Кроме того, у монастырей было много земли. Все эти богатства монастыри добыли всякими правдами и неправдами. Бонзы не гнушались уже никакими средствами: они стали очень требовательны к народу и хотели захватить в свои руки как можно больше власти.
Но шиогуны не могли допустить, чтобы рядом с их властью усилилась еще другая. Они начали разрушать буддийские монастыри.
Особенно злобно преследовал буддийские монастыри и жрецов шиогун Нобунага. Он первый нанес им удар. В 1580 году он разрушил богатый монастырь в городе Осака. Этот монастырь был хорошо укреплен; он состоял из пяти крепостей, которые имели сообщение одна с другой. В монастыре находились целые тысячи солдат, монахов, женщин и детей.
Шиогун подступил к этому монастырю и после долгой и кровопролитной осады взял его.