В традиционной культуре казахов ювелирные украшения имеют очень большое значение. От древних представлений о магических свойствах металлов, камней и минералов берет свое начало мнение о том, что девушке и молодой женщине неприлично быть без ювелирных украшений, их отсутствие означало траур. Звон металлических украшений способен, по представлению предков, отпугивать темные силы, а блеск металла отражать все негативное.
Материалы, техники изготовления, орнамент
Наибольшее распространение у казахов получили украшения из серебра. Золото использовалось реже, подчеркивая силу, мощь, богатство, особое положение их владельца.
Дополнительным средством декорирования являлись вставки из ювелирных (драгоценных), ювелирно-поделочных и поделочных камней. Излюбленными являлись камни красного цвета (рубины, сердолик, а также кораллы). Предпочтительная форма огранки непрозрачных камней — кабошон.
Кстати сказать, что помимо эстетических мотивов, использование определенных металлов и камней в изготовлении и декоре украшений диктовалось верой в лечебные свойства металлов (золото, серебро, медь и др.), камней и минералов (янтарь, жемчуг, бирюза, коралл, сердолик). Им приписывались магические и лечебные свойства. Так, бирюза (перезе) по поверью приносит счастье; сердолик (аы) являлся оберегом; коралл (маржан) оберегал от порчи, наговора, способствовал жизненному благу, многочисленному здоровому потомству.
Мастерами-ювелирами применялись различные приемы и техники: чеканка, тиснение, литье, эмаль, гравировка, штамповка, насечка, скань (филигрань), зернь. Со второй половины XIX в. в Центральном и Западном Казахстане входит в моду чернение, заимствованное у кавказских мастеров. Встречались, но не очень часто, ажурные ювелирные изделия с прорезанием узора насквозь.
Применялись подвески из бус, монет, фигурок в виде колокольчика, шара, полусферы и др. Помимо объемных фигур, в основе какого-то украшения могла быть пластина, которую дополняли элементами, придающими изделию законченный вид.
Особый колорит, утонченность, оригинальность казахским украшениям придавала инкрустация из голубой эмали, бирюзы, кораллов, халцедона, стекол, сердолика, бисера, перламутра, жемчуга.
Среди орнаментальных элементов и мотивов следует назвать цветочную розетку, сердечко, ромб; излюбленными приемами декорирования являлись треугольник, конус, цепочки; длинные стержни, перевитые проволокой. В целом, можно сказать, что для традиционных ювелирных украшений казахов характерны следующие виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и космогонический.
Виды украшений
Наиболее популярные национальные казахские ювелирные украшения:
Серьги
Сырга — серьги, излюбленное украшение женщин всех возрастов. Варианты различны: айсырга — серьги в виде полумесяцев, шышгырык — серьги-колечки без подвесок, «многоэтажные» праздничные серьги и другие.
Браслеты
Билезик — браслеты. Плоские браслеты — жалпак, круглые — жумыр. Казахские браслеты, как правило, довольно широкие. Часто украшаются вставками из ювелирных камней (например, белазык олты коз — «шестиглазый браслет» со вставками из сердолика).
Кольца и перстни
Жузик — кольца; сакина — перстни. По традиции казашки носят множество колец. И вызвано это в первую очередь представлением о том, что пища, приготовленная женщиной, не имеющей на руке кольца, считается «нечистой».
Особо следует отметить «кольца свахи» (характерны для Западного Казахстана) — огромные кольца с круглым щитком. Эти кольца надеваются сразу на два пальца. Такое украшение дарила свахе мать невесты после свадьбы.
Украшения для волос
Многочисленны и разнообразны у казахов украшения для волос. Повышенное внимание к этому типу ювелирных изделий обусловлено в немалой степени так называемой магией волос, глубокая вера в которую сохранялась вплоть до недавнего времени. В детородном возрасте женщина должна была тщательно скрывать свои волосы, чтобы защитить их от воздействия злых сил, но при этом она их всегда украшала. Накосники являлись, согласно народным представлениям, мощной символической защитой и должны были усиливать плодовитость женщины.
Например, шолпы — парное накосное украшение из серебряных блях, скрепленных между собой колечками и цепочками; вверху к ним прикреплялись ленты, вплетавшиеся в косы, снизу подвешивались кисти (шаш).
Височные подвески
Декоративные застежки для одежды, пуговицы
Тана — застежки-фибулы для платьев в виде круглой бляхи с чеканным или штампованным узором:
Капсырма — декоративная застежка для одежды:
Пуговицы для тона (шубы):
Нагрудные украшения
Разнообразные нагрудные украшения: алка, айшик, ониржиек, тармакша, тик жага (три первых — съемные, два последних — нашивные) и др. К примеру, тамакши, носимые казашками Семиречья, представляли собой расшитые бисером и монетами полоски ткани).
Пояса (поясные фигурные накладки, пряжки)
Поясные накладки — древнее украшение мужских и женских поясов. Уже в VI-VII вв. н.э. в кочевническом мире были повсеместно распространены подобные поясные и сбруйные украшения, большей частью гладкие, неорнаментированные, иногда с прорезями геометрического рисунка.
Поясные накладки иногда украшались золочением, что создавало дополнительный декоративный эффект, а также позволяло владельцу пояса выделиться среди окружающих. Считается, что чем больше было количество поясных бляшек на одном изделии, тем выше был социальный статус владельца.
Локальные особенности
Ряд исследователей обращают внимание на локальные и этнические различия в казахских украшениях. По их мнению, особняком стоят ювелирные изделия Западного Казахстана, выделяясь как техникой изготовления, так и особой формой. Они гораздо крупнее, массивнее. Только для Западного Казахстана характерны кольца, подвешенные на цепочках к браслетам (обычно по три), «кольца свахи» (о них см. выше).
Своеобразные черты наблюдаются в восточно-казахстанских изделиях. К примеру, для распространенной там техники гравировки характерно также помещать какой-либо мотив (гюль ою), например вьющийся стебель с отростками в окружении мелких кружочков, имитирующих рыбью чешую. Но все же основные локальные различия связаны больше с формой и техникой исполнения ювелирных изделий, нежели с орнаментацией.
Главные источники:
- Самашев З., Джумабекова Г., Базарбаева Г., Онгар А. Древнее золото Казахстана. — Алматы, 2007.
- Шевцова А.А. Казахский традиционный свадебный костюм (XIX — начало XX века) // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.
Фотографии сделаны автором сайта на выставке «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» (Музей декоративно-прикладного искусства (Москва), 4 апреля — 13 мая 2018 г.).