Образование кыпчакских государств
Одновременно с образованием на юге караханидского государства центральные и западные области Казахстана находились в зависимости от кыпчаков. В X-XII веках здесь образовалось несколько племенных союзов, которые в XII веке приобрели значительную силу.
Основной отраслью хозяйства кыпчаков было кочевое скотоводство. Один иностранный путешественник, проезжавший в 1246 году по Дешти-Кыпчак, писал: «Кыпчаки очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, коровами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».
На окраинах Дешти-Кыпчака, по соседству с оседлыми районами — русскими княжествами на западе и Хорезмом на юго-востоке, — кыпчаки переходили к оседлости. Здесь они занимались земледелием. Русские летописцы, называвшие кыпчаков половцами, делили их на оседлых и кочевых. Отдельные очаги земледельческой культуры существовали и в Центральном Казахстане, в районе Улу-Тау, в Атбасарских степях, по рекам Сары-Су, Ишиму и др.
Во владениях кыпчаков находились также города. Среди них наиболее значительным был Сыгнак на Сыр-Дарье — город восточных кыпчаков.
Через земли кыпчаков проходили важные торговые пути, в том числе великий волжский путь и караванная дорога, связывавшая запад с востоком.
Через город Судак, находившийся на территории, занятой кыпчаками (в Крыму), шла торговля с Трапезундом и далее с Тавризом, Хамаданом и другими городами Ирана. Один восточный автор писал о Судаке: «Это город кыпчаков, из которого они получают свои товары… К нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры, белки и другие предметы, находящиеся на земле их». Другой восточный автор писал, что на «рынки Сыгнака сгоняли ежедневно 500 голов верблюдов, которые в течение дня и распродавались без остатка».
Важнейшими предметами вывоза у кыпчаков были меха и рабы. Кыпчаки приобретали их путем вооруженных набегов на приволжские народности и на русские княжества.
О социальном строе кыпчаков современные им свидетельства говорят очень мало.
Кыпчакское общество переживало процесс глубокого разложения первобытнообщинного строя. Сложились первые классы — свободных и рабов. Однако рабство у кыпчаков не получило большого развития. Основой общественного производства по-прежнему был труд членов общины. Но сама община в это время переживала процесс разложения. Уже резко выделяется родовая знать, которая в общественных делах стала заслонять общину. Трудовое население все более попадало в зависимость от этой знати в основном условии материального производства — в пользовании землей. Земля продолжала считаться родовой собственностью, но концентрация скота в руках родоплеменной знати приводила к тому, что фактически земля находилась в пользовании родовой верхушки. Это создавало предпосылки для складывания отношений феодальной зависимости. Недостаток источников не позволяет проследить, в каких формах эта зависимость начинала складываться в обществе кыпчаков. Но несомненно, что у восточных кыпчаков в Дешти-Кыпчак, в отличие от южных районов Казахстана, в этот период феодальные отношения еще не получили той законченной формы, как это имело место в государстве караханидов. Поэтому и зарождавшаяся государственная организация общества не являлась феодальным государством. Это было государство дофеодальное на ранних ступенях его развития.
Тюркские племена и Русь
К XII веку на востоке власть кыпчаков простиралась до центральных областей Казахстана и Иртыша включительно, а на западе почти до самого Днепра. Кыпчаки завоевали крупное южное княжество Тмутаракань. Набеги кыпчаков на русские поселения были очень часты. Но сношения с русскими княжествами далеко не ограничивались взаимными набегами, происходил процесс сближения формировавшегося русского народа с кыпчаками и другими тюркскими племенами, прежде всего с печенегами. По данным «Повести временных лет», печенеги, являвшиеся, по-видимому, одной из ветвей канглы, появились на Руси в начале X века; половцы — в середине XI века. Кроме печенегов и половцев, русская летопись знает берендеев и торков, иногда объединяя несколько тюркских народов одним общим именем «черных клобуков» (каракалпаков).
Русь находила в себе силы систематически отражать удары этих степных наездников и в то же время умела входить с ними в отношения, приемлемые для них самих и выгодные для Руси.
Когда князь Игорь шел в поход на Византию в 944 году, болгары сообщили византийскому императору Роману, что «идуть Русь и начли суть к себе печенеги». Князь Тербовльский Василько, собираясь в поход на Польшу, пригласил к себе берендеев, печенегов и торков. Такие факты найма тюркских отрядов и совместных военных походов очень часты.
Был еще один способ привлечения тюркских племен — это поселение их на территории Киевского государства с условием защищать русские границы. Оседая на киевской земле, тюркские кочевники со временем превращались в подданных Киевского государства.
В результате этого оседания кочевников на территории Киевского государства значительная часть пограничных поселков оказалась сплошь или по преимуществу заселенной торками, берендеями, печенегами и половцами. Об этом красноречиво свидетельствуют названия поселений и речек вроде Печенеги, Торкин, Торчиново, река Торча, Куманевка (половцы назывались еще и куманами), Берендичев, Половецкое и т. д. в районах Черниговщины, Харьковщины, Киевщины, Волыни, Подолии. Среди этих поселений выделяется город Торчин на реке Роси, центр, к которому тянулись другие тюркские поселения. Осевшие здесь тюркские племена имели военное устройство, составляли особые полки и, находясь в постоянном общении с русским народом, подчиняясь вместе с ним одной власти, в конечном счете стали включаться в общую с Русью политическую жизнь. Летописец передает, что когда в 1155 году половцы потребовали, чтобы Юрий Долгорукий приказал берендеям, находившимся у него на службе, выдать пленников, то берендеи ответили Юрию: «Мы того для умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отказали в выдаче пленных, и Юрий не настаивал.
Сын Юрия Долгорукого Ростислав, после неудачного опыта службы у киевского князя Изяслава, вернулся к своему отцу в 1149 году и обратился к нему со словами: «Слышал есмь (в Киеве) оже хочет тебе вся русская земля и черные клобуки». Смерть киевского князя Изяслава Мстиславовича оплакивалась «всей русской землей и всеми черными клобуками». Когда на киевский престол прибыл Ростислав Мстиславович, то «быша рады ему вси и вся русская земля и все верный клобуци обрадовавшаяся». После смерти Ростислава в приглашении нового князя участвуют киевляне и черные клобуки.
С конца XI и начала XII века некоторое сближение между русскими и половецкими князьями проявлялось в том, что отдельные русские князья женились на половецких царевнах. В начале XIII века, когда возникла угроза монгольского завоевания, русские войска, отражая набеги завоевателей, выступили в союзе с половцами; в битве при Калке в 1223 году русские и половецкие отряды сражались вместе против монголов.