Кыпчакские государства Центрального и Западного Казахстана

Образование кыпчакских государств

Одновременно с образованием на юге караханидского государства центральные и западные области Казахстана находились в зависимости от кыпчаков. В X-XII веках здесь образовалось несколько племенных союзов, которые в XII веке приобрели значительную силу.
Основной отраслью хозяйства кыпчаков было кочевое скотоводство. Один иностранный путешественник, проезжавший в 1246 году по Дешти-Кыпчак, писал: «Кыпчаки очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, коровами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».
На окраинах Дешти-Кыпчака, по соседству с оседлыми районами — русскими княжествами на западе и Хорезмом на юго-востоке, — кыпчаки переходили к оседлости. Здесь они занимались земледелием. Русские летописцы, называвшие кыпчаков половцами, делили их на оседлых и кочевых. Отдельные очаги земледельческой культуры существовали и в Центральном Казахстане, в районе Улу-Тау, в Атбасарских степях, по рекам Сары-Су, Ишиму и др.
Во владениях кыпчаков находились также города. Среди них наиболее значительным был Сыгнак на Сыр-Дарье — город восточных кыпчаков.
Через земли кыпчаков проходили важные торговые пути, в том числе великий волжский путь и караванная дорога, связывавшая запад с востоком.
Через город Судак, находившийся на территории, занятой кыпчаками (в Крыму), шла торговля с Трапезундом и далее с Тавризом, Хамаданом и другими городами Ирана. Один восточный автор писал о Судаке: «Это город кыпчаков, из которого они получают свои товары… К нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры, белки и другие предметы, находящиеся на земле их». Другой восточный автор писал, что на «рынки Сыгнака сгоняли ежедневно 500 голов верблюдов, которые в течение дня и распродавались без остатка».
Важнейшими предметами вывоза у кыпчаков были меха и рабы. Кыпчаки приобретали их путем вооруженных набегов на приволжские народности и на русские княжества.
О социальном строе кыпчаков современные им свидетельства говорят очень мало.
Кыпчакское общество переживало процесс глубокого разложения первобытнообщинного строя. Сложились первые классы — свободных и рабов. Однако рабство у кыпчаков не получило большого развития. Основой общественного производства по-прежнему был труд членов общины. Но сама община в это время переживала процесс разложения. Уже резко выделяется родовая знать, которая в общественных делах стала заслонять общину. Трудовое население все более попадало в зависимость от этой знати в основном условии материального производства — в пользовании землей. Земля продолжала считаться родовой собственностью, но концентрация скота в руках родоплеменной знати приводила к тому, что фактически земля находилась в пользовании родовой верхушки. Это создавало предпосылки для складывания отношений феодальной зависимости. Недостаток источников не позволяет проследить, в каких формах эта зависимость начинала складываться в обществе кыпчаков. Но несомненно, что у восточных кыпчаков в Дешти-Кыпчак, в отличие от южных районов Казахстана, в этот период феодальные отношения еще не получили той законченной формы, как это имело место в государстве караханидов. Поэтому и зарождавшаяся государственная организация общества не являлась феодальным государством. Это было государство дофеодальное на ранних ступенях его развития.

Тюркские племена и Русь

К XII веку на востоке власть кыпчаков простиралась до центральных областей Казахстана и Иртыша включительно, а на западе почти до самого Днепра. Кыпчаки завоевали крупное южное княжество Тмутаракань. Набеги кыпчаков на русские поселения были очень часты. Но сношения с русскими княжествами далеко не ограничивались взаимными набегами, происходил процесс сближения формировавшегося русского народа с кыпчаками и другими тюркскими племенами, прежде всего с печенегами. По данным «Повести временных лет», печенеги, являвшиеся, по-видимому, одной из ветвей канглы, появились на Руси в начале X века; половцы — в середине XI века. Кроме печенегов и половцев, русская летопись знает берендеев и торков, иногда объединяя несколько тюркских народов одним общим именем «черных клобуков» (каракалпаков).
Русь находила в себе силы систематически отражать удары этих степных наездников и в то же время умела входить с ними в отношения, приемлемые для них самих и выгодные для Руси.
Когда князь Игорь шел в поход на Византию в 944 году, болгары сообщили византийскому императору Роману, что «идуть Русь и начли суть к себе печенеги». Князь Тербовльский Василько, собираясь в поход на Польшу, пригласил к себе берендеев, печенегов и торков. Такие факты найма тюркских отрядов и совместных военных походов очень часты.
Был еще один способ привлечения тюркских племен — это поселение их на территории Киевского государства с условием защищать русские границы. Оседая на киевской земле, тюркские кочевники со временем превращались в подданных Киевского государства.
В результате этого оседания кочевников на территории Киевского государства значительная часть пограничных поселков оказалась сплошь или по преимуществу заселенной торками, берендеями, печенегами и половцами. Об этом красноречиво свидетельствуют названия поселений и речек вроде Печенеги, Торкин, Торчиново, река Торча, Куманевка (половцы назывались еще и куманами), Берендичев, Половецкое и т. д. в районах Черниговщины, Харьковщины, Киевщины, Волыни, Подолии. Среди этих поселений выделяется город Торчин на реке Роси, центр, к которому тянулись другие тюркские поселения. Осевшие здесь тюркские племена имели военное устройство, составляли особые полки и, находясь в постоянном общении с русским народом, подчиняясь вместе с ним одной власти, в конечном счете стали включаться в общую с Русью политическую жизнь. Летописец передает, что когда в 1155 году половцы потребовали, чтобы Юрий Долгорукий приказал берендеям, находившимся у него на службе, выдать пленников, то берендеи ответили Юрию: «Мы того для умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отказали в выдаче пленных, и Юрий не настаивал.
Сын Юрия Долгорукого Ростислав, после неудачного опыта службы у киевского князя Изяслава, вернулся к своему отцу в 1149 году и обратился к нему со словами: «Слышал есмь (в Киеве) оже хочет тебе вся русская земля и черные клобуки». Смерть киевского князя Изяслава Мстиславовича оплакивалась «всей русской землей и всеми черными клобуками». Когда на киевский престол прибыл Ростислав Мстиславович, то «быша рады ему вси и вся русская земля и все верный клобуци обрадовавшаяся». После смерти Ростислава в приглашении нового князя участвуют киевляне и черные клобуки.
С конца XI и начала XII века некоторое сближение между русскими и половецкими князьями проявлялось в том, что отдельные русские князья женились на половецких царевнах. В начале XIII века, когда возникла угроза монгольского завоевания, русские войска, отражая набеги завоевателей, выступили в союзе с половцами; в битве при Калке в 1223 году русские и половецкие отряды сражались вместе против монголов.

Походы Владимира Святославича против печенегов (988 г.). Миниатюра из Радзивилловской летописи конца XV в.

Походы Владимира Святославича против печенегов (988 г.). Миниатюра из Радзивилловской летописи конца XV в.