Объединение племен в казахскую народность
Вопрос о происхождении народности является наиболее трудной и мало разработанной проблемой в исторической науке. Это относится не только к истории казахов, но и к истории других народностей. При современном состоянии исторической науки, говоря о происхождении казахской народности, можно лишь указать на те этнические элементы, из которых складывалась эта народность, наметить то ядро, вокруг которого происходило слияние различных племен в единую народность, обрисовать те условия, которые способствовали такому слиянию, и, наконец, наметить время, когда новая народность начинает явственно выступать на исторической арене. Но историческая наука пока еще не может нарисовать самую картину длительного процесса формирования казахской народности, хотя бы в его основных этапах.
Казахская народность сложилась из различных племен, имевших длительную историю и этнически неоднородных. К таким племенам относились усуни, канглы, конраты, кереи, объединение кыпчаков и многие другие. Часть из этих племен еще в древности населяла территорию современного Казахстана (усуни, канглы), другие появились в сравнительно позднее время, в частности в период монгольского завоевания. Такими являются найманы, жалаиры, конрат. Этническая принадлежность этих племен, особенно найманов, в науке не установлена. Одни исследователи считают их монгольскими племенами, другие — тюркскими. Но если даже населявшие западные районы Монголии найманы были монгольскими племенами, то казахские роды найманов нельзя отождествлять с монгольскими найманами. Вероятнее всего найманы казахов образовались в результате смешения нахлынувших в Казахстан из Монголии племен с местным тюркским населением. Завоеватели дали местным племенам свои наименования, как это часто встречалось в средневековье. Возможно и другое предположение: некоторые из западных монгольских племен, еще задолго до монгольского нашествия, испытали на себе сильное влияние соседних тюркских племен, которое особенно отразилось на их языке, в частности на собственных именах. Как и везде, развитие племен восточного Казахстана происходило не на основе сохранения чисто расовых признаков, а путем скрещения различных этнических элементов.
То этническое ядро, которое путем политического, хозяйственного и культурного объединения с восточной группой племен образовало казахскую народность, сложилось в центральных и западных районах Казахстана. Таким ядром явилась кыпчакская группа племен.
Образование казахского языка
Одним из обязательных признаков народности является единство языка. Оно вырабатывается в результате длительного и регулярного общения, в результате однородности общественной и культурной жизни. Казахский язык образовался, разумеется, не сразу. Он имеет свою длинную историю. Из других тюркских языков казахский язык ближе всего к ногайскому, каракалпакскому и киргизскому. С этими языками он имеет частично и общую историю.
Из древних тюркских языков исторически связаны с языком казахов языки печенегов (X в.) и половцев (XI — XIV вв.), т. е. западной кыпчакской группы. Язык печенегов сохранился, кроме русских летописей, в венгерских хрониках, в печенежском тюркском руническом письме, в Венгрии на золотых сосудах так называемого клада Аттилы. Памятниками половецкого языка для западной части кыпчакских степей является «Половецкий кодекс» («Codex cumanicus») из Южной России (1303 г.) и, отчасти, грамматика кыпчакского языка XIII-XV веков на арабском языке. Для восточных частей степных пространств современного Казахстана материалом по истории казахского языка служат данные Махмуда Кашгарского (XI в.).
Еще в X веке мы имеем закрепленный в письменах вполне сложившийся язык кыпчакской группы. Кыпчакский язык и по словарю и по грамматической форме является той основой, на которой сложился казахский язык. Формирование казахского языка, как языка особой народности, происходило на основе кыпчакского языка, и было в основном завершено в XV-XVI веках.
Происхождение термина «казах»
Вопрос о происхождении термина «казах» в исторической литературе вызвал множество предположений и до сих пор остается не решенным. Достоверно, что этот термин имеет глубокие этнические корни и связан с жизнью племен, в древности населявших территорию Казахстана. Но его древние этнические корни были забыты. Когда процесс формирования казахской народности достиг своего завершения, термин «казах» получил широкое распространение и на рубеже XV и XVI веков стал применяться как наименование особой народности.
Социально-экономические и культурные условия образования казахской народности
В период господства саманидов и сменившей их в самом конце X века тюркской династии караханидов в хозяйственном и культурном отношениях северные окраины Средней Азии все более и более обособлялись от ее южных оседлых районов междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. В Средней Азии образуется два очага хозяйственной и культурной систем, в которых и протекала жизнь населявших эти районы народностей. В оседлых южных районах закладывались основы формирования народности, которая позже, в связи с завоеванием Средней Азии узбеками, получила название узбекской; в северных и центральных областях закладывались основы образования казахской народности.
Еще при караханидах на юге и юго-востоке современного Казахстана была широко распространена оседлая земледельческая культура. Монголы, огнем и мечом прошедшие по культурным областям Средней Азии, уничтожили очаги земледельческой и городской культуры в районе Чу и Или. Но разорение, которое принесло с собой монгольское нашествие, могло бы быть преходящим, нанесенные раны могли быть залечены, как это и случилось в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, если бы не «расчистка» земли под пастбища, которая происходила при Чагатае. Это не сужало, а расширяло районы господства кочевого скотоводческого хозяйства, в условиях которого в глубокой древности жили племена Центрального и Западного Казахстана. Единообразие этих условий служило материальной основой для развития однородного общественного быта и культуры. Именно господством кочевого скотоводческого хозяйства объяснялась живучесть форм патриархально-родовой общины: кочевое хозяйство явилось крупнейшим препятствием для перехода этой общины на более высокую стадию развития, к территориальной общине. Классовые отношения, продолжая развиваться в условиях патриархально-родового быта, выступали как отношения патриархально-феодальные. Хозяйственная и социальная отсталость, усугубленная в этот период татаро-монгольским завоеванием, обусловила более низкий уровень культуры племен Казахстана, чем в оседлых районах Средней Азии. В эпоху монгольских государств усилилась однородность культуры в связи с насаждением ислама среди тюркских племен северо-западных районов Казахстана, особенно при хане Узбеке. Но новая религия не уничтожила старых оснований.
Отсутствие политического единства тормозило консолидацию племен Казахстана в единую народность. В XIII веке, когда образовались татаро-монгольские государства, племена Казахстана были разделены между различными феодальными уделами Шейбана, Орда-Ичена и собственно Золотой Орды. На востоке Казахстана в XIV веке создалось особое государство — Моголистан. Только на короткое время племена Западного и Центрального Казахстана включились в одно политическое целое, как это, например, было при ханах Бату, Узбеке и Тохтамыше. Такие кратковременные периоды политического единства не могли привести к этнической консолидации племен.
Но к середине XV века процесс формирования казахской народности, в результате дальнейшего экономического развития, уже настолько определился, что создались предпосылки для образования объединенного казахского государства.
Такое объединенное государство возникает в конце XV и начале XVI веков при хане Касыме. Оно сыграло огромную роль в завершении объединения различных племен в единую казахскую народность. Это объединение постепенно сглаживало те культурные и языковые различия, которые тогда еще существовали между юго-восточными и северо-западными племенами.
Этим временем, т. е. рубежом XV-XVI веков, и следует датировать завершение образования казахской народности, как особой этнической группы.