Одежда и наряды греков и римлян

Верхняя одежда

Греческий гиматион

Самой обыкновенной верхней одеждой Греков был ίμάτιον (pallium), который вместе с хитоном составлял полное их одеяние. Это был плащ четырехугольной (τετϱάγωνον ίμάτιον), продолговатой формы, который набрасывался таким образом, что спускался вниз от шеи своей широкой стороной. Сначала перебрасывался один его конец через левое плечо и придерживался левой рукой; затем остальная часть его обвивалась от левой стороны к правой вокруг спины, правой руки и груди, и конец ее перебрасывался назад через левое плечо. Это называлось одеваться направо. Таким образом все тело было закрыто и только правая рука отчасти оставалась свободной, как это видно из рис. 246; иногда же и она закрывалась, как это видно из рис. 247 и 248. Последнее считалось в древнейшие времена признаком приличия и скромности, в особенности для юношей. Греки надевали гиматион еще и так, что перебрасывали его от левого плеча не через правое, а под мышку правой руки, оставляя ее непокрытой и свободной; этот способ одевания считался более изящным, и потому часто встречается на изображениях. Приличный гиматион должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек; если он был длиннее, особенно же, если волочился, то это считалось неприличным. Женщины надевали гиматион вообще таким же образом; но в деталях допускали отступления по собственному вкусу. Чтобы гиматион не спадал с плеч, и чтобы складки его красиво ложились одна возле другой, к концам его пришивались кисточки с небольшими свинцовыми шариками (рис. 249). Концы и кисточки эти назывались ϰϱοϰίδες, lacinia. Само собой разумеется, что для искусного надевания этого плаща необходимы были навык и ловкость, которой жители южных стран могут похвалиться и в наше время.

Рис. 246. Гиматион, срисованный со статуи Аристида в фарнезской коллекции в Неаполе

Рис. 247. Гиматион, вполне прикрывающий тело, по изображению на глиняной вазе

Рис. 248. Гиматион, вполне прикрывающий тело, по изображению на вазе

Греческие хламиды

Плащ меньшего размера назывался хламида (χλαμύς, македонского происхождения). Хламиду набрасывали или на левое плечо, так что она закрывала левую руку, причем концы ее соединялись на правом плече застежкой, вследствие чего правая рука оставалась совершенно свободной (рис. 249 и 250), или же набрасывали ее на оба плеча, что имело место в особенности при верховой езде (рис. 251), или наконец застегивали ее на груди (рис. 252). Плащ этот, в нижние углы которого тоже зашивали тяжести, употреблялся обыкновенно в дороге и на войне; он также служил в Афинах со времен Перикла верхней одеждой для тех, которые вышли из детского возраста, т. е. для так называемых эфебов.

Рис. 249. Плащ, застегнутый на правом плече, по изображению на вазе

Рис. 250. Плащ, застегнутый на правом плече, по изображению на вазе

Рис. 251. Афинский эфеб на лошади, одетый в плащ, по парфенонскому фризу

Рис. 252. Плащ, застегнутый на груди, по изображению на вазе, представляющему воина

Трибон, пеплос, двойная хлайна

Таким же коротким плащом был τϱίβων или τϱίβωνιον (что собственно значит обношенное платье). У Дорян его носили вообще все юноши и мужи, а у других племен, кроме бедных (его постоянно носил, например, Сократ, а по его примеру циники и стоики) еще и те, которые, подражая Дорянам, не носили обыкновенно никакого хитона. Трибон состоял из куска материи, похожего по покрою на гиматион, но несколько меньшего по объему. Иногда он мог быть разделен на две половины. В заключение упомянем еще о героическом плаще (χλαινα), плотном и толстом одеяле, в которое кутались зимой.
Словом πέπλος (πέπλον) означалось вообще длинное верхнее женское платье, которое мы подробно опишем вместе с римской паллой, от которой оно ничем не отличалось; в частности же словом этим означались те известные покровы, которыми украшались в праздники статуи богинь. Так например, пеплом назывался большой, великолепно вышитый покров, который в Афинах в панафинеи возили в процессии в виде распростертого паруса и потом надевали на статую Афины в Парфеноне, а также покров, который женщины приносили в Олимпии в дар Гере и т. д. К другому роду верхнего женского платья принадлежала так называемая διπλοϊς (т. е. χλαινα), носимая наподобие шали (рис. 253), и похожий на нее ϰϱοϰωτός (шафрановый), названный так вероятно но своему цвету. О хлайне упоминает уже Гомер.

Рис. 253. Двойная хлайна, по изображению на вазе, представляющему Геру

Римская тога

Самой главной верхней одеждой Римлян была toga, платье, если не чисто римское (по мнению самих Римлян оно этрусского происхождения), то во всяком случае весьма давно получившее у них права гражданства (и потому слово togatus означает Римлянина в противоположность Греку, который назывался palliatus).
Toga более поздних времен, которую стали носить во времена Августа и к которой мы преимущественно обратимся, значительно отличалась своей формой от греческого гиматия; она делалась не из четырехугольного, а из продолговатого, сшитого обыкновенно из двух частей (plagulae) куска материи около 15 футов длины и 10 футов ширины. Надевалась она следующим образом: прежде всего она складывалась в длину пополам, потом левый конец ее перебрасывался через левое плечо наперед, так что кончики касались земли (рис. 254. 1), остальная же часть одежды обвивалась около тела под правой мышкой (как у греческого гиматия) через грудь, и конец ее перебрасывался через левое плечо так, что достигал до лодыжек (рис. 255).

Рис. 254. Свободная тога со складками (fusa) спереди, срисованная с римской статуи

Рис. 255. Свободная тога со складками (fusa) сзади, срисованная с римской статуи

Уже самое складывание и перегибание этой овальной одежды требовали некоторого искусства; ибо она не перегибалась посередине, так что края ее не совпадали, но нижняя (более широкая) половина достигала своим краем до голеней, а иногда и ниже (рис. 254. 3, ima toga), верхняя же (меньшая) половина краем своим касалась колен (2), что было весьма красиво. Та часть тоги, которая шла из-под мышки правой руки через грудь, у древних малых тог была прямо натянута и прилегала тесно к телу, но у свободной тоги (toga fusa) она образовывала красивые складки (так называемые sinus), а именно: верхняя под правой рукой, происшедшая оттого, что роскошное платье, идя отсюда вверх к левому плечу, должно было сгибаться (рис. 254, 4), и нижняя, несколько меньшая, но зато более красивая, образовывавшаяся на коленях. Когда труд расположения складок был окончен, то вытягивался левый нижний конец тоги, который, как было сказано, спущен был вначале с левого плеча, и вытянутая часть опускалась через sinus (рис. 254, 5); этот конец назывался umbo или nodus.
Так как в количестве и искусном расположении складок заключалась вся красота тоги, то Римляне обращали на это особенное внимание. Рабы должны были часто уже вечером готовить складки для следующего утра, причем им помогали какие-то приборы из досок. Свинцовые гирьки, зашитые в концах тоги, должны были удерживать тогу, как и греческий гиматион, в первоначальном ее положении. Очевидно, что одевшись в тогу, нельзя было быстро двигаться, что, впрочем, гармонировало, с серьезностью всей вообще гражданской жизни Римлян. На войне, где прежде, чем вошло в употребление sagum, тоже носили тогу, опоясывались тем концом ее, который обыкновенно перебрасывался через левое плечо. Это опоясывание называлось cinctus Gabinus. В позднейшее время подобным образом одевались в тогу при исполнении некоторых праздничных обрядов, в особенности религиозных, причем еще передний конец тоги клался на голову, как это можно видеть на рис. 256.

Рис. 256. Тога, опоясанная левым своим концом (cinctus Gabinus), по изображению в ватиканской рукописи Вергилия

Римская тога древнейшего покроя; вышитая тога

В древние времена тога была меньшего размера и носилась иногда и на голом теле (без туники), как это делал, например, Катон Старший. — Описавши тогу более поздних времен, мы постараемся теперь, при помощи четырех изображений, сообщить кое-что и об этой тоге древней формы. Выше было сказано, что тога была этрусского происхождения. Поэтому, чтобы представить ее первобытную форму, мы должны обратиться к этрусским произведениям этого рода. На рис. 257 мы замечаем полукруглое платье, которое, по мнению Дионисия Галикарнасского, представляет вид древнейшей тоги. Правый конец этого платья набрасывался на правое плечо так, что плотно прилегал к нему, потом конец этот протягивался под бородой и перебрасывался через левое плечо, так что закрывал обе руки, как это видно из рис. 258. Иногда правый конец тоги перебрасывался через левое плечо таким образом, что правая рука оставалась свободной, что изображает рис. 259.

Рис. 257. Тога древнейшего покроя, срисованная с бронзовой этрусской статуи

Рис. 258. Тога древнейшего покроя, по этрусскому резному изображению на гемме

Рис. 259. Тога этрусского покроя, срисованная с бронзовой этрусской статуи

Впоследствии (по всей вероятности код конец республики) на это платье шло уже больше материи эллиптического покроя, но все еще далеко не столько, сколько нужно было для свободной тоги со складками (toga fusa), описанной нами выше. Способ надевания этой средней тоги был тот же, что у греческого гиматия или у паллия, с которым она может быть сравниваема. Подобного рода тога, в противоположность тоге свободной, называлась, по свидетельству Светония, тогой тесной, toga restricta. Различие между средней тогой и паллием заключалось только в том, что первая, по своему эллиптическому покрою (форма паллия был продолговатый четырехугольник), образовывала более складок и менее прилегала к телу. Тогу эту представляет нам рис. 260. На изображенной здесь тоге мы замечаем как бы начало пазухи со складками, еще короткой и неглубокой (sinus perquam brevis), в которую клали обыкновенно правую руку (brachium veste continebatur). В таком положении мы должны представлять себе римских ораторов во времена республики. Образец свободной, но все еще не широкой и без роскошных складок тоги представляет нам рис. 261.

Рис. 260. Тесная тога (toga restricta), срисованная с древней статуи в Венеции

Рис. 261. Свободная, не не широкая тога, по римскому барельефу

Тогу имели право носить только римские граждане; в публичных местах эта одежда для них была даже обязательна. Сципион, например, подвергался упрекам за то, что надевал греческое платье; даже во времена Цицерона подобный поступок Рабирия Постума считался нарушением римского достоинства, преступлением. Лишившиеся права гражданства и изгнанники теряли в то же самое время и право носить тогу. Римские мальчики и девочки носили тогу с пурпуровой каймой (toga praetexta), которая впоследствии, когда мальчики вступали в юношеский возраст (т. е. когда им исполнялось 16, позднее 15 лет), а девочки выходили замуж, заменялась белой тогой (t. virilis, pura или libera).
У мужей тога с пурпуровой каймой (praetexta) служила знаком высокой должности, ее носили диктаторы, консулы, преторы, курульские эдилы и некоторые жрецы. Одеянием триумфатора (рис. 262) служила toga picta (вышитая), подобным же парадным одеянием были tunica и toga palmata (с вышитыми пальмовыми ветвями), выдаваемые перед шествием триумфаторам из капитолийского храма (отсюда capitolina palmata).

Рис. 262. Тога вышитая, по древним диптихам

Палла и ее покрой

Подобно тому, как мужчины носили вне дома тогу, римские женщины надевали поверх туники паллу, длинное платье, доходившее иногда до лодыжек и состоявшее обыкновенно из одного куска материи наподобие тоги или греческого гиматия, что бывало особенно тогда, когда нижним платьем служила стола, следовательно у матрон (сравн. рис. 244). Надевалась палла так же, как и греческий гиматион (рис. 263); иногда, впрочем, (например, при жертвоприношениях) ею покрывали голову, или обвивали ее около тела ниже плеч.

Рис. 263. Тога, наброшенная наподобие гиматия, срисованная с древней статуи

Были паллы, состоявшие из двух кусков, переднего и заднего, соединенных на плечах. Они или свободно опускались вниз, или прижимались к телу поясом. Это делалось следующим образом: подходящая материя в виде продолговатого четырехугольника ABCD (рис. 264) складывалась так, что точка A совпадала с точкой G, точка В с точкой Н. Одевающийся надевал на себя сложенную таким образом материю так, что одной половиной DEIL покрывалась грудь, другой CFIL — спина; на плечах, при посредстве застежек, в точках M и N обе эти половины соединялись, после чего через отверстие NI просовывалась левая рука, так что часть материи между NIK спереди и сзади под мышкой (рис. 265 справа) и несоединенные концы с правой стороны (рис. 265 слева) сами по себе опускались, оставляя правую сторону, где сходились края CF и DE, открытой, вследствие чего необходимо было прикреплять эти концы поясом над бедрами.

Рис. 264. Образец покроя паллы

Рис. 265. Палла, срисованная с древней бронзовой статуи в Неаполе

Эти края всегда почти сшивались до бедер (vestimentum clausum), вследствие чего такое платье надевалось через голову. Как видно, эта одежда соответствует двойному хитону и пеплу, и заключает в себе, собственно, две части, одну нижнюю в роде простой туники, другую наброшенную сверху в виде небольшого плаща. Соответственно этому и называется она tunico-pallium, tunica palliolata. Носили ее обыкновенно молодые женщины. Верхняя наброшенная часть называлась у Греков διπλοΐδιον; иногда, как кажется, надевалась она на простой хитон. Это представляет нам рис. 232, помещенный выше.

Кифаредская палла; каракалла; далматика

Особого рода одежду, неверно называвшуюся паллой, носили кифареды, когда они выступали публично (vestis citharoedica, habitus citharoedicus). Римские поэты одевали в эту одежду своих богов и богинь, предсказателей и героев. Подобного рода паллу представляет нам рис. 266, изображающий Аполлона-кифареда. Это, собственно, длинная туника со складками внизу и с рукавами (t. manicata).

Рис. 266. Palla citharoedica, срисованная с ватиканской статуи

Palla gallica отличалась от римской и покроем и величиной; она представляла, собственно, тесный, короткий, не доходящий до колен хитон с рукавами, разрезанный спереди и сзади до бедер (рис. 267). Эта одежда называлась по-галльски каракалла. Император Антонин Бассиан, сын Септимия Севера, получил название Каракаллы за то, что при вступлении на престол раздавал народу подобное платье (продолженное до лодыжек, caracalla talaris).

Рис. 267. Каракаллы, срисованные с бронзовых лионских статуй

Уже при первых императорах мужчины перестали носить неудобные и сравнительно дорогие тоги, а женщины приличные столы и красивые паллы, так что Август вынужден быль приказать эдилам, чтобы они не допускали по крайней мере на форум (к судопроизводству и публичным делам) и в цирк к играм тех, кто одет был в лацерну (см. ниже), а не в тогу.
При императорском дворе, равно как и в театрах в присутствии двора, тога оставалась до поздних времен (до 3-го века) так сказать форменным и единственно приличным платьем. Наконец, тога служила одеждой клиентов, в которой они посещали и сопровождали своих патронов. При Тиберии сенатом назначен был штраф матронам, если они будут замечены на улице без столы. Но начиная со времен Коммода, тога и стола стали совсем выходить из употребления и их место заняла так называемая далматика (dalmatica), т. е. собственно длинная туника с широкими рукавами, употреблявшаяся как верхнее платье, и колобий (colobium, от греч. ϰολοβός, изувеченный, окороченный), т. е. недлинная туника с короткими рукавами, как мы выше видели на рис. 225, употреблявшаяся как нижнее платье. Далматика делалась из белой шерсти и украшалась двумя пурпуровыми полосами; ее представляет рис. 268, по изображению из ватиканской рукописи Вергилия. Одежды эти стали употребляться впоследствии в римско-католической церкви, как церковные облачения, принятые первыми папами. С течением времени форма их немного изменилась, в особенности форма далматики.

Рис. 268. Далматика, по изображению в ватиканской рукописи Вергилия

Римские плащи (lacerna, sagum, paludamentum, paenula, laena, trabea)

Место греческой хламиды занимали у Римлян следующие плащи: lacerna, sagum, paludamentum и paenula.
Лацерна (по всей вероятности галльского происхождения) был плащ обыкновенно из более тонкой материи, иногда великолепно выкрашенной, имевший вид продолговатого четырехугольника; раскрытый спереди, он застегивался под подбородком и стягивался поясом (рис. 209). Римляне стали носить его (сверху тоги или туники), начиная с конца республики; во времена императоров он сделался обыкновенным верхним платьем граждан и солдат. Часто этот плащ снабжался капюшоном (cucullus, cucullio), который или пришивался к нему, или пристегивался, и мог набрасываться на голову. Рис. 270 изображает нам подобный капюшон (вместе с лацерной), опущенный назад. Капюшон присоединялся также и к другим плащам, например, к сагу и пенуле (рис. 271). Sagum (кельтского происхождения) — солдатский плащ, который был несколько короче лацерны и делался из более грубой материи. Paludamentum — сначала одежда общесолдатская, а впоследствии исключительно принадлежавшая главным начальникам армии и делавшаяся из более тонкой материи белого или пурпурового цвета, со многими складками.

Рис. 269. Лацерна, по изображению на Траяновом столбе

Рис. 270. Лацерна с опущенным капюшоном, по помпейскому изображению

Рис. 271. Пенула с капюшоном, по помпейскому изображению

Эти плащи надевались и застегивались на правом плече, как греческая хламида, с которой они имели много сходства. Рис. 272, представляющий императора Траяна (по изображению на столбе, названном по его имени Траяновым), дает нам понятие об этом плаще и о способе его употребления. Кроме того в дороге, а в случае ненастной погоды и в самом городе Римляне носили плащ, известный под именем paenula, делавшийся или из грубой шерсти, или из кожи; его носили сверху тоги или туники.

Рис. 272. Военный плащ (paludamentum), по изображению на Траяновом столбе

Плащ этот, достигавший до колен, был без рукавов и имел отверстие, через которое просовывалась голова (рис. 273 с левой стороны), так что тот, кто его надевал, казался как бы оплетенным или окутанным (paenula paene irretitus говорит Цицерон). Иногда он был с одной стороны снизу до половины тела разрезан, так что его легко можно было набрасывать на плечо, как это видно из рис. 273 (с правой стороны).

Рис. 273. Пенула с капюшоном сзади, срисованная со статуи, представляющей Меркурия, и простая пенула спереди, срисованная с древней статуи

Древнеримский плащ из грубой ворсистой материи, в который, как Гомер в хлайну, одевали римские поэты героев, назывался laena. Древнего происхождения был также плащ, называвшийся «trabea». По нему шли, как кажется, пурпуровые полосы (trabes), и его носили когда-то цари, а впоследствии, при торжественных шествиях, всадники. Для авгуров он всегда служил одеянием при исполнении обрядов, подобно тому, как для главного жреца Юпитера (flamen Dialis) — laena.

Synthiesis; брюки

Во времена императоров за обедом употреблялась особенного рода одежда (vestis cenatoria), называвшаяся синфесис (synthesis). Богачи имели целые гардеробы этой одежды различных цветов. В заключение необходимо упомянуть еще о том, что те римские войска, которым приходилось воевать с северными народами под холодным небом, начали, впрочем только со времени императора Александра Севера, носить широкие брюки (braccae, рис. 274), употреблявшиеся до того времени только варварами и присылаемыми ими Римлянам вспомогательными войсками.

Рис. 274. Брюки (braccae) римского воина времени Константина, по изображению на арке того же императора в Риме