Источником для этой статьи стала работа французского востоковеда Эдгара Блоше (1870-1937 гг.) «Peintures des manuscrits arabes, persans et turcs de la Bibliothèque Nationale».
Долгое время Эдгар Блоше был сотрудником Национальной библиотеки Франции (БНФ), великолепно изучил ее фонд восточных рукописей. В указанной работе он представил читателю интереснейшие, на его взгляд, миниатюры, украшающие древние персидские и турецкие манускрипты из собрания БНФ. В настоящей статье предлагается ознакомиться с этими миниатюрами. Иллюстрации сопровождаются комментариями Эдгара Блоше (перевод с французского автора сайта).
Миниатюры из трактата об астрологии и талисманах Насира эд-Дина Мохаммеда Эль-Сиваси
Об источнике:
Трактат об астрологии и талисманах Насира эд-Дина Мохаммеда Эль-Сиваси, составленный им в 1276 г. в Аксарае (Румский султанат). Миниатюры трактата сильно пострадали. В этой же рукописи находится еще один трактат Насира эд-Дина Мохаммеда, посвященный сельджукскому султану Гийяс эд-Дин Кай-Хосрову III (1267-1283). Манускрипт датируется концом XIII в.
Два ангела, изображенные на миниатюрах, явно скопированы с образцов византийской живописи или мозаик. Влияние византийского искусства на технику художников, работавших в Сельджукской империи, легко объяснимо: между ней и Византией существовали определенные связи. Именно в Никее, при дворе Михаила Палеолога, в 1261 г. укрылся сельджукский султан Изз эд-Дин Кай-Кавус, когда он был вынужден отказаться от власти в пользу своего брата Рукн эд-Дина, который разделял с ним трон по воле монгольского императора. К тому же, мать Изз эд-Дина была христианкой. В это же время Абага, монгольский правитель Персии, был женат на византийской принцессе Марии, дочери императора Михаила Палеолога. Кроме того, сельджуки, как и турки-османы, с которыми они вышли из Трансоксании, имели давние христианские традиции. Известно, что клан, который впоследствии стал племенем сельджуков, был частью уйгурских племен, среди которых было распространено христианство, манихейство и буддизм.
Миниатюры из «Истории монголов»
Об источнике:
Рукопись «История монголов» Рашид эд-Дин, визиря султанов Газана и Олчайту была закончена в 1303 году. Манускрипт не имеет ни начала, ни конца, многие миниатюры из него вырезаны. Создан он был, скорее всего, в начале XIV в. Его миниатюры — ценные образцы искусства этой эпохи, и не меньшую ценность они представляют для изучения монгольского костюма.
Абага, монгольский правитель Персии и его сын Аргун, сидящие на троне; четырех других монгольских князей можно узнать по прическам, украшенным перьями; остальные — слуги.
Абага, монгольский правитель Персии, сидящий с одной из своих жен на троне; другая его жена находится справа от трона, и его сын Аргун — слева; несколько князей стоят перед ними. Обе его жены имеют прически, названные монголами «бохтакх», которые имели право носить только законные жены правителя.
Гейхату, монгольский правитель Персии, сидящий на троне. Он приступил к судебному разбирательству над военачальниками, разногласия которых вызвали беспорядки после смерти его брата Аргуна. Гейхату допрашивает эмира Шингтура Нояна, стоящего перед ним на коленях; другие военачальники появляются справа.
Миниатюра, объединяющая две страницы рукописи и изображающая Газана, правителя Персии, сидящего на троне с одной из своих жен; еще четыре сидят справа от трона на небольших стульях, называемых монголами «сандали». Перед столом с сосудами стоят три монгольских воина, узнаваемых по китайским шапкам, и два мусульманских ученых в тюрбанах. Четыре монгольских князя в шапках, украшенных перьями, стоят слева от трона; тот, что находится выше, вероятно, Олчайту, брат Газана, который наследовал ему в правлении Персией.
Газан в короне, сидя на троне, наблюдает, как монгольский военачальник танцует перед ним.
Миниатюры из гератской рукописи XV в.
Об источнике:
Эта рукопись, повествующая о вознесении на небо и путешествии в загробный мир пророка Мухаммеда. Трактат был скопирован Меликом Бахши из арабской книги в Герате в 1436 г. (во времена правления тимуридского султана Шаха Роха Бехадура). Миниатюры этого манускрипта являются шедеврами тимуридского искусства первого периода, но в то же время в них прослеживаются в полной мере черты монгольской школы.
Миниатюра изображает пророка Мухаммеда верхом на Бураке, ведомого архангелом Гавриилом в сферы нематериального мира; они окружены ангелами. В этой любопытной картине просматриваются следы влияния византийского искусства, из которого явно заимствована манера изображения крыльев ангелов. В то же самое время черты монгольской школы очень легко прослеживаются в одежде, фигурах и торжественных позах персонажей, а также в развевающихся в небе облачках, обведенных контурами, характерных для искусства Поднебесной.
Пророк Мухаммед, ведомый архангелом Гавриилом, прибывает к водоему Каусар в раю. По краям водоема стоят рубиновые, изумрудные и жемчужные купола, украшенные куфическими надписями.
Мухаммед верхом на Бураке и направляемый архангелом Гавриилом, прибывает в ад. Перед ним — грешники, висящие над языками пламени, которое разжигает демон.
Миниатюры из сборника поэм Мир Али Шир Неваи
Об источнике:
Сборник поэтических работ турецкого писателя Мир Али Шир Неваи, переписанный Али Хеджрани около 1526 г. в Герате, в последние годы правления узбекского султана Кучкунджи-хана (1510-1530 гг.). Некоторые миниатюры, украшающие эту рукопись, являются шедеврами тимуридской школы Хорасана. Неизвестный художник, который их исполнил, принадлежит одновременно к эпохе Тимуридов, которая закончилась с падением султана Бади аз-Замана Мирзы (ум. 1517 г.), и к эпохе Шейбанидов.
Шейх Санаан произносит речь перед молодой женщиной.
Правитель Персии из династии Сасанидов Бахрам Гур на охоте. Его возлюбленная, Азаде, верхом на лошади, играет на арфе.
Правитель Персии Бахрам Гур и одна из его жен под черным куполом.
Батальная сцена между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария. Александр Македонский здесь предстает всадником в великолепном костюме, над головой которого подданный держит зонт.
Миниатюры из «Сокровищницы тайн» Низами
Об источнике:
«Сокровищница тайн» — мистическая поэма Низами. Данный экземпляр создан в Бухаре в 1537-1538 годах знаменитым каллиграфом Мир Али, проиллюстрирован художником по имени Махмуд для узбекского султана Абул Гази Абд Эль-Азиз Бехадур Хана.
Миниатюра, вероятно, представляющая султана Абд Эль-Азиз Бехадур Хана, которому либо каллиграф Мир Али, либо миниатюрист Махмуд преподносит иллюстрированный экземпляр «Сокровищницы тайн». Стиль этой восхитительной миниатюры совершенно отличен от стиля следующих двух, и нет уверенности, что они принадлежат одной руке; она обнаруживает все характерные особенности прекрасных иллюстраций сефевидской эпохи. Обращает на себя внимание сентиментальная аффектация и вялые позы сефевидских миниатюр, которые так странно контрастируют с механической жесткостью живописи монгольской школы и тимуридской школы начального периода.
Персидский правитель Хосров Ануширван и его министр в саду, возле разрушенного здания. Эта картина, подписанная Махмудом, как и следующие две, принадлежат второму этапу тимуридской школы.
Картина, подписанная Махмудом и датированная 1545 годом, объединяет две страницы рукописи. На картине представлен сельджукский султан Синджар в сопровождении свиты. К нему обращается старушка с просьбой о правосудии.
Миниатюра из рукописи «Качества мистических любовников»
Об источнике:
Поэма под названием «Качества мистических любовников» создана Бедр эд-Дином Гилали. Данная рукопись была переписана и проиллюстрирована в 1543 году, во времена правления в Персии шаха Тахмаспа I.
Несколько персонажей, любящих молодого человека, обещают ему пожертвовать собой ради него. Но при нападении льва все они спасают свои жизни. Молодой человек убивает льва, а затем расправляется и с другими персонажами.
Миниатюра из экземпляра «Шах-наме»
Об источнике:
Данный экземпляр «Шах-наме» Фирдоуси был закончен в 1546 году, предположительно в Трансоксании, при правлении шейбанидского султана Абд эль-Латифа. Его миниатюры связаны с тимуридской школой второго периода.
Первочеловек Гайомарт (согласно иранской мифологии), окруженный первыми людьми и дикими животными, которые в далекие времена жили мирно, а не поедали друг друга. Примечательно, что персонажи облачены в монгольские костюмы.
Миниатюры из «Собрания мистических любовников»
Об источнике:
«Собрания мистических любовников» — сборник биографий известных мистиков. Рукопись прекрасного исполнения, некоторые миниатюры очень утонченные; датируется предположительно концом XVI века. Копииста зовут Ахмед Эль-Хафиз, художника — Джелал эд-Дин Багнави.
Сельджукский султан Синджар сидит на троне в своем шатре. Махсати играет на арфе перед ним. Слуга подносит ему блюдо с фруктами. Рядом с Махсати молодой человек, его фаворит.
Пир Будаг, сын султана Джиханшаха, бросает в воду одного из своих фаворитов, которого он застал с молодой женщиной. Как и в прекрасных картинах эпохи сефевидов, у мужчин здесь такие тонкие и нежные фигуры, что на первый взгляд их можно принять за молодых женщин, особенно когда художник изображает их с локоном волнистых волос, зульфом, которым себя украшали персидские красавицы.
Миниатюры из «Истории Пророков»
Об источнике:
«История Пророков» Исхака ибн Ибрагим ибн Мансур эль-Нишапури — великолепно исполненная рукопись, недатированная, но вероятно, она была закончена в конце XVI века. Первые две страницы содержали имя принца, для которого был создан данный экземпляр, но эти упоминания были удалены, очевидно, по приказу одного из тимуридских императоров Индии.
Шоайб, Моисей и две дочери Шоайба, одна из которых стала женой Моисея. Оба пророка имеют нимбы в виде столпов пламени, оконтуренных, подобно облакам, плавающим на небе. Девушка справа имеет явно раскосые глаза. Позже художники уменьшили нимбы пророков до огненного языка грушеобразной формы.
Моисей (с нимбом пророка в виде языков пламени) в сопровождении своего брата Аарона, вызывает дракона, чтобы тот поглотил фараона. Дракон, с его извилистым телом, словно состоящим из оконтуренных волн, — изображен в традициях китайского искусства. Эта любопытная картина подписана Ага Ризой.
Александр Македонский, сидя на ковре, у дерева в саду, беседует с жителями островов Восточного моря.
Миниатюры из сборника персидских и индийских миниатюр разных эпох
Представленные миниатюры не датированы. Предположительно, они относятся к первой половине XVI века.
Портрет персидской дамы, одетой в платье из золотой парчи.
Портрет виночерпия (слуги).
Портрет виночерпия (слуги). Очень тонко выполненный рисунок; эффект усиливается лишь несколькими красочными мазками.
Миниатюры из сборника образцов каллиграфии и отдельных миниатюр
Молодой человек, держащий в руке чашу. Исполнение этой картины, которая не датирована, может быть отнесено ко второй половине XVI века.
Правитель на коне на фоне сельского пейзажа. Пастух преподносит ему козленка. В нижней части композиции — небольшой шатер из черной ткани (называемый турками «алачук»). Эта миниатюра, возможно, восходит ко второй половине XVI века.
Миниатюры из сборника поэм Низами
Об источнике:
Сборник пяти поэм Низами. Роскошный экземпляр, созданный в 1619 году.
Пророк Мухаммед, возносится на небо на Бураке в сопровождении архангела Гавриила и окруженный ангелами. Архангел держит знамя, которое развевается на ветру. Лица пророка и архангела закрыты вуалями.
Одна из самых изящных сцен персидского искусства: персидский царевич из династии сасанидов, Хосров Первиз, встречает красавицу Ширин. Она только что искупалась и приступила к туалету. Лошадь Ширин пасется на лугу, а шах, пораженный красотой молодой женщины, кусает палец от изумления.
Шах Хосров Первиз сидит на троне; знаменитый музыкант Барбад играет на лютне перед ним.
Сцена, в которой мы видим, как Низами целует молодую девушку; еще четыре девушки стоят у ручья, протекающего в саду. Справа мы видим принца Кизил-Шаха, одного из правителей, которые восхвалялись в романе о Хосрове и Ширин.
Шах Бахрам Гур и беседует с царевной под зеленым куполом.
Пророк Хидр находит источник вечной жизни.
Миниатюра из поэмы Невии
Об источнике:
Данный экземпляр поэмы Невии экземпляр был создан для библиотеки шаха Аббаса II (1642-1667 гг.).
Индийская женщина, сгорающая на погребальном костре своего возлюбленного; царь (слева, на коне) в изумлении смотрит на эту сцену. Персонажи, изображенные на этой миниатюре, одеты в индийские костюмы, но стиль ее явно персидский. Создание этой картины можно отнести ко второй половине XVII века.
Миниатюры из сборника, объединяющего астрологический и гадательный трактаты
Об источнике:
Сборник, состоящий из двух трактатов, астрологического и гадательного. Написан Сеидом Мохаммедом ибн Эмир Хасан Эль-Сууди для османского султана Мурада III; эти два трактата были завершены в 1582 году, и данная копия, предназначенная для библиотеки Фатьмы-султан (дочери султана), создана в то же время.
Больше миниатюр из этого сборника см. в материале Миниатюры из Трактата по астрологии (Османская империя, XVI в.).
Султан Мурад III в комнате гарема, рядом с ним два янычара и два карлика.
Знак зодиака «Телец», изображенный в виде женщины верхом на быке, играющей на арфе. Возможно, что для этой фигуры моделью послужила Азаде, фаворитка Бахрам Гура, которая сопровождала его на охоту, играя на арфе (см. выше: Миниатюры из сборника поэм Мир Али Шир Неваи).
«Золотой ангел», адский дух, с двумя талисманами, с помощью которых его вызывают.