Живопись находит мало покровителей в Персии и современный персидский художник должен обладать большой долей энтузиазма и любви к искусству, чтобы не покинуть этого неблагодарного поприща. В самом деле, надобно много изворотливости, чтобы суметь жить в Персии при помощи кисти.
Персиане чрезвычайно практичный народ и покупают лишь вещи, могущие принести прямую пользу; вот почему артист низведен там на степень простого декоратора. Все художники по большей части самоучки, ибо все художественное образование учеников заключается в приготовлении полотна, станков, растирании красок, лакировании и другой черной работе. В Персии нет ни художественных школ, ни профессоров, нет рисования с натуры — одним словом нет никакой системы. Все это заменяется традициями и условностью; и большинство художников Ирана, за исключением очень немногих, являются лишь исполнителями идей своих предшественников.
Все они держатся совершенно ложной системы перспективы, не руководствуясь никакими примерами, не поддаваясь никаким доказательствам. Оставив в стороне замечательное умение сочетать цвета в коврах и вышивках, свойственное лишь одним персианам, нельзя не отметить искусства, с которым местные художники умеют соединять яркие и по-видимому несовместимые цвета так, что они составляют чрезвычайно гармоничное целое, вызывающее удивление иностранцев.

Крышка переплета рукописи. Иран, втор. пол. XIX в. Папье-маше, роспись темперными красками, лак. Из коллекции Государственного музея Востока
Персидская живопись оригинальна и дешева; обычный заработок художника не превышает 1½ шиллингов в день. В сущности он не более как поденный работник, обязанный в известное число дней написать заказанную картину. Вот эта пагубная система поденной работы и служит причиной порчи многих действительно прекрасных произведений таланта. Талантом копирования персиане одарены в высокой степени; они отличаются поистине китайской аккуратностью, и каждая копия до мельчайших подробностей есть fac-simile оригинала. Тамошний художник находит более выгодным воспроизводить уже известный, пользующийся популярностью рисунок, чем создавать новое и оригинальное. Так, например, рисунки, встречаемые на зеркальных крышках и на переплетах, все более или менее избиты и оригиналы их принадлежат вероятно кисти какого-нибудь давнишнего и забытого художника. Что всего более поражает в персидском художнике, это его готовность браться за всякую художественную работу; геометрические фигуры, лепные украшения, портреты, миниатюры, рисование цветов или птиц, эмалевые работы, акварель и картины масляными красками, живопись на фарфоре — он все исполнит с необыкновенной быстротой и умением. В пейзажной живописи персидские художники хромают, а пластические изображения выходят у них ниже всякой критики. Картину величиною в квадратный аршин, изображающую какую-нибудь уличную сцену, напишут вам в неделю. Делается это очень просто; по мере того как вы описываете сюжет картины, художник быстро набрасывает эскиз, который уже потом подвергается обработке устад-наккоша (художника профессора). Звание устад-наккоша следует отличать от звания аккаса (портретиста), которое презирается истинными художниками и приравнивается ими к простому ремеслу.
Как мы уже заметили, персидский художник имеет более склонности к подражанию и к копированию, чем к самостоятельному творчеству, потому что первое для него выгоднее. В настоящее время редко встречаются хорошо исполненные рисунки; почти на всех картинах не соблюдена перспектива; лица, находящиеся на переднем плане, изображены великанами, находящиеся в отдалении — карликами. Женщины пишутся обыкновенно покрытыми драгоценными украшениями. Хотя живописец и понимает все эти недостатки, но принужден бывает так поступать, чтобы угодить вкусу покупателей.
Передо мной довольно удачно исполненная масляными красками картина, изображающая сцену наказания палками. Она была написана под моим руководством, причем художник сделал эскиз белой краской на papier mâché, не более как в полчаса. Через неделю она была совершенно закончена и покрыта лаком. Я заплатил за нее в 1880 году 77 ½ шиллингов. Костюмы изображенных лиц и вообще вся обстановка переданы чрезвычайно верно и довольно живо. Если принять во внимание, что картина эта более аршина в длину, то нельзя не признать, что персидская живопись не дорога. Другие картины, исполненные по моему же заказу, отличаются такой же мелочной точностью в передаче обстановки и костюмов и обошлись также дешево.
Цена на акварели (оригиналы) более высокая. Мне захотелось иметь коллекцию акварелей из персидской жизни; я нашел талантливого художника, указал ему на сюжеты картин и условился относительно цены. Но увы, я напрасно радовался дешевому заказу. Художник спросил с меня за первую картинку только три шиллинга, за вторую — шесть, а за третью — двенадцать; на этом я остановился, испугавшись подобной арифметической прогрессии. Оказалось, что художник удваивал цену не потому, чтобы работа была лучше, а потому что он заметил, что картины мне понравились.
За другую большую картину, копию масляными красками с оригинала старого персидского художника, я заплатил соверен. На ней изображено царское пиршество в Исфагани, полтора столетия тому назад. Костюмы и обстановка того времени: Шах сидит на ковре, в богатом убранстве, и держит в руке чашу; придворные сидят в два ряда по бокам комнаты. Передний план картины занимают певцы и музыканты, а середина занята группой хорошеньких девушек. Все фигуры этой картины списаны с исторических лиц и схвачены очень верно.
Дворцы Исфагани украшены большими картинами выдающихся персидских художников, не лишенными достоинства. Из них некоторые очень хороши, например, портрет Фатх-Али-Шаха и его сыновей, поразительно на него похожих. Если принять во внимание, что семейство этого монарха состояло из семидесяти двух членов, то факт этот покажется весьма любопытным. Все эти картины без рам и вставлены в нарочно приспособленные стенные углубления. Очень часто встречается изображение Девы Марии. Я видел также портрет некоего Страчея, молодого дипломата, посланного в Персию в царствование королевы Елизаветы вместе с Английским посольством. Он представлен молодым человеком с каштановыми волосами и в одежде того времени. Его портрет попадается часто на калямданах или ящиках для калямов (тростниковое перо) и чернил. Разрисовывание этих калямданов составляет главное занятие персидских миниатюристов, а так как более четверти мужского населения Персии умеет писать, то эти принадлежности находят постоянный сбыт. Эти ящички делаются из papier-mâché и имеют в длину девять, а в ширину — два дюйма. Некоторые из них, разрисованные знаменитым художником, ценятся очень высоко и покупаются любителями за 40 ф. ст. и более. В South Kensington Museum’е, в Лондоне, в Персидском отделе, хранится несколько прекрасных экземпляров этих ящичков. Персидский художник нередко работает целый год над миниатюрой, украшающей калямдан. У автора этой книги есть такой ящик, времени царствования Фатх-Али-Шаха, с миниатюрой этого монарха, исполненной чрезвычайно тонко и не более четверти дюйма в диаметре.

Каламдан (калямдан). Иран, третья четверть XIX в. Папье-маше, лаковая роспись. Из коллекции Эрмитажа
Переплетное мастерство считается искусством. Чаще всего встречаются деревянные переплеты с кожаными спинками, покрытые рисунками самых фантастических цветов и птиц; ибо персидский художник всегда пользуется случаем извратить, по его мнению — улучшить, природу. В результате получаются соловьи, покрытые перьями всех цветов радуги и столь же неестественные цветы. Особенно ненатуральный вид придается нарциссам и лилиям, поражающим европейца дотоле невиданным цветом и формой.
Эмалевое или финифтяное искусство находится в упадке. Чаще всего встречается эмаль на золотом фоне, окруженном тонким ободком светло-зеленой эмали. Зеленую эмаль или зеленое прозрачное тесто считают особенностью работы персидских художников. Иногда в золоте выбиваются углубления, в которые вставляются эмалевые пластинки, и вся поверхность полируется. Кальяны богатых людей украшаются обыкновенно эмалью и драгоценными каменьями.
Персиане достигли артистического совершенства и оригинальности в гравировании на золоте, серебре, бронзе, меди и железе.
Теперь остановимся на личности персидского художника и на его мастерской. Персидские художники — люди более или менее образованные и начитанные. В памяти их всегда хранятся образы традиционных популярных героев: чернобородого Рустема (Персидский Геркулес) и его противника Дива Суффида, или Белого Демона; Лейлы и Меджнуна, всегда изображаемого среди зверей, почтительно слушающих его речь. Доктор Таннер во время своего поста наверно не достигал того состоят худобы, в каком персидские художники рисуют Меджнуна. Соломон и его слава служат также благодарной темой для многих живописцев.
Все эти легенды пишутся с большой жизненной правдой и юмором, также как и исторические мифы древней Персии, передаваемые со всеми фантастическими прикрасами восточного воображения. Но славные дни книжной живописи миновали. Дешевые бомбейские иллюстрации вытеснили этот род живописи. Немногие из остающихся хороших живописцев заняты рисованием миниатюр для большого издания «Арабских Ночей», принадлежащего Шаху.
Заглянем теперь в мастерскую художника. Это большая светлая комната без всяких украшений, в одном из углов которой постлан мат, а на нем на корточках сидит художник (восточного человека утомляет сидение на стуле). Все его материалы на маленьком столике около него. Палитра, которую заменяет разбитый черепок, и самодельные кисти. Во рту у него кальян — роскошь, которую могут себе позволить даже художники, а на коленах его работа (мольберты не употребляются). Персидский художник занимается обыкновенно двумя родами живописи — он пишет традиционные копии вышеназванных популярных сюжетов и разрисовывает калямданы, а кроме того занимается самостоятельным оригинальным творчеством.

Поединок Рустама с белым дивом. Миниатюра. Иран, XIX в. Бумага, водяные краски. Из коллекции Государственного музея Востока
Как портретист персианин стоит не особенно высоко; впрочем, этого нельзя сказать об нем, если он пишет портреты женщин и детей. Большие мечтательные глаза с длинными ресницами, полные красные губы, розовые щеки и каштановые локоны персианки делают из нее благодарный тип и вдохновляют художника. В его глазах имеет также значение тщательность и верность отделки костюма. Все эти мелочи в одежде, узор шали или покрывала, высоко ценятся персидскими знатоками.
Подобно византийским живописцам, персианин в своей работе прибегает к золоту и серебру. Желая представить эти металлы, он золотит или серебрит данное место полотна и затем кладет тени. Благодаря этому способу, картина много выигрывает. Так изображается позолота на стульях, тронах и чашах.
Писание портретов Магомета, Али, Хуссейна и Хассана (последние три были родственниками пророка) и главных мучеников персидского календаря служит ремеслом, но так как мусульманский закон запрещает изображать человеческое лицо, то святые эти пишутся или совсем безлицыми или с покрытым лицом. Обычай впрочем смягчил закон, и шамаиль или портрет Али встречается довольно часто с открытым лицом. Его представляют обыкновенно полным мужчиной с смуглым лицом, обрамленным черной кудрявой бородой; он одет в зеленое платье (священный цвет Сеидов (потомки Магомета)) и держит в руке меч. Голова его окружена сиянием, а сам он сидит на шкуре антилопы (персиане говорят, что в прежнее время шкуры зверей употреблялись вместо ковров).
Несмотря на скромное общественное положение художника, он очень щепетилен и любит, чтобы к нему относились с уважением и предупредительностью. В Ширазе у меня был знакомый живописец, который всегда угощал меня кофе собственного приготовления, когда я посещал его мастерскую. Мой отказ от угощения он счел бы величайшей обидой. Я забыл упомянуть о любопытных картинках, продаваемых на базаре за несколько пенсов. Хотя они стоят дешево, но написаны очень искусно и в них видны оригинальные черты персидской живописи. Сюжетами этих картинок служат городские и жанровые сценки.