Раннехристианское искусство

Живопись катакомб

Идеи раннего христианства, когда оно было еще гонимым учением, нашли свое художественное выражение в живописи римских катакомб. В подземных камерах и коридорах катакомб древнехристианские общины во II-III вв. собирались для совместных трапез и проповедей, здесь же они хоронили своих умерших. Стены и потолки катакомб местами оштукатурены и покрыты многочисленными росписями, по содержанию своему отражающими веру в потустороннее существование души и ее спасение в загробной жизни. Сюжеты росписей черпаются преимущественно из библии. Наиболее распространены изображения: Моисея, источающего воду из скалы; пророка Ионы, поглощаемого морским чудовищем-китом, который его потом извергает из чрева невредимым; Даниила, спасшегося во рву со львами; Сусанны, которую преследуют два старца, и т. п. Все эти изображения трактованы чаще всего как символы, — подробности рассказа и окружающая обстановка опущены, фигуры даны изолированно, композиции часто повторяют одна другую. Нарастающая абстрактность образов особенно сказывается в фигурах орант (orans — молящийся), т. е. изображений душ умерших с молитвенно распростертыми руками (рис. 1).

Оранта. Живопись римских катакомб (III в.)

Рис. 1. Оранта. Живопись римских катакомб (III в.)

Фигуры эти расположены на ровном фоне (иррациональное, абстрактно понятое пространство), в фас, тело трактовано плоскостно, одежда, руки, а иногда и лицо даны обобщенными чертами. В трактовке этих фигур уже отчетливо проступают зачатки христианского спиритуализма, стремящегося к передаче не реальных физических черт облика человека, а его духовного образа, образа бестелесной души. По своему стилю, в особенности по широте живописной манеры, изображения «орант» свидетельствуют о влиянии на раннехристианскую живопись восточной художественной культуры. Все эти росписи носят иной характер, чем тот, который в тот же период господствует в языческом римском искусстве. Однако в росписях катакомб элементы этого искусства еще очень сильны. В большом числе встречаем мы здесь античную орнаментику, резвящихся амуров, Орфея, Эрота и Психею, часто даже в символические библейские сцены вторгается жанровая реалистическая трактовка их, заимствованная из римских росписей.

Образ доброго пастыря

Евангельские сюжеты в росписях катакомб редки и появляются главным образом с IV в. Из росписей III в. особенный интерес представляет изображение Христа в образе доброго пастыря, в своем прототипе известного уже в античном языческом искусстве. Ранние христианские художники изображают его в виде юного пастуха в короткой тунике и простой обуви раба или земледельца; на своих плечах он держит овцу — символ спасенной души человека. Этот образ Христа прекрасно выражает плебейский характер раннехристианской религии, — перед нами действительно бог бедняков и угнетенных, созданный ими по своему подобию. Такие изображения Христа в образе доброго пастыря встречаются, кроме росписей катакомб, и в скульптуре — в рельефах мраморных саркофагов III-IV вв., а иногда и в отдельных статуях. Прекрасный образец последних, датируемый III в., хранится сейчас в римском музее Латерана (рис. 2).

Добрый пастырь (III в.). Латеранский музей. Рим

Рис. 2. Добрый пастырь (III в.). Латеранский музей. Рим

Базилики

Со второй половины IV в.характер раннехристианского искусства резко меняется. Искусство новой, ставшей теперь господствующей, религии создается уже преимущественно из элементов античной живописи, скульптуры и архитектуры, хотя и переработанных в соответствии с новой идеологией. Для нужд христианского культа на основе античных общественных зданий создается тип храма- базилики, который широко распространяется затем в архитектуре средних веков. Базилика IV-VI вв. представляла собой продолговатое здание с деревянным перекрытием, разделенное продольно поставленными колоннами на три или пять частей, так называемые корабли или нефы (см. рис. 3 и 4).

Внутренний вид базилики Санта-Мариа Маджоре в Риме

Рис. 3. Внутренний вид базилики Санта-Мариа Маджоре в Риме

Схематический план древнехристианской базилики

Рис. 4. Схематический план древнехристианской базилики

Средний неф шире, и стены его подняты выше боковых. Свет проникает в базилику через окна центрального нефа и, освещая его, оставляет боковые в полутемноте. С запада к базилике примыкал притвор — нартекс, а к нему прямоугольный, окруженный портиками двор — атриум, откуда в каждый из нефов базилики вели отдельные двери. Организация пространства в базилике такова, что входящий невольно вовлекается по ярко освещенному центральному нефу в глубь помещения. Ряды боковых колонн, линии пола, стен, аркатура над колоннами или горизонтальный антаблемент центрального нефа направляют взор зрителя к алтарю, который помещается в замыкающей неф полукруглой абсиде. Абсиду от продольных нефов отделяет поперечная часть — трансепт, который связывается с центральным нефом триумфальной аркой. Внутренность центрального нефа украшена мраморами и мозаиками, блестящие поверхности которых игрою света и цветовых оттенков придают базилике особую пышность и торжественность. Для постройки базилик и богатого украшения их были широко использованы части разрушаемых античных храмов — колонны, капители, мраморные облицовки стен, антаблементы, половые мозаики и т. п.

Римские мозаики IV-V вв.

Большинство из дошедших до нас базилик IV-VI вв. находится в Риме и Равенне. Многие из них сохранили, хотя бы частями, свои мозаики.


Мозаикой называют особый вид изобразительного искусства, в котором изображение набирается из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород (античные мозаики) или стекла, окрашенного сплавом из металлических солей (так наз. смальта). В раннехристианских и византийских мозаиках употребляли в основном этот последний вид мозаичной техники.


Полнее всего ранние мозаичные росписи (IV в.) сохранились в Риме. В круглом мавзолее Констанции, дочери императора Константина I, своды боковой кольцевой галереи украшены мозаиками, сделанными еще в античной технике из цветных камней и по своему стилю характерными для переходного периода от античного к христианскому искусству. Эти мозаики в основном декоративного характера, с богатой античной орнаментацией, добрыми гениями, сценами уборки винограда и т. п. Мозаики двух абсид того же мавзолея по стилю отличаются от мозаик сводов и содержат изображения Христа с апостолами Петром и Павлом в окружении символических декоративных мотивов: винограда, гирлянд, овец, пальм и т. п. К IV в. относится также знаменитая мозаика в конхе (своде абсиды) базилики Санта Пуденциана, являющаяся ярким примером нового содержания в искусстве, создаваемом господствующей христианской церковью (рис. 5).

Христос на троне. Мозаика в церкви Санта Пуденциана в Риме (IV в.)

Рис. 5. Христос на троне. Мозаика в церкви Санта Пуденциана в Риме (IV в.)

Образ Христа, представлявшегося ранним христианам добрым пастырем (ср. рис. 2), здесь стал образом величественного проповедника и нового владыки мира, сидящего на высоком троне в центре композиции. По обеим сторонам трона стоят апостолы и две женские фигуры, протягивающие к Христу лавровые венки. На фоне радужных облаков над зданиями Иерусалима вознесен усыпанный драгоценными камнями крест; в облаках — четыре апокалиптические фигуры евангелистов: ангел, лев, бык и орел. Вся композиция насыщена парадной торжественностью, величием христианского божества.
Полнее всего сохранился цикл мозаичных росписей IV и частью первой половины V в. в базилике Санта-Мариа Маджоре в Риме. Они расположены вдоль стен главного нефа и в триумфальной арке. Мозаики нефа содержали сорок две различных сцены из библейских сказаний (из них сохранилось только двадцать семь), в арке же помещены изображения, связанные с циклом легенд из жизни Марии и рождения Иисуса. Античная трактовка образов еще очень сильна во всех этих изображениях, но местами фигуры начинают утрачивать свою объемность, позы становятся более связанными, фигура богоматери в сценах триумфальной арки приобретает черты репрезентативного образа царицы, иногда появляется отвлеченный золотой фон. В мозаиках V в., как о том свидетельствуют остатки мозаичных росписей в римских базиликах св. Сабины и Сан-Паоло фуори ле Муре, основной акцент переносится уже на отвлеченность и монументальность образов, замкнутую неподвижность поз, парадность изображений. Все это указывает на становление стиля, типичного для церковной живописи раннего Средневековья.

Варварский стиль украшений IV-V вв.

Варварское искусство V в. в некоторых своих чертах совпадало с общим характером нового церковного искусства. Пышность внутреннего оформления христианских храмов вполне соответствовала стремлению самих варварских дружин к богатству и яркости своих уборов. Уже Тацит в своей характеристике германских племен отмечал стремление варварской знати отличаться от других своей одеждой и украшениями. К III-IV вв. варварские дружины и родовая знать создают особый стиль украшений, который широко распространяется от берегов Черного моря до Скандинавии и Ирландии. Характерными чертами этого стиля являются: орнаменты из ленточных плетений с звериными головами и богатые полихромные инкрустации ценными камнями или цветными стеклянными сплавами. Характерными образцами украшений подобного рода являются застежки плаща — фибулы (рис. 6); так же украшаются оружие, сбруя коня, утварь и т. п. Стиль полихромных инкрустаций через варварские войска проникает и в господствующие классы Римской империи, а с V в. получает повсеместное распространение. Церковь также принимает его для предметов культового обихода (см. украшение креста на мозаике Санта Пуденциана).

Золотая фибула с гранатами. Найдена в Нежине (Украинская ССР)

Рис. 6. Золотая фибула с гранатами. Найдена в Нежине (Украинская ССР)

Мавзолей Теодориха

Замечательным памятником остготского владычества в Италии является мавзолей Теодориха в Равенне, построенный около 526 г. Это каменное, восьмигранное в нижнем этаже и круглое наверху здание, перекрытое куполом, выдолбленным из одного гигантского каменного монолита (рис.7). Конструкция стен здания, профиля и орнаменты говорят о сирийском влиянии, но способ перекрытия одной гигантской плитой встречается только в древней варварской архитектуре дольменов, своеобразным пережитком которой, надо полагать, и является этот купол.

Мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 г.)

Рис. 7. Мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 г.)