Живопись катакомб
Идеи раннего христианства, когда оно было еще гонимым учением, нашли свое художественное выражение в живописи римских катакомб. В подземных камерах и коридорах катакомб древнехристианские общины во II-III вв. собирались для совместных трапез и проповедей, здесь же они хоронили своих умерших. Стены и потолки катакомб местами оштукатурены и покрыты многочисленными росписями, по содержанию своему отражающими веру в потустороннее существование души и ее спасение в загробной жизни. Сюжеты росписей черпаются преимущественно из библии. Наиболее распространены изображения: Моисея, источающего воду из скалы; пророка Ионы, поглощаемого морским чудовищем-китом, который его потом извергает из чрева невредимым; Даниила, спасшегося во рву со львами; Сусанны, которую преследуют два старца, и т. п. Все эти изображения трактованы чаще всего как символы, — подробности рассказа и окружающая обстановка опущены, фигуры даны изолированно, композиции часто повторяют одна другую. Нарастающая абстрактность образов особенно сказывается в фигурах орант (orans — молящийся), т. е. изображений душ умерших с молитвенно распростертыми руками (рис. 1).
Фигуры эти расположены на ровном фоне (иррациональное, абстрактно понятое пространство), в фас, тело трактовано плоскостно, одежда, руки, а иногда и лицо даны обобщенными чертами. В трактовке этих фигур уже отчетливо проступают зачатки христианского спиритуализма, стремящегося к передаче не реальных физических черт облика человека, а его духовного образа, образа бестелесной души. По своему стилю, в особенности по широте живописной манеры, изображения «орант» свидетельствуют о влиянии на раннехристианскую живопись восточной художественной культуры. Все эти росписи носят иной характер, чем тот, который в тот же период господствует в языческом римском искусстве. Однако в росписях катакомб элементы этого искусства еще очень сильны. В большом числе встречаем мы здесь античную орнаментику, резвящихся амуров, Орфея, Эрота и Психею, часто даже в символические библейские сцены вторгается жанровая реалистическая трактовка их, заимствованная из римских росписей.
Образ доброго пастыря
Евангельские сюжеты в росписях катакомб редки и появляются главным образом с IV в. Из росписей III в. особенный интерес представляет изображение Христа в образе доброго пастыря, в своем прототипе известного уже в античном языческом искусстве. Ранние христианские художники изображают его в виде юного пастуха в короткой тунике и простой обуви раба или земледельца; на своих плечах он держит овцу — символ спасенной души человека. Этот образ Христа прекрасно выражает плебейский характер раннехристианской религии, — перед нами действительно бог бедняков и угнетенных, созданный ими по своему подобию. Такие изображения Христа в образе доброго пастыря встречаются, кроме росписей катакомб, и в скульптуре — в рельефах мраморных саркофагов III-IV вв., а иногда и в отдельных статуях. Прекрасный образец последних, датируемый III в., хранится сейчас в римском музее Латерана (рис. 2).
Базилики
Со второй половины IV в.характер раннехристианского искусства резко меняется. Искусство новой, ставшей теперь господствующей, религии создается уже преимущественно из элементов античной живописи, скульптуры и архитектуры, хотя и переработанных в соответствии с новой идеологией. Для нужд христианского культа на основе античных общественных зданий создается тип храма- базилики, который широко распространяется затем в архитектуре средних веков. Базилика IV-VI вв. представляла собой продолговатое здание с деревянным перекрытием, разделенное продольно поставленными колоннами на три или пять частей, так называемые корабли или нефы (см. рис. 3 и 4).
Средний неф шире, и стены его подняты выше боковых. Свет проникает в базилику через окна центрального нефа и, освещая его, оставляет боковые в полутемноте. С запада к базилике примыкал притвор — нартекс, а к нему прямоугольный, окруженный портиками двор — атриум, откуда в каждый из нефов базилики вели отдельные двери. Организация пространства в базилике такова, что входящий невольно вовлекается по ярко освещенному центральному нефу в глубь помещения. Ряды боковых колонн, линии пола, стен, аркатура над колоннами или горизонтальный антаблемент центрального нефа направляют взор зрителя к алтарю, который помещается в замыкающей неф полукруглой абсиде. Абсиду от продольных нефов отделяет поперечная часть — трансепт, который связывается с центральным нефом триумфальной аркой. Внутренность центрального нефа украшена мраморами и мозаиками, блестящие поверхности которых игрою света и цветовых оттенков придают базилике особую пышность и торжественность. Для постройки базилик и богатого украшения их были широко использованы части разрушаемых античных храмов — колонны, капители, мраморные облицовки стен, антаблементы, половые мозаики и т. п.
Римские мозаики IV-V вв.
Большинство из дошедших до нас базилик IV-VI вв. находится в Риме и Равенне. Многие из них сохранили, хотя бы частями, свои мозаики.
Мозаикой называют особый вид изобразительного искусства, в котором изображение набирается из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород (античные мозаики) или стекла, окрашенного сплавом из металлических солей (так наз. смальта). В раннехристианских и византийских мозаиках употребляли в основном этот последний вид мозаичной техники.
Полнее всего ранние мозаичные росписи (IV в.) сохранились в Риме. В круглом мавзолее Констанции, дочери императора Константина I, своды боковой кольцевой галереи украшены мозаиками, сделанными еще в античной технике из цветных камней и по своему стилю характерными для переходного периода от античного к христианскому искусству. Эти мозаики в основном декоративного характера, с богатой античной орнаментацией, добрыми гениями, сценами уборки винограда и т. п. Мозаики двух абсид того же мавзолея по стилю отличаются от мозаик сводов и содержат изображения Христа с апостолами Петром и Павлом в окружении символических декоративных мотивов: винограда, гирлянд, овец, пальм и т. п. К IV в. относится также знаменитая мозаика в конхе (своде абсиды) базилики Санта Пуденциана, являющаяся ярким примером нового содержания в искусстве, создаваемом господствующей христианской церковью (рис. 5).
Образ Христа, представлявшегося ранним христианам добрым пастырем (ср. рис. 2), здесь стал образом величественного проповедника и нового владыки мира, сидящего на высоком троне в центре композиции. По обеим сторонам трона стоят апостолы и две женские фигуры, протягивающие к Христу лавровые венки. На фоне радужных облаков над зданиями Иерусалима вознесен усыпанный драгоценными камнями крест; в облаках — четыре апокалиптические фигуры евангелистов: ангел, лев, бык и орел. Вся композиция насыщена парадной торжественностью, величием христианского божества.
Полнее всего сохранился цикл мозаичных росписей IV и частью первой половины V в. в базилике Санта-Мариа Маджоре в Риме. Они расположены вдоль стен главного нефа и в триумфальной арке. Мозаики нефа содержали сорок две различных сцены из библейских сказаний (из них сохранилось только двадцать семь), в арке же помещены изображения, связанные с циклом легенд из жизни Марии и рождения Иисуса. Античная трактовка образов еще очень сильна во всех этих изображениях, но местами фигуры начинают утрачивать свою объемность, позы становятся более связанными, фигура богоматери в сценах триумфальной арки приобретает черты репрезентативного образа царицы, иногда появляется отвлеченный золотой фон. В мозаиках V в., как о том свидетельствуют остатки мозаичных росписей в римских базиликах св. Сабины и Сан-Паоло фуори ле Муре, основной акцент переносится уже на отвлеченность и монументальность образов, замкнутую неподвижность поз, парадность изображений. Все это указывает на становление стиля, типичного для церковной живописи раннего Средневековья.
Варварский стиль украшений IV-V вв.
Варварское искусство V в. в некоторых своих чертах совпадало с общим характером нового церковного искусства. Пышность внутреннего оформления христианских храмов вполне соответствовала стремлению самих варварских дружин к богатству и яркости своих уборов. Уже Тацит в своей характеристике германских племен отмечал стремление варварской знати отличаться от других своей одеждой и украшениями. К III-IV вв. варварские дружины и родовая знать создают особый стиль украшений, который широко распространяется от берегов Черного моря до Скандинавии и Ирландии. Характерными чертами этого стиля являются: орнаменты из ленточных плетений с звериными головами и богатые полихромные инкрустации ценными камнями или цветными стеклянными сплавами. Характерными образцами украшений подобного рода являются застежки плаща — фибулы (рис. 6); так же украшаются оружие, сбруя коня, утварь и т. п. Стиль полихромных инкрустаций через варварские войска проникает и в господствующие классы Римской империи, а с V в. получает повсеместное распространение. Церковь также принимает его для предметов культового обихода (см. украшение креста на мозаике Санта Пуденциана).
Мавзолей Теодориха
Замечательным памятником остготского владычества в Италии является мавзолей Теодориха в Равенне, построенный около 526 г. Это каменное, восьмигранное в нижнем этаже и круглое наверху здание, перекрытое куполом, выдолбленным из одного гигантского каменного монолита (рис.7). Конструкция стен здания, профиля и орнаменты говорят о сирийском влиянии, но способ перекрытия одной гигантской плитой встречается только в древней варварской архитектуре дольменов, своеобразным пережитком которой, надо полагать, и является этот купол.