Резьба по камню и дереву в Дагестане

Резное дерево

Этот вид искусства Дагестана идет почти параллельно с резным камнем. Иногда этот параллелизм настолько близок, что только материал, да тонкости техники различают памятники. Элементы технического приема часто показывают нам, что некоторые мастера работают и в камне и дереве одновременно, перенося приемы с того материала, в котором работа мастера определилась и в которой его технические пошибы сложились.
Ярким примером сочетания резьбы и в камне и дереве будет каменный столб с деревянной капителью, покрытые резьбою в одном стиле и техническом пошибе. Памятник этот находится в ауле Корода Гунибского округа в доме Ачанкилау 1673 г., о котором мы уже говорили выше. Подобные примеры многочисленны и на юге и на севере, и в монументальном творчестве, и в мелких бытовых предметах Дагестана.
Отличительной особенностью в работе по дереву от работы по камню будет и то, что в дереве мы имеем по преимуществу плоскостную резьбу, в камне же легко оформляется рельеф, доходящий до высокохудожественных форм; в силу архитектоники материала в трактовке по дереву выступает острота углов, доминирует прямая линия со скосами резьбы; в камне же — округлость, мягкая волнистая линия и вертикальный срез контуров. Эти черты в резьбе по дереву и камню общетипичны, но в Дагестане они выступают весьма четко, влияя, конечно, и на детали стиля. Здесь же нужно заметить и то, что масштаб изображений зависит от архитектоники материала. Так, в камне легче выявить монументальность композиции, и она не стеснена в развертывании, так как блок и плита могут быть в любом размере в зависимости от выбора и возможностей мастера; в резьбе же по дереву он ограничивает свою работу в пределах ствола, определенного бруса и доски, связанных с архитектоникой дерева.
Резьба по дереву в Дагестане, как почти и на всем Востоке, имеет чисто орнаментальный характер; она не поднимается до самостоятельной пластики даже в монументальной трактовке.
Как и в резьбе по камню, так и в резьбе по дереву мы должны отметить две определенные разновидности: южную и северную, которые прежде всего выявляются в сюжете композиций.
Юг «Страны гор» дает богатую коллекцию сюжетов для художественных композиций. В него входят и геометрические, и растительные, и животные элементы орнаментики, переплетаясь между собою в своеобразных композициях. Как на образец этого смешения, и притом чрезвычайно живописного, можно указать на прекрасный памятник «деревянные двери дагестанского аула Кала-Корейш» (Кайтагский район). Здесь в лучшем сочетании представлены с удивительной виртуозностью все основные мотивы южной дагестанской орнаментики.
Север Дагестана преимущественно вращается в сфере геометрического орнамента, допуская иногда и растительный, да и то в геометризованных формах.
Центром памятников резьбы по дереву на юге являются Табасаранские аулы и в особенности аулы Хурюк, Ханаш и Ругуч, которые нам удалось обследовать в 1927 г. по предложению дагестанского Наркомпроса. Этот район богат исполинскими орехами, и не мудрено, что здесь развился этот вид искусства. Резьба покрывает: двери с косяками, наличники и ставни окон, продольные брусья («лежни») в кладке каменных стен, столбы (колонны) и анты верхних открытых галерей (своеобразных тенистых лоджий) и другие деревянные части домов. Чрезвычайно интересна резьба деревянных частей в мечетях названных аулов с их живописными портиками на южном фасаде (одноколонный — в Ханаше и 3-х колонный — в Ругуче), поддерживающими пышный соломенный покров двускатного перекрытия, который придает сооружению своеобразный уютный вид.

Дагестан. Табасаран, аул Ругуч. Трехколонный портик мечети

Рис. 2. Дагестан. Табасаран, аул Ругуч. Трехколонный портик мечети

Рассматривая резьбу художественного очага Табасарана, мы замечаем, что при детальном его изучении можно проследить некоторую ее эволюцию. Так, например, на памятниках более древних, восходящих ко времени XVI в., мы видим образцы высокохудожественного порядка; багажом их орнаментальных мотивов в композициях служит мягко трактованный в эластичных профилях растительный орнамент, расположенный на фоне или в рамке геометрического узора.
В памятниках XIX в. в орнаментальном ансамбле резьбы трактуются только геометрические мотивы, передаваемые часто в округлых формах (влияние старых образцов). Этот характер искусства равномерно виден и на крупных памятниках и на мелких бытовых.
Чем объясняется этот в искусстве Дагестана, проявляющийся во всех его сторонах и видах?
Дагестан с XVIII в. переживает постепенное экономическое ослабление. Жестокая экспансия русского царизма тяжелым гнетом сдавила свободу горца; потеря политической и экономической свободы привела к культурному застою племена Дагестана и к понижению их культурного роста. Народы «Страны гор» жили еще в условиях и принципах старой системы натурального хозяйства, когда российское господство подвергло их хищнической эксплуатации, подорвавшей все силы хозяйства и культуры Дагестана. Вместе с тем царизм оторвал и весь Кавказ от источника прежних культурных взаимоотношений, и Дагестан, как и другие области Кавказа, предоставленный сам себе, замкнувшись в узких рамках форм старого быта, пошел по пути культурного регресса.
Обращаясь на север Дагестана, мы встречаемся с резьбой по дереву и в глухих (ныне) местах Аварии — в аулах с древними прокопченными и богато патинированными монументальными домами с жилыми и боевыми башнями, которые некогда представляли своеобразные крепостные кварталы, где кипела жизнь и процветало искусство.
В аулах аварских (Тиди, Урода, Ратлух, Рухджа, Корода и др.) и андийских племен (Кионада, Хушдада и др.) сохранились целые ансамбли художественной резьбы в обширных помещениях древних домов. Она покрывает монументальные столбы (колонны) со своеобразными капителями, подпирающие массивные балки потолочного перекрытия; перегородки комнат, двери с косяками, ставни, наличники окон и мебель в виде больших сундуков, закромов для ссыпки зерна, муки и т.п.
В качестве образца приведем чрезвычайно интересный дом Хаджилял в ауле Тиди, а также любопытный ансамбль с деревянной резьбой в доме Ачанкилау в ауле Корода (1673 г.), являющийся большой редкостью. Орнаментальный комплекс композиций здесь чисто геометрический, что имеет связь и с резьбой по камню, но значительно выше последней в художественном отношении.
Общий характер орнаментики представляют плетения двойных, тройных или четверных тонких поясков, дающих: круги, вписанные один в другой и пересекаемые связанными между собою парными диагоналями; круги, тесно переплетенные между собою в однородную цепь; цепь крупных кругов, идущих по горизонтали и вертикали так, что каждый круг в соседние вплетается своими половинками; елочные вертикальные полосы, схемы лабиринтов, переданные в неразрывной цепи, и наконец широкое плетение плоского жгута с ромбовидными звеньями и такими же глазками. Среди покрытой резьбой деревянной обстановки жилых помещений интересными являются: табуреты, кресла, столики и другие предметы домашнего оборудования.
Достойна большого внимания резьба и на деревянном оборудовании в мечетях. В качестве образцов ценными являются: облицовки ниши михраба, пюпитры для Корана, минбары, двери и др., но часто оборудование мечетей бывает и привозное.
Часто превосходной и своеобразной резьбой бывает покрыта посуда, некоторые детали которой иногда обрабатываются в круглой пластике (носики, ручки, детали на крышке и т.п.). К орнаментированной посуде относятся: большие и малые блюда, плошки, чашки, кубки, ложки, вилки, ящички, кадушки-мерки (большие и малые), кувшины, поддонники, молочники, стенные футляры (судки) для ложек и других мелких предметов.

Дагестан. Образцы деревянной посуды с резьбой. Верхняя левая с ручкой южной работы, остальные северной

Рис. 3. Дагестан. Образцы деревянной посуды с резьбой. Верхняя левая с ручкой южной работы, остальные северной

Если в монументальной резьбе по дереву еще близка композиционно-сюжетная связь с некоторой резьбой по камню, и резкое различие будет наблюдаться особенно в технических приемах оформления и в масштабе, которые конечно сказываются и на стиле произведений, то в резьбе, которой покрыта деревянная посуда северного Дагестана, имеется своя установленная оригинальная черта и в сюжетах композиций и в трактовке их построения.
О посуде Северного Дагестана весьма обстоятельно говорит А.А. Миллер. Он поставил изучение этих памятников в связь с широкими этнологическими проблемами, указав тем на то, какой важный научный материал скрывается в бытовых памятниках материальной культуры.
Заканчивая настоящую статью, мы должны указать на то, что издание материалов быта и искусства Дагестана является одной из очередных задач изучения материальной культуры народов Кавказа. Детальному обследованию в возможно спешном порядке и возможно исчерпывающе должны быть подвергнуты горные области Дагестана. Надвигающийся новый быт и фабричные изделия, часто более удобные, практичные и дешевые, ликвидируют старый быт и его памятники — подчас единственные и драгоценные свидетельства прошлых веков; это вполне естественный ход жизни. Но прошлое мы должны знать для того, чтобы строить лучшее будущее.


Автор: А. Башкиров