Другие отрасли производства
Гончарное производство
Гончарное производство обусловлено здесь теми особенностями, в каких находится Средняя Азия. Ни фарфоровое, ни фаянсовое, ни стекольное производство здесь не могли возникнуть по недостатку технических знаний. Деревянная посуда по скудости в дереве также не могла распространиться. Поэтому туземцам оставалось обратить свое внимание на глину, в недостатке которой туранцам пожаловаться нельзя.
Наши бочки и кадки заменяются здесь глиняными корчагами, муравленными внутри; деревянная посуда как-то: чашки, миски и блюда, заменяются такими же глиняными изделиями, также муравленными внутри.
Все эти изделия стоят весьма дешево; но искусство в производстве их не ушло дальше эпохи Авраама и Моисея.
С водворением русских в Ташкенте становится ощутительной необходимость в устройстве стеклянного завода. Подвоз стекла и стеклянной посуды из внутренней России стоит крайне дорого, по хрупкости этого материала; а между тем, отсутствие стеклянного производства в нашем новом крае влияет даже на развитие целых отраслей промышленности, например, виноделия. Опыты, произведенные в течение 2-3-х последних лет, показали, что в Средней Азии могут быть выделываемы вина, не только не уступающие крымским, но даже превосходящие их. Крепость и устойчивость этих вин в жаркую пору года также испытаны. Недостаток в стеклянной посуде не мало тормозит развитие виноделия; поэтому предприниматель, устроивший на среднеазиатской почве стеклянный завод, не остался бы в убытке.
Металлическое производство
О металлическом производстве в Туркестане следует сказать, что оно не пошло дальше кузнечного ремесла. Причиной неразвитости металлического производства в Средней Азии служит: во-первых, отсутствие горных промыслов — это главное, а во-вторых, отсутствие фабрик и заводов, возникновению которых мешал недостаток горючего материала. Металлы Средняя Азия всегда получала из соседних стран, особенно из России. Из России доставлялись сюда в огромном количестве металлы в самых разнообразных видах, т. е. в первобытном виде, в деле, в монете и пр. Из медных изделий получаются из России: самовары, сплошь распространенные по всей Средней Азии, тазы, круглые подносы, кумганы (сосуды в виде кувшинов, употребляемые и как чайники, и как умывальники) и разная мелочь. Для выделки изделий на месте идет от нас только красная медь, из которой туземцы отливают тазы, чашки, кумганы и другую посуду, причем лудят ее как изнутри, так и снаружи. Выделка кумганов достигает значительной степени искусства, по фигурной работе, испещряющей их наружность. Из красной же меди туземцы отливают свои артиллерийские орудия, выделка которых достигает замечательной техники.
Из железа, чугуна и стали идет от нас в громадном количестве резное и полосовое железо, кумганы, ножи складные и перочинные, подносы, котлы, замки, фонари, терки, ножницы, шила, бритвы, иглы и пр., а также и некоторые инструменты столярные и плотничьи. Сами же туземцы выделывают из нашего железа подковы, китмени (род заступов, но только круглое лезвие прикрепляется к ручке под прямым углом), айбалты (в роде топоров, но лезвие прикреплено не по направлению оси ручки, а перпендикулярно к ней), наконец, ножи, выделка которых в Гиссаре и Каршах обращает на себя некоторое внимание.
Из старых кос наших здесь делаются кинжалы; из наших стволов — ружья. Выделкой последних известен Наманган. Но говоря вообще, ружейное производство находится в самом карикатурном виде. Массу ружей, употребляемых туземцами, составляют фалконеты — фитильные ружья, на подставках, употреблявшиеся в Европе три столетия назад. Но и фалконетами вооружены не все воины; большинство выступает в поле с одними палками и нагайками, почему войска азиатские больше похожи на скопища царя Монтесумы, чем на сколько-нибудь благоустроенные армии.
Из благородных металлов среднеазиатцы для своих изделий больше употребляют серебро, которое идет на все женские украшения (серьги, браслеты, брошки, кольца и проч.), а также на сбрую коня и вооружение всадника.
Золотые изделия в Средней Азии не в ходу. Украшения из золота здесь заменяются кораллами (доставляемыми из Индии), жемчугом, позументом, мишурой и т. п.
Из золота в Средней Азии делается монета, называемая тиллей, вес которой не только не одинаков в трех главных ханствах (Бухаре, Хиве и Коканде), но даже не одинаков в одном и том же ханстве. Курс тилли устанавливается просто по приказанию правителя. Бухарская тилля, весом в 69, 69½, 70 и 70½ гранов медицинского веса или почти золотник, нашими купцами считается равной четырем рублям серебром. Кокандская тилля весит несколько меньше и считается на наши деньги в 3 руб. 80 к. Хивинская тилля еще меньше и ценится в 3 руб. 50 к.
Здесь кстати будет упомянуть и о других монетах, употребляемых в Средней Азии, кроме золотой монеты.
Серебряная монета называется здесь теньгой. Бухарская и кокандская теньги имеют средним числом около 50 гранов медицинского веса и считаются русскими в 20 коп. сер., т. е. по пяти штук в рубле. Хивинская теньга несколько больше: в одной тилле считается 16 тенег.
Медная монета называется пул. В бухарской тенге содержится 44 пула, в кокандской 24 и 25 пул и в хивинской — 40, 42 и даже 45 пул.
Как золотая, так и серебряная монета вырабатывается ручными средствами. Тонкие кружочки монет вырубаются особого рода высечкой; затем выбивается молотком надпись на монете и делаются зазубрины на краях. Медная монета ничто иное как маленькая, четырехугольная, с закругленными углами, бляха, иногда со штемпелем с одной стороны, а иногда и просто гладкая с обеих сторон.
Седельное производство
Говоря о среднеазиатских мануфактурах, нельзя не упомянуть о седельном производстве. Собственно достоин внимания один каркас седла, который окаймляется костью, испещряется мозаичной работой, покрывается ярко-изумрудного цвета краской. Такой каркас стоит всего рубля 3-4. Самаркандские седла славятся во всем Туркестане. Среднеазиатское седло весьма удобно для всадника, но неудобно для лошади, потому что натирает ей спину.
***
Среднеазиатцы большие мастера вышивать шелком по сукну, по коже и по бумаге. Во всех больших городах целый ряд лавочек занимается вышивальщиками (но не швеями), которые посредством тамбура вышивают чепраки, скатерти (но не для столов, которых не водится, а для сундуков), подушки, туфли, одеяла (по бязи) и пр. Пестрота, сложность и правильность рисунка в этих изделиях удивительны.
Эта же пестрота и разнообразие рисунка заметным образом проявляется и в лепной, резной и малярной работе, украшающей мечети. Это единственный род украшений, дозволенный Кораном; скульптура и живопись — запрещены. Поэтому все внимание и усердие мусульманина высказалось в узорах, завитушках и других фигурах, блещущих столько же правильностью и затейливостью формы, сколько и яркостью красок.