Суконный промысел на Кавказе

Классификация и потребление сукон

Кавказские сукна представляют большое разнообразие. Наивысшими достоинствами отличаются сукна горские, как сотканные из тонкой хорошей шерсти и при том хорошими мастерами; техника суконного дела в горах стоит значительно выше, чем на низменности, где и шерсть грубее и мастерицы менее искусны.
По своим высоким качествам более всего прославились дагестанские (лезгинские); из них особенной известностью пользуются белые тавлинские из овечьей шерсти, верблюжьи и пуховые. Между пуховыми сукнами различают из верблюжьего, козьего и турьего пуха. Сукна из турьего пуха считаются наиболее прочными и редкими, так как тур еще не приручен и пух собирают лишь со шкур.
Высокие качества дагестанской шерсти и изделий из нее некоторые исследователи объясняют расположением замечательных альпийских пастбищ Дагестана близ моря, что создает условия, аналогичные с теми, при которых живет в Испании знаменитая мериносовая овца.
Хорошие сукна получаются также в Горной Осетии, где обращают на себя внимание сукна из козьего пуха, производимые специально в приходах Нарском, Закском, Тибском и Заромакском. Козий пух здесь собирают вычесыванием в течение зимы (январь-март), когда он легче всего отделяется. Пуху получается больше, если помещение теплее.
Продажа и покупка пуха совершается на вес куриного яйца; 5,5 козы (по Маркграфу), дают пух весом в одно яйцо (10 яиц = 2 фунтам). Один кусок сукна требует 7 — 8 1/2 фунтов, стоимостью 10 руб. 50 коп. (25-30 коп. одно яйцо). Для одного куска сукна (16 арш. дл., 8 верш. шир.) необходим пух 192 коз.
Цена одного аршина сукна высшего качества колеблется от 5 до 15 рублей.
В других районах суконного производства изготовляются более дешевые и ходовые сукна из сравнительно более грубой шерсти.
Чеченские сукна много содержат грубой шерсти степной овцы. Имеретинские сукна хуже сделаны, чем лезгинские и осетинские и редки, но зато отличаются чрезвычайным разнообразием окраски и даже рисунка. Благодаря своей дешевизне (от 25-30 до 60 коп. арш.) они в последнее время завоевали обширный рынок западного Закавказья. В Имеретии ткут также полушелковые и полубумажные сукна. Полушелковые — под названием «ер-шали» ткут также в Ахалцыхском и Ахалкалакском уездах, Тифлисской губ., где заслуживают также внимания синие духоборские сукна, напоминающие дешевый шевиот фабричной работы.
Сукна кавказской работы предназначены на черкески или чухи, заменяющие у туземного населения поддевку или сюртук. Размер куска сукна рассчитан таким образом, чтобы можно было из него сшить одну черкеску для взрослого мужчины, среднего роста. По этому расчету сукна осетинские и имеретинские имеют 16 арш. длины и 8 верш. ширины. В других районах куски сукна ткутся короче, но так как в основании расчета лежит та же черкеска, то они делаются шире. Из туземных сукон шьют также башлыки. В редких случаях, и то лишь в восточном Закавказье, суконные ткани идут на женские юбки и «чадри» (длинное верхнее покрывало восточной женщины), с примесью шелка идут на брюки, а очень грубые сукна и на мешки.
За последнее время кавказские шали стали употреблять на европейские костюмы, а потому в Имеретии, например, традиционную длину куска начали увеличивать, что особенно удобно стало с введением типа ткацких станков, распространенных среди кустарей Московской губ.

Техника промысла

Предварительная подготовка шерсти и пряжи для тканья суконных изделий в общих чертах была описана выше. Здесь необходимо только заметить, что при расческе отбирается отдельно длинная шерсть, которая идет на прядение основы и короткая — на уток. Особенную трудность эта операция представляет при подготовке козьего пуха: сортировка тут производится руками по волоску.
Крутка ниток в различных суконных районах бывает различна: у лезгин и кабардинцев, например, круче, чем у осетин и имеретин. Весьма различны также приемы тканья сукон в зависимости от степени культурного и промышленного развития многочисленных племен и народностей Кавказа. Ткацкий станок, несмотря на все разнообразие его конструкции в различных местах, если только тут может быть речь о конструкции, состоит из комплекта колов, брусьев и палок, значение которых можно себе уяснить только тогда, когда станок заправлен и в полном ходу.
Для примера мы опишем лезгинский станок. (Станок этот описан в труде г. Хатисова «Отчеты и исследования по кустарн. пр. в России». т. II, С.-Петерб. 1894 г., стр. 307-308.) Намотка основы производится отдельно на четырех вбитых в землю брусках (рис. 14) А, АI, АII и АIII. К одному из брусьев АI прикрепляется палка с петлями, через которые пропускаются нити основы через одну. От этого ряды основы делятся на передний и задний.

Рис. 14

После этого вынимают из земли брусья А и АI вместе с прикрепленной к нему палкой с петлями ММ и располагают их в горизонтальном виде ВВ и АА (рис. 15). Под концы этих брусьев подкладывают кирпичи или гладкие камни D, DI, DII и DIII — для того чтобы основа не касалась почвы и натягивают ее туго при помощи колов KK, FF. Палку MM с петлями подвешивают к треногу g, gI и gII.
Иногда станки представляют из себя раму, тогда они к земле не привязываются, а ставятся у стены наклонно. Основа в этом случае наматывается на лежащий на земле станок, сначала натягивается слабо, а затем сильнее, смотря по работе. Натяжение производится посредством поперечных толстых брусков так, как показано на рисунке 16.
Последний способ предпочитается при изготовлении дагестанских (лезгинских) шалей, так как для них берут обыкновенно нитки, сильно крученные, которые при вынимании колышков из земли скручиваются в петли и путают основу.
Когда основа натянута на станок, нити делят на два слоя и между ними помещают mm (рис. 15) так, чтобы сверху и снизу ее ложились нитки через одну: сверху четные, снизу нечетные; затем, к каждой нитке основы, проходящей снизу бруска mm (к нечетным) привязывают петельки, которые укрепляют на палке MM, подвешенной к треноге.

Рис. 15

Когда надо пробросить уток, брусок mm придвигают возможно ближе к тому месту, где сидит мастерица, нитки основы раздвигаются и она пробрасывает уток, намотанный на длинную тонкую палочку. На уток сверху, таким образом, приходятся четные, а снизу нечетные нитки. Затем брусок mm отодвигается возможно дальше, уток прибивается плоской дощечкой nn к предыдущему и поднимается кверху палочка MM вместе с петельками, которые поднимают нижний ряд ниточек — нечетных — выше четных и между ними опять пробрасывается уток и опять прибивается к предыдущему.

Рис. 16

В повторении этих приемов и заключается процесс изготовления шерстяной материи — шали. Петельки на палочке MM обыкновенно делают из очень тонких гладких ниток для того, чтобы они, проходя через верхний ряд четных ниток основы, легко скользили.
На таком станке опытная мастерица тонкой лезгинской шали изготовляет не более 1/2 -1/3 арш. в день.
На Северном Кавказе снятое со станка сукно моют в теплой воде с мылом и уваливают ногами; затем промывают в холодной воде и продолжают уваливание тем же способом. Там, где есть возможность, хорошие сукна промывают и уваливают в теплой серно-щелочной минеральной воде.
В Закавказье сукна не везде подвергаются уваливанию, а в Кутаисской губ. их валят и прессуют.
В альпийской Осетии, по Маркграфу, дневной заработок суконной ткачихи равняется 10, 12,5 и 28 коп., в зависимости от качества товара: дорогие сукна выгоднее делать, чем дешевые. Чистый годовой заработок на один двор исчислен в 25 руб. На плоскости заработок казачки или ногайской женщины не превышает 15 коп. в день. В Закавказском крае рабочий день ткачихи вознаграждается не дороже 15-20 коп.

Технические достоинства изделий

В лаборатории Кавказского Кустарного Комитета инженером С.А. Москалевым было произведено исследование 64 образцов сукон, собранных Кавказским Кустарным Музеем в различных частях края. Для характеристики техники и сравнительного их достоинства мы приведем некоторые весьма любопытные данные. Самыми плотными по ткани оказываются сукна дагестанские, имеющие в основе от 116 до 288 ниток, а в утке — от 30 до 84; наименьшей же плотностью отличаются сукна имеретинские, имеющие в основе от 30 до 66, а в утке от 22 до 50 ниток.
Сколько народу занято суконным промыслом и каков общий размер производства в этом промысле неизвестно. По приблизительному расчету г. Маркграфа, в Дагестане, у осетин, кабардинцев, чеченцев и кумыков заняты производством 51 тысяча рабочих, которые производят в год 272 т. кусков сукна на 2.151.000 руб. Если принять во внимание, что в Закавказье, кроме Дагестана, по самому скромному расчету суконного товара производится только в два раза больше, чем на Северном Кавказе, то общее производство его на всем Кавказе определится минимум в 5-6 миллионов рублей.