Туркменистан

Пути сообщения

Прежде всего, для Туркменистана открыты пути по Каспийскому морю при наличии таких пунктов, как — Красноводск, Чикишляр и Гасан-Кули.
Правда, фактическим портом является только Красноводск, а Чикишляр и Гасан-Кули оставляют желать много лучшего ввиду мелководий у их берегов. Мало того, значение всех этих пунктов вообще ничтожно со времени проведения Ташкент-Оренбургской железной дороги, но возрождение этого значения тесно связано с экономическим развитием Туркменистана и с возрастанием, сообразно тому, значения пролегающей по краю части Средне-Азиатской железной дороги. Дорога эта от Красноводска идет по над цепью гор, оставляя их по левую сторону железнодорожного полотна на всем протяжении до конца Больших Балханов. Здесь, пользуясь незначительностью начальных увалов Балханов Малых, железная дорога преодолевает эти увалы и переходит на другую сторону гор, которые, таким образом, в дальнейшей идут уже по правую сторону железнодорожного полотна. Идя все время вдоль гор, железная дорога пересекает вдоль, по границе с пустыней, весь Ахал-Текинский и Атекский оазисы. Лишь у станции Душак она отделяется от гор и круто поворачивается на северо-восток к гор. Ленинску (Чарджуй), пересекая по пути низовья рек Теджена и Мургаба, а также и прилегающие к ним участки пустыни. Конечной точкой железной дороги на территории Туркменистана является станция Фараб (на правом берегу Аму-Дарьи), причем линия железной дороги проходит через известный своей длиной мост (1½ версты). Общее протяжение железной дороги от Красноводска до Фараба почти 1077 верст. Дальнейшее ее протяжение относится уже к Узбекистану.
От описанной основной линии, — у станции Мерв, — вверх по Мургабу, отходит ответвление, почти в 294 версты, до Кушки. Кроме того, от правого берега Аму-Дарьи, против Керков, на север, в Узбекистан идет особая ветка, пролегающая по Туркменистану на протяжении около 50 верст. Таким образом, — в пределах Туркменистана имеется всего 1420 верст железнодорожного пути.
В качестве речного пути сообщения и транспорта может служить и служит только Аму-Дарья, с ее типичными плоскодонными пароходами и со своеобразными «каюками» и «кимэ», т. е. лодками, поднимающими 1000 и более пудов груза. Лодки эти по течению идут обыкновенно наплывом, а против течения лямкой, причем вообще очень «боятся» мелей и всякого волненья на реке.
Что касается обыкновенных дорог, то таковых вообще много и вьючных (по горам), и грунтовых, и, отчасти, шоссированных. Главное место занимают караванные пути, пересекающие страну по всем направлениям и соединяющие ее с дельтой Аму-Дарьи, с Афганистаном и с Персией. При пересечении Аму-Дарьи для таких дорог имеются постоянные каючные переправы, а при переходе государственной границы — таможни. Понятие «грунтовых» дорог, конечно, к пустыне Кара-Кума не относится: здесь следов дорог вообще не видно, ибо все заносится песком, а любая «дорога» и узлы таких дорог обуславливаются лишь точным знанием наиболее удобного места прохождения от одного колодца к другому.
Колодцы эти бывают разной глубины, а в зависимости от того имеют и разные нарицательные наименования, как например: колодцы до 2-х саженей глубины называются «урпа» от 2-х до 4-х саженей глубины — «кудук», а глубже 4-х саженей — «чинграу».
Кроме колодцев, иногда попадаются родники, есть изредка маленькие озера, «хаки», т. е. лужи среди барханов, образуемые дождем; есть застои дождевой воды в низинах русла Узбоя и т. д. Все это учитывается при движении через пустыню. Весь вопрос в том, насколько вода годна для питья.
Как бы то ни было, пустыня не является мертвой: в ней кое-как прокармливаются стада кочевников, по ней идут караваны. Главнейшие «дороги» через пустыню следующие:
От Красноводска отходит караванная дорога на Куня-Ургенч протяжением 605 верст при 18 попутных колодцах (из них пресных только 8). С 45-ой версты этой дороги отходит, идет параллельно и вновь выходит на нее на 400-ой версте другая дорога с 1-м родником и 17-ю колодцами, из коих 15 пресных. Есть дорога в тот же Куня-Ургенч от станции Бала-Ишем: 24 колодца, из коих половина с пресной, а другая половина с соленой, но годной для питья, водой. От Кизыл-Арвата идет, протяжением более 600 верст, дорога в Хиву с 2-мя родниками и 11 колодцами, из которых только один горько-соленый.
Из Мерва идет такого же характера дорога к Питняку, имея по пути 9 колодцев, а приблизительно от середины ее (колодезь Мурле) отходит дорога в Теджен. С Мургаба (местность Сарь-Язы) идет дорога к верховьям Теджена (в Персии) через 4 колодца. Такие же дороги ведут из Мервского округа в Керкинский, от полотна железной дороги — к Атреку по Полторацкому округу и т. д. Вообще дорог через пустыню или ее ответвления, от колодца к колодцу, — очень много.
Колодезь дает возможность преодолеть пустыню, позволяет кочевнику использовать ее подножные корма. Поэтому и на колодцы теперь обращено самое серьезное внимание: многие из них уже отремонтированы заново; вырыто много новых колодцев, и предполагается широко развить такую (по ремонту и рытью колодцев) работу, причем оборудование таких новых и ремонтируемых колодцев проводится применительно к требованиям современной техники.
Сеть колодцев развивается не только в пустыне или на окраинах ее, но и во всех местностях, где мало проточной питьевой воды.