Высокий Ренессанс в Венеции
Джанбеллино своими поздними работами подготовил расцвет живописи высокого венецианского Ренессанса. Из его мастерской вышли два крупнейших живописца «золотого века» венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джорджоне
Джорджо Барбарелли, по прозванию Джорджоне (1477-1510) — один из наиболее привлекательных живописцев Ренессанса. Несмотря на то, что сведения о его жизни чрезвычайно скудны, Джорджоне встает перед нами с исключительной жизненной полнотой. Ни один живописец Ренессанса не выразил себя так цельно и с такой непосредственностью, как Джорджоне: в каждой его картине заключена часть его одухотворенности, благодаря чему общение с его произведениями всегда кажется разговором с самим художником. Из более поздних мастеров западноевропейского искусства только Рембрандт производит подобное же впечатление.
Джорджоне — лирический мастер, но его лиризм не интимного характера: он развивается на той высоте, которая делает его выражением всего многообразия и всей сложности лирических переживаний, свойственных эпохе Возрождения. Поэтому его лиризм кажется таким насыщенным и глубоким, а сам Джорджоне — одним из наиболее человечных художников своего времени, богато одаренных духовными силами. Рядом с Джорджоне Леонардо, Рафаэль, даже Тициан выглядят немного рассудочными и замкнутыми. Есть в лиризме Джорджоне что-то меланхолическое, мягкое, поэтическое, сообщающее всем работам Джорджоне своеобразный музыкальный оттенок.
Выросший в мастерской Джанбеллино, Джорджоне довольно скоро отошел от сильной, но тяжелой манеры своего учителя, от его плотной живописной техники. Зрелые работы Джорджоне написаны с такой легкостью и свободой, таким прозрачным и нежным цветовым слоем, какого не было ни у одного из предшественников Джорджоне и которого редко достигал Тициан.
В молодые годы Джорджоне испытывал влияние Леонардо да Винчи, побывавшего в Венеции в 1500 г. проездом из Милана. Леонардо открыл Джорджоне секрет своей мягкой светописи, своего окутывающего предметы «сфумато», и это помогло быстрому развитию колористического дарования Джорджоне.
К ранним, но вполне самостоятельным и совершенным работам Джорджоне относится его «Мадонна Кастельфранко». Мария изображена в этой картине одинокой, на высоком троне, с тем печальным выражением лица, которое так типично для всех женских образов, созданных Джорджоне.
В более зрелых своих работах Джорджоне достигает исключительного живописного единства. Такие, например, его картины, как «Концерт», находящийся в Лувре (* см. сноску ниже), целостный кусок живописи, в котором люди и природа слились в единый гармонически цельный живописный мир.
* Сюжет этой картины спорен. Название «Концерт», которым обычно ее обозначают, чрезвычайно условно. Следует иметь в виду, что некоторые историки искусства отрицают принадлежность этой работы Джорджоне и относят ее к ранним работам Тициана.
Палитра Джорджоне необычайно богата. С помощью золотисто-оливковых, изумрудно-зеленых, синих разнообразных оттенков, красных, от темно-винных до алых, Джорджоне изображает шелка, деревья, реки, небо, покрытое облаками, и человеческие тела, залитые знойным золотом, которым насыщен всеобобщающий и гармонизирующий все цвета воздух. В таком именно знойно-золотистом колорите написана его «Юдифь», находящаяся в Эрмитаже, держащая в одной руке меч и попирающая ногами голову Олоферна (рис. 145).
К числу наиболее прославленных произведений Джорджоне относится его «Венера» (рис. 146). Джорджоне написал «Венеру» совершенно нагой, погруженной в легкий сон; меланхолическому лицу богини художник придает несколько чувственный характер. С благородным изяществом, легко и свободно написано ее длинное, совершенных пропорций тело. Среди многочисленных картин, изображающих обнаженную лежащую женскую фигуру, «Венера» Джорджоне первая и едва ли не самая музыкальная. Джорджоне не успел ее кончить. Он умер от чумы, часто заносимой в Венецию с Востока. «Венера» была закончена Тицианом, — им написана вся верхняя правая часть картины.
Тициан Вечелли
Тициан Вечелли (1477?-1576) является величайшим колористом в истории западноевропейского искусства.
Более разносторонний, чем Джорджоне, он с одинаковым совершенством писал лирические и драматические картины; из-под его могучей кисти вышли композиции на религиозные, исторические и мифологические темы. Тициан является также величайшим портретистом своего времени. Исключительная сила колорита, благородный такт, неисчерпаемая изобретательность в композиции, широкий и свободный поток никогда не слабеющего вдохновения делают Тициана титаном живописи, подчинившим своей творческой воле величайших живописцев последующих пяти столетий.
Тициан родился в Кадоре, на реке Пьяве, у подножья Фиульских Альп, в семье военного Грегорио Вечелли. Учился он, как и Джорджоне, у Джанбеллино и затем был приглашен Джорджоне, видимо, созревшим ранее Тициана, для совместной росписи амбаров в Венеции (так наз. Немецкого подворья — Фондака деи Тедески). В 1511 г., во время свирепствовавшей в Венеции чумы, погубившей Джорджоне, Тициан работал в Падуе. Сохранившиеся здесь фресковые росписи Тициана свидетельствуют о влиянии на него флорентийского мастера Джотто, создавшего в Падуанской капелле дель Арена свой знаменитый цикл. Флорентийские влияния чувствуются и в другом раннем произведении Тициана, известном под названием «Кесарево — кесарю, божие — богу». Эта картина, принадлежащая к числу редких у Тициана психологических картин, несомненно навеяна произведениями величайшего художника-психолога эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи.
Вполне самостоятельным мастером Тициан выступает в своей композиции «Венера и Медея», а затем в серии работ, выполненных около 1520 г. для Альфонса I, герцога Феррарского. Из этой серии мощным дыханием языческой античности овеяны картины «Вакханалия» и «Праздник Венеры». С чудесным, неисчерпаемым разнообразием пишет Тициан в «Празднике Венеры» бесчисленных амуров, порхающих в воздухе, едящих пригоршнями виноград, целующихся и играющих на зеленом лугу у подножья статуи Венеры, в тени величественно раскинувшихся на фоне золотистого неба деревьев.
К этому времени личная судьба Тициана уже вполне определилась. В 1516 г. Тициан получил должность первого живописца республики (Senseria), которую занимал умерший в этом году Джанбеллино. Эта должность, если и не обеспечивала Тициана материально, то во всяком случае делала его центральной фигурой венецианской школы. Быстро растущая популярность Тициана, как живописца, приносит ему многочисленные выгодные заказы. К середине 20-х гг. Тициан — самый прославленный и богатый живописец Венеции. Автопортреты Тициана рисуют его барином-патрицием с величественной и благородной осанкой. Жизнь Тициана течет широким, почти ничем не омрачаемым потоком (если не считать смерти жены, последовавшей в 1530 г.), Тициан живет в Венеции в палаццо, настолько богатом, что в нем могут останавливаться короли. Император германский Карл V, портрет которого неоднократно писал Тициан, если верить рассказу, однажды поднял оброненную художником кисть. На ропот своих приближенных, сетовавших на то, что оказывается столь большое внимание художнику буржуазной Венеции, будто бы Карл V ответил: «Вас, князей и баронов, я могу создать в любом количестве одним своим указом, Тициана создать не могу». Внешне жизнь Тициана складывается, таким образом, чрезвычайно удачно, она наполнена тем же чрезмерным обилием, какое характеризует его долгую (* см. сноску ниже), не слабевшую до самой последней минуты творческую жизнь.
* Вопрос о годе рождения Тициана не решен окончательно. Согласно собственным его показаниям, он родился в 1477 г., т. е. прожил 99 лет. Если основываться на показаниях Вазари, то Тициан умер на 94 году жизни.
К числу прославленных церковных композиций Тициана раннего периода относится картина «Вознесение Марии» (Assunta). Простая и вместе с тем искусная композиция этой двухъярусной иконы позволяет ее поставить рядом с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. Великолепно развернутое движение, концентрирующееся на замкнутом, как бы литом силуэте Марии, широкая живописная трактовка складок ее плаща, тонкий расчет в распределении масс, подчиненных скрытому единству ритма, и, наконец, характерный для Тициана золотистый и сочный колорит делают «Вознесение» одним из непревзойденных образцов монументальной композиции, получившей развитие в венецианской школе.
Несколько иной характер носит не менее знаменитая алтарная икона, написанная Тицианом в 1526 г. и известная под названием «Мадонна Пезаро», по имени заказчиков, изображенных коленопреклоненными на переднем плане композиции. «Мадонна Пезаро» — типичный образец зрелого декоративного стиля Тициана (рис. 147).
В построении этой картины есть черты, характерно отличающие принципы композиционных решений, свойственных венецианской школе, от принципов, распространенных у флорентийских и римских мастеров высокого Ренессанса. В «Мадонне Пезаро» выражены стремления художника к децентрализующим решениям. Мадонна отодвинута вправо и как бы скрыта в массе мощного столба, поддерживающего свод портика. Перспективное построение в картине имеет точку схода, вынесенную влево, за пределы обрамления. Противопоставленные, таким образом, друг другу два центра (Мадонна, как смысловой центр композиции, и точка схода, как пространственный центр) сообщают всей картине своеобразную напряженность, поддержанную пышными декоративными мотивами (столбы, знамя Борджиа, облака с амурами и пр.), введенными в композицию.
Об исключительном композиционном даре Тициана может свидетельствовать написанная им картина «Положение во гроб» (рис. 148). По простоте, с какой Тициан расставляет в этой картине фигуры, по ясности, с какой он их связывает, по широте, с какой намечает основные живописные массы, — это одна из лучших композиций западноевропейской живописи. Нельзя представить себе ничего более простого и более совершенного.
Одним из самых крупных по размерам произведений Тициана является его композиция «Введение во храм». Религиозное содержание этой картины скрыто в том грандиозном архитектурно-пейзажном ансамбле, который, как это уже делали Карпаччо и Беллини, раскрывает перед зрителем празднично-богатую жизнь Венеции. В этой широко написанной композиции, долженствующей изображать евангельскую тему, перед зрителем развертывается венецианская улица, шумная и ликующая, залитая золотом солнца, блистающая мрамором и гранитом и наполненная пестрой толпой.
В середине своей творческой жизни, в особенности после поездки 1545 г. в Рим, Тициан все чаще разрабатывает сюжеты, заимствованные из античности. В это именно время возникают наиболее прославленные картины Тициана: серия его лежащих «Венер», «Данаи» и др. Под непосредственным воздействием Джорджоне написана «Венера» Уффици (рис. 149), в которой хотят видеть портрет герцогини Элеоноры Урбинской.
По сравнению с хрупкой спящей «Венерой» Джорджоне, «Венера» Тициана кажется земной и, может быть, немного обыденной. Но во всем ее пышном облике столько величия, в ритме линий, облекающих ее тело, столько открытого и строгого благородства, а ее лицо так целомудренно-ясно, что «Венера» Тициана, несмотря на эту обыденность, является едва ли не лучшим воплощением античной идеи очеловеченного божества. Как бы в сознании своей божественности, «Венера» Тициана раскрывает свою наготу с тем же спокойным величием, с каким Афродита должна была выходить из морской пены.
К той же зрелой поре творчества Тициана относится большинство его всегда благородных и широко написанных портретов (рис. 150).
Среди них наиболее известны: относящийся к раннему периоду, смело и величественно скомпонованный портрет «Молодого человека с перчаткой», великолепный парадный портрет Карла V в доспехах, на вороном коне, открывающий традицию для подобного рода репрезентативных портретов, его же портрет в черном платье, портрет Федериго Гонзаго, Пьетро Аретино, журналиста, близкого соратника Тициана, много способствовавшего распространению его славы (* см. сноску ниже), наконец, прекрасный по силе характеристики и исключительному благородству живописи портрет «Неизвестного с золотой цепью».
* Одно время художественная диктатура в Венеции принадлежала триумвирату, в который входили Тициан, Сансовино и Пьетро Аретино.
Совершенно особый характер приобретает творчество Тициана к концу его жизни. Меняются тематика, содержание и техника его картин. Языческая жизнерадостность и какая-то особая предельно-гармоничная полнота восприятия жизни сменяются драматическими переживаниями; образы античной мифологии уступают место религиозным темам, чаще всего мученического характера; золотистый светлый колорит и легкая, покоящаяся на лессировках техника постепенно переходят к мощным, звучащим, как шум бури, контрастам и открытой, энергичной, смущавшей современников своим буйным размахом живописной манере.
К числу наиболее характерных для этого позднего периода работ Тициана относится его патетическое «Бичевание Иисуса», мерцающее пятнами света, рассекающими мрак подземелья, из которого как бы слышатся удары палок и выкрики палачей. Не менее значительна композиция, изображающая св. Лаврентия, которого привязывают к железной жаровне, чтобы заживо изжарить на пылающих угольях. Наконец, прекрасным образцом поздней манеры Тициана могут служить работы последнего года его жизни: «Пьета» Венецианской академии — картина, в которой изображена как бы выбегающая на зрителя с криком отчаяния и обезумевшая от горя Мария Магдалина, и находящийся в Эрмитаже св. Себастьян (рис. 151).
По силе живописи св. Себастьян — одно из наиболее поражающих произведений позднего Тициана. С какой-то титанической энергией лепит Тициан тело Себастьяна, достигая такой плотности и вещественности в передаче этого тела, какой не достигали ни Веласкес, ни Рубенс. При этом Тициан работает открытой и широкой фактурой при очень ограниченной палитре (св. Себастьян написан почти исключительно охрами и сажей). Ученики Тициана свидетельствуют, что в этот период мастер писал больше пальцами, чем кистями. Такая энергия и столь могучая творческая сила тем более поражают, что Тициану в это время было 99 лет. К поздним портретам Тициана относится портрет папы Павла III, написанный, как и все поздние работы Тициана, широко и с той психологической остротой, которая свидетельствует о напряженной впечатлительности позднего Тициана.
Умер Тициан от чумы, заразившись ею от сына, за которым он ухаживал, и похоронен в Венеции, в церкви Фрари, для которой им была исполнена «Мадонна Пезаро».
В той же мастерской Джамбеллино, из которой вышли Джорджоне и Тициан, учились Пальма старший и Себастьяно дель Пиомбо, позже целиком примкнувший к традициям Микельанджело. Наряду с Лоренцо Лотто, Пальма и Себастьяно дель Пиомбо являются крупными живописцами начала XVI в.; причем первые два целиком принадлежат венецианской школе. Но их творчество теряется в лучах гения Тициана, несмотря на то, что каждый из них, в особенности же Лоренцо Лотто, создал ряд оригинальных и совершенных произведений.