Афганцы

Население Афганистана, его образ жизни

Ознакомившись с наружным устройством Афганистана и его произведениями, перейдем к населению этой страны и его образу жизни. Но предварительно оглянемся несколько назад и посмотрим, какова была эта страна раньше и откуда в ней взялись ее нынешние обитатели.

История заселения территории Афганистана

Три слишком тысячи лет назад восточный Иран, то есть нынешний Афганистан с прилегающим к нему на юге Белуджистаном, был страной густо населенной, отлично обработанной и богатой. Там находилось могущественное царство Бактрийское, населенное трудолюбивым и развитым племенем иранцев. За тысячу лет до Рождества Христова страна эта стала последовательно подпадать под чужеземную власть: ассирийцев, персов, греков, индусов. Все эти завоеватели были более-менее образованными народами, поэтому население восточного Ирана только уплачивало дань своим властителям. Но через некоторое время в пределы восточного Ирана вторглись полудикие турецкие племена и четыре столетия грабили и всячески опустошали эту страну. Наконец иранцы изгнали этих пришельцев, и страна их мало-помалу снова оправилась. Но триста лет спустя Иран опять был опустошен вторгнувшимися в него арабами, которые, подавив распространявшееся там христианство, силой заставили иранцев принять магометанскую веру и на полтораста лет подчинили этот народ своей власти. Изгнав арабов, иранцы подпали под владычество турок, свирепость которых долгое время опустошала страну. Едва Иран успел освободиться от турок, как весь был залит кровью новым нашествием дикой орды. На этот раз страшная гроза пришла из северо-восточной Азии, из Монголии, один из мелких правителей которой — Темучин, прозванный Чингис-ханом, соединив под своей властью монголов и соседних татар, с шестьюстами тысяч всадников, не считая вспомогательных войск, двинулся на завоевание разных стран. Эта огромная дикая орда, разделившись на четыре части, из конца в конец прошла Азию и восточную Европу. Все государства этих стран, в том числе и Россия, пали под ударами этой всесокрушающей орды, всякое сопротивление было сломлено, а все сопротивляющиеся перебиты или отведены в рабство. Такой участи вместе с другими странами подвергся и восточный Иран. Страна была в конец разорена и ограблена, густое население ее страшно поредело. После зверского истребления бесчисленного множества людей, монголы на полтораста лет подчинили Иран своей власти, наполнив это время междоусобиями и опустошением завоеванной страны. Не успел Иран оправиться от вторжения монголов, как на него опять налетела ужасная гроза, в виде огромной орды турецкого племени, под предводительством дикого вождя своего Тамерлана, повторившего все ужасы избиения людей и опустошения стран, учиненные прежде Чингис-ханом. Весь Иран снова напоен был кровью, города и села его выжжены и срыты до основания. Зверски жестокий завоеватель в нескольких местах Ирана воздвиг себе чудовищные памятники — огромные пирамиды из человеческих голов, на одну из которых пошло до 70-ти тысяч черепов. Через 20 лет один путешественник, посетивший эту злосчастную страну, видел там крепостные стены и башни из человеческих черепов и проезжал через обширные города, не имевшие ни одного жителя, и через целые области, в которых не было следов человеческого жилища. После этого восточный Иран окончательно запустел, одичал, обезлюдел, лишился почти всего древнего своего населения, место которого кое-где заняли остатки монгольских и турецких орд. Столь частые жестокие опустошения Афганистана и совершавшиеся там многочисленные преступления, обагрявшие эту несчастную страну потоками человеческой крови, породили среди туземного населения сказание, будто в стране их, на месте нынешнего города Кабула, упал низверженный с неба дьявол, отчего на страну эту и обрушилось столько ужасных бедствий.
Афганский народ, давший свое имя северо-восточному Ирану, известен был еще до Рождества Христова. О нем упоминают древнейшие писатели, как о диком и воинственном народе, обитавшем в то время на Соломоновых горах и занимавшемся скотоводством и грабежом ближайших к его первоначальной родине мест. Когда долговременными истребительными войнами вторгавшихся туда разноплеменных полчищ население восточного Ирана было почти совсем истреблено; в это время на расчистившееся место в опустевшей стране спустились с гор и повыходили из ущелий афганцы. Мало-помалу они овладели всей страной, смешавшись с остатками ее древнего населения и частицами позднейших пришельцев завоевателей, которые постепенно обафганились.

Происхождение афганцев, их внешний вид

Собственно афганцы составляют племя неизвестного происхождения. Некоторые ученые считают их потомками 10-ти колен еврейских, переселенных царями персидскими в восточный угол Ирана. Сами афганцы, хотя очень не любят евреев, но твердо верят своему еврейскому происхождению и считают своим предком царя Саула. На родство афганцев с евреями наводят резкие, гортанные, подобные еврейским, звуки их языка и большие, сильно изогнутые носы, отличающие их от всех жителей Азии. Во всяком случае афганцы составляют смешанную народность, и очень может быть, что в состав ее вошли и потомки некогда сосланных туда евреев. Наиболее близко подходит к евреям афганское племя афридиев, у которых совершенно еврейские черты лица; они носят даже пейсы и наружностью вообще очень походят на евреев востока: с высокими лбами, орлиными носами, толстыми губами и густыми бородами.
Спустившись с гор, афганцы мало-помалу распространили свои владения и начали делать набеги на соседние земли. Сначала они были язычниками, но потом приняли магометанскую веру, суннитского толка, как турки. Часть их перешла к оседлой жизни, занялась земледелием, а часть по-прежнему продолжает вести пастушеский кочевой образ жизни. Лет полтораста назад они образовали одно афганское царство, которое под управлением первых трех своих государей достигло значительного могущества и раздвинуло свои владения во все стороны. Но в самом начале нынешнего столетия от внутренних раздоров эта азиатская держава разложилась на несколько мелких слабых владений, истощавших свои силы в борьбе между собою. Наконец, после продолжительной борьбы, потомки прежних владетелей Афганистана, при помощи англичан, снова заняли престол, соединив всю страну в одно более-менее крепкое целое.
Хотя афганский народ распадается на различные племена, которые значительно разнятся между собой наружным видом, нравами и обычаями; но в общем афганцы отличаются крепким телосложением, сильны, стройны, мужественны, выносливы, неутомимы в ходьбе. Головы их по форме продолговаты; на лице сильно выдаются скулы, толстая нижняя губа, большой, сильно изогнутый нос и густые брови. Волосы на голове и бороде у них жесткие, почти всегда черные как смоль. Афганцы не бреют, как это делают турки, волос на голове и часто совсем их не стригут. Подобно персам, они красят ногти и бороды огненно-красной краской; но борода у них окрашивается слегка, иногда только несколько волосков из всей бороды, но во всю их длину. Эти окрашенные волосы резко выделяются среди природных черных, что считается большим щегольством. Население западного Афганистана имеет цвет кожи оливковый, а восточного — коричневый, переходящий в черный. Гордый, смелый и решительный на вид, афганец великодушен и гостеприимен: «тот не афганец, кто не откроет своих дверей для путника», говорит их пословица. Но вместе с тем они лукавы, скрытны, мстительны, крайне грубы, не отесаны и очень склонны к грабежу. Это дико-воинственные, природные воины: у них пастухи ходят с ружьями за спиной, земледелец идет за плугом и держит при себе меч, купец ходит с целым оружейным складом за поясом. Афганец весь увешан оружием и даже ложится спать с большей частью этого оружия. К европейцам они относятся очень недоверчиво и не любят пускать их в свою страну, подозревая в посягательстве на их свободу. Беспрестанно враждуя между собой, они в то же время стойко борются за свою независимость и готовы всегда дать сильный отпор чужеземному вторжению, что несколько раз изведали уже англичане.

Одежда, жилища, жизненный уклад

Одежда афганцев состоит из грубой бумажной рубахи домашнего изготовления, широких штанов синего цвета и полотняных плащей с бесчисленными складками. На голове носят обыкновенно чалмы. Женщины у них ходят закутанные в длинные белые «чадры», мешкообразные покрывала, совсем похожие на саваны, которые наглухо закрывают их с головы до ног. Чадры там делаются совершенно глухие, то есть не распашные, как у турок, а сплошь сшитые мешком, с маленьким окошечком для глаз. Причем и это оконце обыкновенно заткано черной или белой волосяной сеткой. Но женщины у афганцев далеко не рабыни, они пользуются там большим почетом и ведут хозяйство очень умело и бережливо. Хотя магометанский закон дает право мужчинам иметь по нескольку жен, но правом этим редко кто пользуется из афганцев, за небольшими исключениями они довольствуются одной женой.
Дома афганцев обыкновенно куполообразной формы, поэтому селения их выглядывают из древесной растительности, точно улья в огромной пасеке. В самой середине купола устроено отверстие для прохождения дыма. Такая форма их жилищ напоминает собой войлочные юрты кочевых народов, только эти юрты построены из камня и глины. Сразу видно, что обитатели их не слишком давно перешли от кочевой к оседлой жизни и сделали свои юрты постоянными жилищами. Так как очень значительная часть населения Афганистана до сих пор ведет кочевой образ жизни, то в некоторых его округах поселения состоят из множества шатров, которые, смотря по времени года, перемещаются с одного на другое место. Селения оседлых афганцев имеют обыкновенно такой вид: на более-менее значительном пространстве возвышается четырехугольник, стены которого, сделанные из битой глины, имеют около двух сажен в вышину и приблизительно два аршина толщины. На четырех углах помещаются башни, с узкими окнами, наподобие бойниц на крепостных стенах; в середине одной из стен находятся широкие ворота. Внутри этой ограды по сторонам устроены жилые помещения — грубо сделанные, довольно грязные, глинобитные избушки, с куполообразными, а иногда и плоскими крышами. У противоположной жилищам стены устроены помещения для домашних животных — лошадей, верблюдов, рогатого скота. На крышах этих помещений складываются обыкновенно запасы клевера, соломы, не обмолоченного хлеба. Чаще всего селения стоят на берегу реки или ручья, не редко по обеим сторонам их. Так устраиваются селения для безопасности от нападений, очень частых даже и теперь, так как внутренние раздоры, соперничество между племенами и обычай кровавой мести не прекращаются в этой стране даже и в настоящее время.
Почти каждое афганское селение имеет школьного учителя, обязанности которого часто соединяются со званием муллы — духовного лица. Ребенка уже с четырех лет начинают учить азбуке, затем постепенно объясняют ему священную книгу магометан — Коран, далее учат грамматике, счету и письму. Книги афганцев написаны на персидском языке, и самый разговорный язык их близок к языку персидскому и отчасти индусскому, но он крайне неблагозвучен: жесткий, гортанный, наподобие еврейского, «язык ада», как будто сказал о нем Магомет. Афганцы большие любители пения и музыки; у них существует не мало различных песен, сказок, различных пословиц. Народный танец их исполняется обыкновенно под звуки флейт и бубна двумя или несколькими мужчинами, у каждого из которых обнаженная сабля в руках. Движения танцоров очень быстры, ловки и резки. Строго придерживаясь магометанского закона, афганцы не пьют никакого вина, но зато питают большое пристрастие к табаку, курение которого сильно распространено как между мужчинами, так и между женщинами. Курят обыкновенно из маленьких глиняных трубок или из кальяна, который у них называется «чилим». Кальян афганский самого несложного устройства: выдолбленная тыква для воды, простая глиняная горелка и камышовый чубук в два-три фута длиной.

Города

Афганистан имеет очень мало городов. Города его большей частью состоят из множества поселков; сходство с городом придает им лишь вид зубчатых укреплений и более-менее значительные мечети. Для постройки города, афганцы обыкновенно выбирают берега реки или покатость холма, защищенную от холодных ветров. Из городов у них относительно наибольшее значение имеют: Кабул, столица Афганистана, с 60-ю тысячами жителей, очень древний город, «самый древний из всех городов в свете», как думает его население: лежит среди плодоносных равнин, на пути в Индию, оттого служит средоточием меновой торговли. Изборожден весь каменными стенами, которые идут по всем направлениям и делят его на множество частей, наподобие сотовых ячеек; лучшие части его — базар и прилегающие к нему торговые улицы, где живут и работают ремесленники-плотники, кузнецы, седельники. Близ Кабула, на холме, стоит сильная крепость, господствующая над городом Герат, «дверь Индии», один из наиболее древних городов на земле, торговый и промышленный, со ста тысячами жителей, с сильнейшей крепостью в Азии; за плодородие окружающих его равнин и богатство промышленных его произведений, получил в древности название «жемчужины» и «города ста тысяч садов». Лет семьсот назад он имел миллионное население, но за сопротивление монголам в 13-м столетии Чингис-хан умертвил полтора миллиона его жителей. Герат 50 раз был разрушаем и 50 раз восставал из груды развалин. Древние памятники прежнего величия Герата — дворцы, базары, мосты — большей частью лежат ныне в развалинах. Кандагар, красивый, торговый и промышленный город, лежит среди прекрасной долины, на проезжей дороге, по которой следуют торговые караваны, и господствует над горным проходом в Индию, поэтому и называется «ключом Индии». В Афганистане повсюду встречаются развалины древнейших многочисленных городов, на месте которых теперь существуют лишь деревни. Там один поток народный сменялся другим и совершенно стирал с лица земли все, созданное его предшественниками и даже самое воспоминание о прошедшем этой страны, все предания ее прежнего населения. Хотя господствующее население Афганистана составляют афганцы, но они совсем не живут в тамошних городах; так что можно побывать в афганских городах и не видеть афганцев, за исключением разве солдат и некоторых торговцев. Население афганских городов и окрестных с ними селений составляют большей частью таджики, не имеющие ничего общего с афганцами ни в языке, ни в обычаях.

Улица Кандагара. Нач. XX в.

Улица Кандагара. Нач. XX в.

Афганские племена

Нынешний Афганистан населен весьма не густо, все население его простирается до пяти миллионов, что для такой большой страны слишком мало. Но и это немногочисленное население представляет необыкновенную смесь разных народов, которые в течение многих веков перемещались и вторгались из чужих земель. Даже господствующая там афганская народность очень смешанного происхождения и разбивается на множество племен, у каждого из которых свои обычаи и нравы. Племена подразделяются на колена (кланы, подкланы), колена управляются ханами, собрания которых решают все важные дела. По приблизительному исчислению число афганских племен простирается до 40-а, а число колен около четырехсот. Отношение многих племен к правительству Афганистана выражается только в платеже дани и военной помощи. Край беспрерывно страдает от соперничества племен, которые тянут в разные стороны, и от частых кровавых столкновений не только между племенами, но даже между различными коленами одного и того же племени. Среди этого полудикого народа до сих пор царит обычай родовой мести, и некоторые племена по настоящее время ведут между собой войны из-за возмездия за случившееся когда-то частное насилие или убийство. Для ведения войны или в случае грозящей опасности отдельные колена заключают между собой временные союзы и все безусловно подчиняются одному человеку вплоть до миновения опасности. Некоторые пограничные с Индией афганские племена считаются даже под властью англичан; но эта власть продолжается лишь до тех пор, пока среди этих племен стоят английские солдаты, с уходом которых афганцы тотчас перестают признавать над собой чужеземное владычество.
Особенное значение между племенами афганскими имеют Дурани и Гильзаи, которые вместе взятые составляют больше половины всего афганского народа. Дурани — господствующее племя, так как к нему принадлежат ныне царствующий там род; оно занимает большую часть южного Афганистана. Среди этого племени очень много скотоводов-кочевников, имеющих по два кочевья: зимняя стоянка их на равнинах, а летняя на горах, где они устраивают свои палатки среди цветущих пастбищ возвышенных долин.
Гильзаи, бывшие прежде самым могущественным племенем, ведут тоже жизнь кочевую, блуждая со своими стадами по пастбищам гор и долин. Племя это отличается чрезвычайно правильными чертами лица, благородной осанкой и гостеприимством: в каждой их общине существует особое лицо, на котором лежит обязанность принимать всех путников и удовлетворять их нужды.
Ицзуфзаи, населяющие северо-западные афганские долины, занимаются земледелием, и все поля их прекрасно орошены и возделаны. Сваты, живущие в долинах густонаселенными деревнями, отличаются странными обычаями, в числе которых у них существует обычай хоронить покойников в залежах, пущенных под пар. Когда приходит пора пахать эти залежи, земледелец обращается к погребенным там покойникам с возгласом: «Вставайте! Плуг приближается!» затем пашет землю и засевает ее.
Логани, занимающиеся почти исключительно торговлей, которую они ведут огромными караванами, под охраной десятков тысяч вооруженных людей. Каждый год они переходят чрез Соломоновы горы и располагаются лагерем в пределах Индии. Женщины и дети остаются в лагере, а мужчины расходятся по стране и меняют различные афганские произведения на доставляемые туда европейские товары, главным образом оружие, порох, различные ткани.
Из горных племен более известны: Афридии, Чинвари, Вазири, очень красивы, высокого роста, храбры и воинственны, но вероломны и жестоки, хитры и корыстолюбивы. Они ведут жизнь кочевую, но не любят работать, предпочитая жить трудами других. У них все работы возложены на женщин, а мужчины устраивают засады в горах, на границе Индии, и грабят проходящих путников. Они владеют самыми удобными проходами и за безопасный пропуск торговых караванов не только собирают дань с купцов, но получают особую плату от афганского правительства.
Из живущих в Афганистане народов не афганского племени самые многочисленные Таджики, рассеянные группами по всей стране. Они отличаются кроткими и миролюбивыми нравами и происходят от древних иранцев, сильно смешавшихся с различными позднейшими пришельцами. Таджики занимаются разными ремеслами, в их руках почти вся промышленность и торговля страны. Многие из них добывают средства к существованию и земледелием, но земли своей у них нет, и они находятся в порабощении у афганцев.