Третья, заключительная часть фотоотчёта с выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля», в которой выборочно рассмотрим ткани, вышивки и кружева.
Ткани и вышивки церковных облачений
Богатый материал для изучения старинных драгоценных тканей и вышивок дают нам церковные облачения. В русской церковной традиции одежды священников, шитые из привозных дорогих тканей и украшенные золотым шитьем (а иногда и драгоценными камнями), одевались на праздничные богослужения. Это соответствовало торжественности православного церковного обряда. Ткани для таких одежд чаще всего различных оттенков красного цвета, который олицетворял народные представления о красивом: богослужение, пусть даже самое скромное, должно было отличаться красотой.
Терминология
Фелонь — верхнее одеяние православного священника без рукавов.
Стихарь — длинное верхнее богослужебное облачение дьякона в виде рубахи с широкими рукавами.
Оплечье — верхняя часть одежды духовенства обычно украшенная дробницами, жемчугом, камнями, орнаментальными узорами, а иногда вышитыми композициями.
Фелонь (турецкий бархат)
Шелк, металлические нити, серебро, бархат разрезной с участками без ворса, золоченые нити, перламутр; лицевое шитье. Ткань: Османская империя. Оплечье: Россия. Первая половина XVII в.
На оплечье шитые изображения Богоматери с младенцем на руках в окружении святителей православной церкви — святого Григория, святого Иоанна, святого Василия.
Фелонь (турецкий шелк)
Шелк, парча, лен. Россия. 1772 г.
Фелонь сшита из османской ткани, рисунок которой повторяет известную схему из заостренных овалов. Композиция строится на чередовании заостренных форм и гирлянд с растительными мотивами вокруг них. Цветовое решение фелони отличается от привычных для этих тканей красно-малиновых оттенков. Основным цветом фона выступает зеленый. Стебли и листья растительных побегов выделены золотными нитями. Оплечье русской работы представляет собой шитую металлическими нитями орнаментальную композицию из медальонов с островерхим завершением.
Стихарь (турецкий бархат)
Османская империя. XVII в. Бархат, шелк, аксамит; вышивка металлической нитью, жемчугом, бляшками.
Стихарь с оплечьем русской работы сшит из темно-малинового османского бархата. Рисунок бархата в виде сетки из заостренных овалов представляет собой одну из самых распространенных схем узора, встречающуюся не только в турецком ткачестве. В Османской империи драгоценные ткани с такой композицией были невероятно популярны. При дворе из них шили парадные одежды. Это один из возможных вариантов узора популярной схемы. В данном случае главный акцент в рисунке ткани создается плоскостным изображением гвоздики, располагающейся внутри овала. На Руси такой узор носил название «кубы с репьи».
Фелонь (персидский бархат)
Шелк, металлическая нить, галун; бархат разрезной, с участками без ворса (voided); шитье вприкреп шелковой и металлической нитью. Стан: Иран. Вторая половина XVI в. Оплечье: Россия. Конец XVI — XVII в.
Изображение на бархате — иллюстрация одного из эпизодов поэмы Низами «Меджнун и Лейла» (Меджнун, больной от любви к Лейле, находится в пустыне, среди диких животных).
Фелонь (персидский бархат)
Бархат разрезной (шелк, хлопок, металлическая нить) с участками без ворса (voided), холст, атлас (шелк, металлическая нить), тафта, шелковая, хлопчатобумажная и металлическая нити, канитель, металлические блестки, жемчуг, серебро, изумруды, рубины, шпинель, бериллы, горный хрусталь, стекло; вышивка, низание. Стан: Иран. Первая половина XVII в. Оплечье: Россия. Середина XVII в. Подольник: Турция. Первая половина — середина XVII в.
Ткань стана — иранского происхождения; на охристо-желтом фоне популярная композиция из сетки заостренных овалов, украшенных средними и мелкими растительными мотивами, трактованными почти натуралистически. Заслуживает особого внимания оплечье. Его декоративно-орнаментальное шитье выполнено по черному разрезному бархату. В основе шитой композиции — стилизованный растительный орнамент с мотивами цветов и ягод, разработанный золоченой и серебряной канителью, прикрепленной по настилу. Контуры подчеркнуты жемчугом, низаным в одну прядь и уложенным по настилу. Детали рисунка обведены жгутом, свитым из пряденых серебряных нитей. Вышивка дополнена блестками, закрепленными с помощью канители, местами украшена оправленными в касты и сверлеными драгоценными и полудрагоценными камнями.
Фелонь (китайский шелк)
Шелк, цветной шелк, золотые нити, суровое полотно; вышивка. Шелк, вышивка: Китай. Последняя четверть XVI — начало XVII в. Сшита: Россия. Конец XVII — начало XVIII в. Галун: Россия. Конец XVIII в.
Фелонь сшита из трех полотнищ темно-синего, двух оттенков, китайского атласного шелка конца XVI — начала XVII века. На каждом полотнище разноцветным шелком с золотыми нитями вышито по большому дракону. Драконы, играющие жемчужиной в облаках, — традиционные китайские мотивы, связанные с символикой китайского императора. Подобный выбор ткани совершенно не характерен для одеяния православного священника. Ткани с вышитыми драконами вообще были большой редкостью в обиходе за пределами Китая, т.к. золотые драконы в Поднебесной служили символом императора и распространение тканей с таким декором строго регламентировалось: они могли попасть в Европу только как дары правителя.
Стихарь (русская набивная ткань)
Шелк, набойка, холст. Санкт-Петербург. Вторая половина XVIII в.
Не все храмы могли позволить себе заказывать роскошные церковные облачения. В маленьких церквях, существовавших на скромные пожертвования прихожан, парадные священнические облачения часто шили из отечественных набивных тканей. Способ украшения тканей набивкой узора при помощи резных досок, или «манер», был известен на Руси с давних времен, судя по источникам — еще с X века. В XVII-XVIII веках набивные ткани благодаря их красочности и относительной дешевизне использовались очень широко среди разных слоев населения России, от простых крестьян и ремесленников до зажиточных горожан.
Епитрахиль (золотое шитье)
Бархат с золотым шитьем. Бархат, шелковые, х/б, металлические нити, жемчуг, металлические блестки, миткаль; вышивка. Россия. 2-ая половина XIX в.
Терминология
Епитрахиль — часть облачения священника, длинная полоса ткани, возлагаемая на оба плеча и скрепленная спереди. Символически она означает особую благодать Святого Духа, а также то, как Христос на своих плечах нес крест на страдание.
Представленную на выставке епитрахиль украшает очень эффектная вышивка в виде виноградной лозы, традиционного христианского символизма, с прекрасно прорисованными разрезными листьями и объемными ягодами.
Конский убор
Традиционные восточные ткани и искусные вышивки, украшающие конский убор.
Турецкое седло
Дерево, кожа, береста, бархат, цветные стекла, поделочные камни, серебро; резьба, чеканка, вышивка серебряной нитью, позолота, чернение. Турция. Османский период. XVIII в.
Большие и малые крылья седла покрыты шитыми серебряной нитью изображениями тюльпанов, гвоздик и других растений. Подобные орнаментальные мотивы свойственны турецкому искусству конца XVI — начала XVII века.
Седельно-сбруйный комплект
Дерево, кожа, бархат, медный сплав, железо, галун, металлические нити, бисер; резьба, литье, чеканка, инкрустация, вышивка. Аравийский п-ов (?). Середина XVIII в.
Внимания заслуживает вышивка на зеленом шелковом бархате, покрывающем кожаную основу седла. Вышивка выполнена золочеными металлическими нитями, блестками и выпуклыми бляшками.
Чепрак
Из комплекта парадного убранства. Бархат, металлическая нить; ткачество, вышивка. Османская империя. XVII в.
Терминология
Чепрак — кожаная или сшитая из плотной ткани подкладка под седло.
Попона
Попона. Хлопчатобумажная кустарная ткань (карбос), полушелк (адрас), нити шелковые; вышивка, плетение. Шахрисабз, Бухарский эмират. Конец XIX в.
Европейские ткани
Терминология
Далматика — узкая длинная расшитая риза с широкими рукавами, надеваемая поверх туники, элемент литургического облачения католических дьяконов и иподьяконов.
Кружево (Западная Европа)
И в заключение, немного кружева: знаменитые венецианские, алансонские кружева и кружево Шантильи.