Специфические условия жизни и быта бурят еще в древности определили основные черты искусства, направленного на украшение жилища, одежды, оружия, конской упряжи и различных предметов домашнего обихода.
От поколения к поколению передавался опыт обработки шерсти и кожи, дерева и металла. Изготовляя жизненно необходимые вещи, народные умельцы хорошо понимали свойства различных материалов, умело показывали их декоративные качества. В узорах своеобразное воплощение получили воззрения народа, его отношение к окружающей действительности, своеобразный строй мыслей и чувств.
О ранней стадии декоративного творчества можно судить по немногим вещественным памятникам, а также по некоторым народным преданиям и легендам.
Материалы, почерпнутые из произведений фольклора, ярко свидетельствуют о большом значении, которое придавалось с глубокой древности внешнему виду героев, их облачению и доспехам, оформлению быта, в частности конской упряжи. Все важное по содержанию должно было быть красивым по форме, иметь дорогую оправу, радовать глаз.
Первоначально искусство было тесно связано с шаманскими воззрениями. Люди не просто охотились, а колдовали, для чего надевали свои лучшие одежды, считая, что идут «не бить зверей, а гостить у них и просить, чтобы они сами подбежали к охотникам». При этом ведущая роль принадлежала шаманам.
В ритуальных гимнах упоминаются шаманский боевой плащ — оргой и шаманская корона. К плащу привешивали кисти из звериных шкур и железные побрякушки. Корона представляла собой обруч с крестообразным перекрытием и двумя пластинками в виде рогов наверху; от нее также спускались различные подвески.
Все эти подвески, как и змееподобные жгуты, имели символическое значение: своим шумом и вихреобразным движением во время камлания шаманов они должны были отпугивать злых духов.
Интересно отметить, что упоминаемые в народных преданиях и легендах предметы воинского и охотничьего снаряжения сохранились до наших дней как важнейшие атрибуты свадебного обряда у западных бурят.
Свадьбы у отдельных бурятских племен долгое время имитировали побоища с похищением невесты. Поезд невесты участники сопровождали верхом на лошадях и при полном вооружении; пиршество заканчивалось состязаниями в борьбе, стрельбе из лука, скачками, плясками и рядом церемоний, в которых действия носили печать первобытной магии и каждая деталь была исполнена глубокого смысла.
В частности, стрелохранилища играли важную роль в свадебном обряде. Футляр для хранения стрел состоит из деревянного остова, обтянутого кожей, и матерчатой крышки пятиугольной формы, к нижнему краю которой пришита бахрома из кожаных ремней.
Орнаментация крышки носила магический характер. Парные завитки, так называемые бараньи рога, заключены в треугольники, полученные диагональным делением рамки, повторяющей форму крышки. В этой схеме содержится заклинание, задерживающее зверя и тем самым обеспечивающее удачу в промысле. Завитки узора в разных образцах имеют свои особенности: закручены то плавно, то круто, иногда с ответвлениями, с шишечкой посередине и т. п., но композиция в целом очень устойчива. Также постоянен колорит: на красное сукно наложен черный ленточный узор, окантованный светлым шнуром. На сторонах пятиугольника и его диагоналях укреплены металлические бляшки.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, при этом перед оставался открытым; юбка сзади имела разрез, удобный для верховой езды. Черное сукно по краям подола и вырезов для рук отделано аппликацией, чаще всего красного цвета. Кожаный ремень на поясе сплошь покрыт металлическими пластинками, по низу к нему подвешены ромбовидной формы бляхи с усеченными концами. Такие же бляхи украшают бортики. По своим очертаниям они напоминают подвески шаманского костюма, и их появление на свадебной одежде не является случайным.
Тот же принцип украшения характерен и для подушек — дэрэ с тремя посеребренными дисками в центре лицевой стороны, а также для налучников и конской сбруи. Везде колорит построен на сочетании черного цвета кожи или сукна и сверкающего блеска металла, обогащенном еще аппликацией из красного сукна. Эффектность красочных пятен достигнута предельно простыми средствами.
В общности декоративного убранства старинных предметов можно видеть традиционность приемов, сложившихся в конкретных жизненных условиях. Трудности сурового быта, зависимость от природы, вера в действенность талисманов и оберегов, каковыми и являлись поначалу резные бляхи из железа, олова и серебра,- все это прямо и косвенно отражено в перечисленных выше вещах. Этим определена и напряженность цветовой гаммы, ее лаконизм и художественная выразительность.
Соединение в едином комплексе шитья и кузнечных работ как главного элемента украшения составляет одну из отличительных особенностей бурятского декоративного искусства в прошлом.
Вместе с тем различные виды прикладного искусства развиваются самостоятельно.
С давних времен женщины шили и вышивали, выделывали кожи, замшу, меха и овчины, катали войлок, отбеливали и украшали его узором. Из войлока делались покрытия для юрт, подстилки и одеяла; хорошо отделанные войлоки придавали нарядность внешнему и внутреннему убранству жилища. В нижней части юрты края войлочных покрытий окаймлялись сплетенными красиво волосяными шнурками и особой полосой».
В западных районах Бурятии были распространены ковры из бараньих и козьих лапок, обшитые полосой красного сукна и украшенные раковинами и узорами. Там же на довольно примитивных станках ткались волосяные ковры — тары, в которых чередование темных и светлых полос и квадратов подчинено технике их изготовления.
Аналогичный орнамент получался при вязании шерстяных чулок. Черно-белые геометрические фигуры расположены в различных комбинациях, чаще всего в шахматном порядке, составляя иногда довольно сложные узоры, напоминающие птиц с распростертыми крыльями и т. д. В целом шитые, тканые и вязаные изделия бурятских мастериц производят впечатление гармонического равновесия четких и простых линий, мягких сочетаний оттенков естественной окраски материалов.
Следуя выработавшейся испокон веков традиции, женщины шили простые и удобные одежды типа халатов, с широким запахом левой полы, лаконично и эффектно оформляя их декоративными полосами по подолу, рукавам и на груди в мужской одежде, рядами орнаментальной отделки в частях кроя — в женской. Аппликация из ярких тканей и разноцветной тесьмы контрастна по отношению к основному тону халата и часто дополнена бархатом и меховой опушкой.
В сочетании меха с узорчатой парчой, блестящим шелком и глухим цветом черного и синего бархата заложено своеобразие декора национального костюма: то сдержанно сурового, строгого, то праздничного, нарядного.
От других изделий из мягких материалов одежда отличается более богатой отделкой и орнаментацией, сложным сочетанием различных по рисунку и фактуре тканей, завозимых в Бурятию в обмен на пушнину и скот из России и зарубежных стран Азии.
При всем этом национальный костюм сохраняет четкость конструктивных членений; в нем подчеркнуты именно те детали, которые придают ему большую прочность и которые практически необходимы, целесообразны. Так, например, все швы тщательно заделываются, прикрываются аппликацией, простроченной плотными рядами стежков. Такие швы никогда не расползались, а их отделка приобретала декоративную узорчатость.
В западных районах Бурятии, где одежда дольше оставалась монохромной, в XVIII-XIX веках широкое распространение получила вышивка унтов и рукавиц. На черном фоне бархата, плиса и сукна контрастно выделяются алые, оранжевые и малиновые нитки тамбурного и стебельчатого швов, в очертаниях которых встречаются традиционные мотивы узоров: например, бесконечные вариации «бараньих рогов», цветочные розетки, иногда прерывистые сцепления линий напоминают звериную голову в фас. Орнаменты большей частью симметричны и как бы замкнуты. Занимая на поверхности предмета центральное положение, они словно представляют собой условный знак, своего рода формулу, в которой можно уловить отзвук древних охотничьих верований.
Первоначальный смысл, когда-то вложенный в рисунок, постепенно утратился, и в позднейших образцах вышивок появились цветочно-растительные узоры в виде побегов с листьями и простые комбинации линий, ничего собой не означающие.
Изготовление многих бытовых предметов было связано с обработкой дерева.
Например, изготовление лука при всей простоте его конструкций требовало большого умения в подборе нужного материала, соответствующей обработки его, чтобы полученная дуга была одновременно прочной и гибкой, упругой. Без специальных знаний невозможно было сделать и хороший чубук для курительной трубки, и ножны для ножа, и луки для седел, и другие предметы.
Употреблявшаяся в кочевом быту мебель малогабаритна. Основную часть ее составляют продолговатые ящики, в которых хранились вещи, одежда, продукты и которые могли служить сидением или лежанкой.
Лицевая сторона ящиков орнаментирована. Ритмически повторяющийся ряд полосок окаймляет прямоугольник, разделенный на несколько одинаковых участков. В центре каждого из них расположены квадраты, круги, иногда солнечные розетки с волнистыми лучиками и различные комбинации «бараньих рогов». Эти довольно архаические рисунки, примитивно исполненные красной или черной краской, по-своему выразительны.
Характерно, что позднее, когда раскраска ящиков и сундуков стала более насыщенной и разнообразной по колориту и орнаментации, в ней по-прежнему преобладает темно-красный цвет.
Посуда и утварь, сделанные руками народных умельцев, пластичны, удобны для пользования, соразмерны с интерьером жилища. Естественный цвет некрашеной древесины принимает различные оттенки в зависимости от времени изготовления, особенностей применения той или иной вещи.
Округлую обтекаемую форму имеют чашки типа пиал, которые в старину носили за пазухой халатов. В текстуре дерева хорошо выявлен узор изгибающихся волокон. Разнообразную профилировку имеют ступки для толчения чая. Толстостенные сосуды на высокой подставке обработаны крупным рельефным узором.
Из дерева делались и игрушки. Предназначенные для развлечений и забав, они в то же время воплотили в себе многие характерные черты художественного мышления бурят. Не случаен выбор сюжетов: это преимущественно дикие и домашние животные. Глубокая жизненная обусловленность образов определила их сугубо реалистическую трактовку. Даже вырезанные из плоской дощечки верблюды, несколько грубоватые и схематичные, имеют точно найденный силуэт.
В объемной круглой скульптуре поражает не только знание анатомии различных животных, но и удивительное чутье в проработке формы, безошибочное чувство материала, та мера обобщения и типизации, которая сообщает многим произведениям подлинную художественную ценность.
Эти же качества отличают и шахматные фигуры, выполненные, как правило, в более резкой, гротескной манере. Угловатые срезы объектов удобны для передвигания фигур во время игры.
Художественный металл — наиболее развитый вид бурятского декоративного искусства. Местные кузнецы пользовались у населения особым почетом и уважением. Секреты ремесла передавались по наследству из поколения в поколение.
История зарождения художественной обработки металлов уходит в глубокую древность. Об этом свидетельствуют мифы о происхождении кузнецов от «9 небесных братьев» во главе с главным кузнецом Божинтоем, якобы спустившихся на землю в давние времена и научивших людей кузнечному делу. Все кузнечные инструменты, по народным поверьям, имели своих духов-покровителей, поэтому всякое обращение с ними носило характер священнодействия. Для непосвященных работа кузнецов была таинством, почти колдовством.
Все наиболее важные предметы охотничьего быта, орудия производства, детали конской упряжи, воинские доспехи проходили через руки кузнецов, которые скрепляли их пластинками из металла, придавали им нужную форму, применяя при этом различную технику: насечку, гравировку, чернь, инкрустацию цветными камнями, серебрение.
В местах захоронения шаманов встречаются своеобразные украшения из кованого железа в виде схематических изображений человека, коня и птицы, плоские и конусообразные пластинки, цепочки из звеньев, соединенных колечками, миниатюрные изображения различных предметов (например, стрелы лука, ложки). Одни из них подвешивались к шаманскому головному убору, представляющему собой корону с винтообразными рогами на макушке, другие — к одежде, третьи — к бубну.
Многим женским украшениям в старину придавалось магическое значение. В дальнейшем они играли определенную роль в церемониях свадебного обряда. Так, невеста надевала широкое матерчатое ожерелье, покрытое несколькими рядами серебряных блях, так называемые венцы невесты; в церемонии приема невесты в род большое значение придавалось нагрудному украшению — холопши, представлявшему собой крестообразную бляху довольно крупной величины. Пластинку стреловидной формы молодые женщины носили на темени до рождения первого ребенка.
Металлические нашивки на поясе и вдоль бортиков украшали и женский дэгэлэй.
Посеребренные диски разной величины обильно украшают предметы свадебного ритуала: стрелохранилища, подушки-дэрэ, колчаны, налучники, праздничное снаряжение коня невесты и других участников свадьбы. Круглые бляхи — символические изображения солнца, луны и звезд, по древнебурятским представлениям, должны были содействовать счастью и благополучию семейной жизни.
В некоторых украшениях встречаются пластинки ромбовидной и конической форм, часто напоминающие наконечники стрелы или копья. Происхождение этого орнамента и его распространенность также связаны с древними воззрениями бурят.
Не все мотивы орнамента сохраняют первоначальный смысл, многие узоры и их комбинации возникают в результате художественно-эстетического развития народа, использующего в своем творчестве декоративные качества поделочных материалов: серебра и золота, полудрагоценных камней, стекла и пластмассы.
Мастерство народных умельцев проявляется не только в обработке тех или иных материалов, но и в умении их комбинировать, создавать логическую и законченную композицию вещи, исходя из ее назначения. Так, например, в украшении старинного колчана серебром соотношение отдельных частей строго рассчитано, подчинено форме и силуэту предмета. В конской сбруе на кожаных ремнях ритмически чередуются гладкие металлические пластинки, только слегка тронутые насечкой или чернением, а полусферическая шишечка, прикрывающая сверху заклепку к ремню, выполняет и функцию декора.
Русские и европейские ученые XVII и XVIII столетий высоко оценивали работу бурятских ювелиров, сравнивая ее с изделиями дамасских мастеров, отмечая художественные достоинства и изящество отделки ножей, огнив и трубок. В своих трудах они оставили и некоторые сведения о технологии бурятского художественного металла. По свидетельству И. Г. Георги, из серебра вырезали птиц, зверей, цветы и другие изображения, которые затем особым образом насекались на железо и сваривались с ним (См.: И. Г. Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, ч. III-IV, стр. 38-39).
Насечка серебром, а также оловом и медью по железу относится к древним способам обработки металла, так же как и чернь, гравировка и инкрустация цветными камнями. Позже появились чеканные и филигранные украшения, занявшие в XIX веке главное место в работе бурятских мастеров.
Изобразительное искусство эвенков, зародившееся в глубокой древности на основе их общественно-трудовой деятельности, в специфических формах отражает познание окружающей действительности. Еще в далеком прошлом каждая эвенкийская семья умела украшать различные предметы бытового назначения. Существовало характерное для родового строя разделение труда между мужчиной и женщиной. Украшением предметов бытового назначения из кожи, меха и материи занимались женщины, а тиснением и вырезанием на дереве, кости, бересте, а также художественным оформлением металлических предметов — мужчины. Отдельных мастеров-умельцев, которые занимались исключительно производством предметов декоративного назначения, среди эвенков севера Бурятии было немного. Они пользовались большим почетом и уважением среди сородичей.
Рисунки зооморфных фигур и символические знаки на шаманских атрибутах, дававшие превратные представления об окружающей действительности, не имели ничего общего с подлинным бытовым искусством эвенков, которое отражало их духовную культуру и удовлетворяло эстетические потребности народа. Оно раскрывало в реалистических образах мир животных в тайге, отражало народные знания, чувства и мысли. «В изобразительном искусстве эвенков проявилась их исключительная зрительная память, наблюдательность, способность охватить наиболее характерное и передать его…»( Г. М. Василевич . Эвенки. М., изд-во Наука, 1969, стр. 203).
Эвенки создали замечательный по красочности орнамент, украшающий посуду, одежду, утварь и иные предметы. Общение с другими народами благоприятно сказалось на развитии их изобразительного искусства. Цветные нитки, сукна и бисер широко использовались при изготовлении орнаментов и рисунков.
Многие ученые, побывавшие у эвенков, отмечали их высокое мастерство в изготовлении предметов декоративного назначения.
Эвенкийский орнамент отражает типичные в тот или иной период художественные вкусы народа. Он не остается неизменным, хотя основные его компоненты длительное время сохраняются: одни черты утрачиваются, другие — приобретаются, в зависимости от исторических условий.
Орнамент эвенков, присущий всем их группам, представляет собой своеобразную форму сочетания геометрических фигур. Он прост по форме и состоит главным образом из чередующихся полос и квадратов, прямоугольников и кругов. В орнаменте эвенков редко встречаются растительные и зооморфные, а также волнообразные, меандровые украшения, широко распространенные в орнаменте соседних народов. Орнамент на предметах как утилитарного, так и художественного назначения (шкатулках — авсак, сумах — пота, одежде, обуви, берестяной посуде, ковриках — кумаланах, оленьих седлах) наносится на поверхность предмета посредством резьбы на дереве и кости, тиснением — на бересте, вышиванием аппликацией — на коже. Наибольший интерес из художественных изделий эвенков представляют ковры — кумаланы, изготовленные из шкур оленя, изюбря, косули, тюленя (нерпы) и других животных. При изготовлении таких ковров подбираются шкуры с различным цветом меха. Ковры имеют различную величину и разнообразную форму — круглую, прямоугольную или овальную.
Ковры всех форм и размеров используются в жилых помещениях как половики или как украшения стен.
Цветовая гамма меховых ковров основана на чередовании темных и светлых тонов. Края круглого коврика всегда опушиваются мехом белого цвета (из шкур козы или белого оленя), который никогда не подрезается.
Довольно сложны по технике выполнения круглые коврики. Края их обычно, кроме белой меховой опушки, состоят из довольно сложных комбинаций полос черного и белого цветов. Внешнее опушение осложняется темными пятнами и зигзагами, образовавшимися при стрижке меха.
Центр коврика представляет собой комбинацию мелких квадратов и полос, выполненную с большой аккуратностью и точностью. В коврах круглой формы элементы композиции размещаются концентрически. При этом в качестве узора встречается непрерывный зигзаг, и все элементы распределяются на равном расстоянии от центра круга. Сама по себе композиция проста, но очень выразительна.
Ковры продолговатой формы для вьюка сшиваются из цельных шкур домашнего оленя или диких животных. Края такого ковра обычно обрамляются полосой из чередующихся черных и белых кусочков меха и опушиваются бахромой из светлых меховых полос. По середине ковра вогнутые стороны соединяет орнаментированная полоса из различных по величине белых и темных полос и квадратов. Некоторые ковры такой же формы не имеют кругового обрамления. Такие ковры, предназначенные под вьюк, имеют большее распространение среди эвенков Баунтовского аймака.
Ковры прямоугольной формы обычно имеют большие размеры, чем ковры других форм, и изготовляются из более однородного материала: лап косуль одного времени года, шкур молодого изюбря и белок. Такие ковры украшаются чаще всего только по краям обычной орнаментацией эвенков — прямоугольными кусочками различного размера. При этом опушение выполнялось как из белого, так и из темного меха.
Коврики из лап косуль и белок изготовляются из отдельных частей, подобранных по цвету, величине шкуры и длине меха. Края ковриков обязательно обрамляются.
На берестяных сосудах — туесах и шкатулках — авсак реалистические изображения почти отсутствуют. Берестяные коробки с закругленными боковыми гранями встречаются в основном среди северобайкальских эвенков. Служат они для хранения мелких предметов. Крышка и дно таких коробок-шкатулок обшиваются темной материей, и рисунок на крышке, как правило, не делается. Боковые стенки их украшаются продольными цветными полосами. Кроме цветных матерчатых полос, коробки-шкатулки украшаются бисером разных размеров и цветов. Крышка окаймляется цветным материалом. У основания шкатулка опушивается темным или белым мехом. Берестяные коробки-шкатулки цилиндрической и усеченноконусообразной форм дополнительно украшаются кистями из кожаных ремешков. Композиция украшений коробок-шкатулок в основном очень проста: состоит из сочетания различных цветовых полос, разноцветных бисерных нитей и меховой опушки.
На берестяные сосуды украшения наносятся тиснением и вырезанием. У коробок овальной формы и у больших по размеру шкатулок украшаются только крышки. Техника украшения более сложная: выкраивается такой же овальной формы, как и крышка, но меньший по размеру кусок бересты и кусок красной или черной материи. При этом края бересты вырезаются зигзагообразно, внутри наносятся фигуры круглой или ромбической формы. Приготовленная таким образом береста и материя накладываются на поверхность крышки и обшиваются цветными нитками, цветная материя при этом способствует более отчетливому выделению фигур на бересте.
Вьючные сумы, в которых хранятся имущество и продукты эвенков при переездах, украшаются типичным орнаментом из различного материала: кожи, меха, цветной материи и бисера. Боковые стенки всегда украшаются орнаментированной рамкой, внутри которой мех обязательно имеет другую расцветку.
Отделка обуви — лугду более простая, чем на коврах: используется только мозаика из черных и белых квадратов и полос из цветного материала и меха.
Типичные украшения из полос различных шелковых и хлопчатобумажных тканей, из бисерных нитей, различных по цвету и размеру, были обычно на летней женской одежде — халате и мужском нагруднике.
Орнамент и украшения (символы, рисунки) на луку оленьего седла наносятся резьбой. Все компоненты орнамента — прямые полосы и зигзаги — имеют выпуклую форму. Выполняются они тщательно, с соблюдением строгой симметрии. Если провести условную прямую посередине лука сверху вниз, то она разделит весь рисунок на две симметричные половины. На передней луке оленьего седла вырезаются силуэтные фигуры оленей и собак с соблюдением пропорции. Подчеркиваются основные типичные детали: излом линии спины, посадка головы и ее соотношение к туловищу, округлость крупа. На луках некоторые рисунки раскрашиваются в разный цвет масляными или акварельными красками.
Скульптура у эвенков в основном имеет религиозное назначение. При изготовлении скульптурных изображений людей и животных эвенки часто использовали дерево, значительно реже — кожу, бересту и металл, причем последний только для шаманских атрибутов. Следует заметить, что произведения деревянной и металлической скульптуры отличались несовершенством форм. Производством таких фигур (людей или животных) занимались по заказу шаманов только мужчины.
Эвенкийское народное искусство, при всей его кажущейся простоте, отражало восприятие природы народом, чья жизнь протекала в постоянных блужданиях по тайге.