Керамика и другие ремесла
Художественное творчество, помимо архитектуры, сосредоточивалось на оформлении предметов быта. В условиях роста городской жизни и торговли ремесленная художественная промышленность получает значительный импульс для развития.
Из исторических источников мы знаем, что в IX-X вв. мервские шелковые ткани широко распространялись по всему Востоку, бухарский текстиль вывозился даже в Сирию и Византию. Пользовались известностью гончарные изделия ряда городов. Производились ковры, бронзовые украшения, предметы из кожи, оружие и много других ремесленных изделий, несомненно имевших художественное значение. Однако из перечисленных видов художественного ремесла по вещественным памятникам мы пока можем получить более или менее полное представление только о художественной керамике.
Глиняная посуда Средней Азии домонгольского периода представлена в наших музеях довольно большим числом образцов. В музейных коллекциях имеется как неглазурованная, покрытая рельефным узором керамика, так и расписная, глазурованная. Последняя, по-видимому, уже в первые века после арабского завоевания получила широкое распространение в Средней Азии. На неглазурованной керамике узор исполнялся высоким лепным рельефом, а также при помощи штампа или путем прочерчивания рисунка на поверхности сосуда (илл. 26). На глазурованной посуде роспись делалась обычно подглазурная.
Среднеазиатская керамика раннемусульманского периода представляет интересную и вполне самостоятельную «школу» древнего керамического искусства, выросшую на специфической местной основе. Домонгольская керамика Средней Азии, по сравнению с иранской глиняной посудой XII-XIII вв., кажется несколько грубоватой, но по законченности и своеобразию узоров, силе рисунка росписей и качеству глазури представляет большой художественный интерес.
К сожалению, археологическая наука только сейчас начинает устанавливать хронологическую последовательность различных типов среднеазиатской керамики, и пока нам приходится говорить о керамических изделиях домонгольского периода в целом. Глиняная посуда этого времени разнообразна по формам: блюда, чашки, кувшины различных фасонов. Среди всех этих керамических изделий видное место занимают расписные глазурованные блюда и плоские чаши.
Глиняная художественная посуда раннеисламского периода найдена в различных районах Средней Азии. Особенно много ее обнаружено при раскопках на городище Афрасиаба. Интересные находки сделаны в Мерве, Термезе, Узгене и в других местах древних поселений. Украшения и росписи керамики имеют свои местные особенности, отличающие, например, произведения термезских ремесленников от керамических изделий Афрасиаба, но тем не менее они объединяются общими стилистическими чертами.
Наиболее полную из опубликованных в печати типологическую классификацию домонгольской глазурованной керамики Средней Азии дал В.Л. Вяткин на материалах афрасиабских находок. По характеру поливы и орнаменту он делит глазурованную посуду на три группы: «Наиболее интересною по формам, разнообразию художественного орнамента и высокой технике является многокрасочная посуда с белым или цветным фоном, легкая по черепку. Вторую группу составляет посуда с зеленой медной глазурью внутри и снаружи, чаще только внутри на чашках и тарелках и только снаружи на корчажках и мисках, часто с желтыми расплывчатыми пятнами, а чашки и тарелки с линейным черным орнаментом… Третья группа представляется тяжеловесною, приготовленною из более грубой серой массы с значительной примесью песка посудой с светло-серой матовой поливой и всегда с голубым и зеленовато-голубым расплывчатым орнаментом, иногда с черными линиями контуров» (В.Л. Вяткин Афрасиаб — городище былого Самарканда. Ташкент, стр. 47).
В стилистическом отношении домонгольская керамика Средней Азии в целом соответствует тому характеру раннемусульманского феодального искусства, о котором мы говорили выше при рассмотрении архитектуры и архитектурной декорации. В украшении посуды широкое применение находят религиозно-посвятительные надписи и отвлеченный геометризованный орнамент. Иногда сосуд декорирован только надписью, расположенной по краю блюда или по его диаметру (илл. 27, 1). Иногда пространство вокруг букв надписи заполнено орнаментальными мотивами (илл. 27, 2 и 3).
Как в этих случаях, так и тогда, когда поверхность блюд покрыта узором без надписей, орнамент обычно представляет симметричную композицию из геометрических и стилизованных растительных мотивов (илл. 27, 5 и 6). В композиции узора на многих чашках большую роль играют разнообразные крупные геометрические розетки, звезды и другие более или менее сложные фигуры, контур которых образуется плетением широкой ленты (илл. 27, 7 и 8).
В отношении колорита среднеазиатская глазурованная керамика представляет довольно большое разнообразие. Одной из преобладающих групп является посуда с желтовато-белым фоном и узором, исполненным черным и красно-коричневым цветом. Очень распространен также интенсивный красно-коричневый фон с белым, зеленым и черным рисунками. Реже встречаются экземпляры с черным или зеленовато-оливковым фоном. Надписи обычно исполнены черным или темно-коричневым по желтовато-белому фону. Зеленые, желтые или белые буквы на цветном фоне (черном, коричневом) довольно редки. В расцветке большей части домонгольской керамики характерна четкая локализация каждого тона. Нет расплывчатых, постепенно переходящих в другие оттенки цветов. Исключение представляет только группа (вторая по классификации Вяткина) с зелено-желтой глазурью, образующей на поверхности сосуда расплывчатые пятна. Некоторые исследователи относят эту посуду к VIII-IX вв. и указывают на ее связь с китайской керамикой эпохи Тан.
Возвращаясь к сюжетам керамических росписей, надо указать, что наряду с надписями и орнаментами, показывающими общность этого искусства с мотивами архитектурной декорации официальных зданий эпохи, в украшении сосудов домонгольского периода есть мотивы, стоящие в противоречии с исламскими установками на отвлеченный характер изобразительного творчества. Это, в первую очередь, изображения живых существ: птиц, лошадей и других животных — реальных и фантастических (илл. 27, 4). Некоторые из сосудов с подобными изображениями, как отмечалось в первой главе, возможно, относятся еще к домусульманскому периоду.
Фигуры зверей часто переданы довольно правдоподобно. В штампованных украшениях неглазурованной керамики есть изображения слона, дикобраза, льва, лани и других животных (илл. 28). Подобные мотивы встречаются и в росписях глазурованной посуды. Очень интересны, например, фрагменты блюд в Самаркандском музее с изображением козла и прыгающего барса.
В.Н. Чепелев в статье «О народной линии в искусстве феодального’ Востока» связывает мотивы животного цикла в керамических изображениях с древними традициями еще родового строя, в условиях которого существовала, связанная с тотемизмом, правдоподобная передача образа животных. По мнению автора, несмотря на «геральдизацию» этих мотивов в духе сасанидского искусства, что являлось их доисламской феодальной переработкой, традиции изображения животных «на основе примитивно-непосредственного наблюдения, не заслоненного поздней феодальной стилизацией», находят проявление и в керамических росписях мусульманского времени. Эти мотивы уже лишены в этот период прежнего тотемного смысла. В этих правдоподобно данных образах животных В.Н. Чепелев видит одно из проявлений народной линии в искусстве. Но не только в изображениях живых существ, но и в области орнамента надо видеть народную основу искусства среднеазиатских народов, с глубокой древности проявлявших любовь к узорному красочному оформлению своего быта.
[…]