Искусство Средней Азии VIII-XII вв.

Керамика и другие ремесла

Художественное творчество, помимо архитектуры, сосредоточивалось на оформлении предметов быта. В условиях роста городской жизни и торговли ремесленная художественная промышленность получает значительный импульс для развития.
Из исторических источников мы знаем, что в IX-X вв. мервские шелковые ткани широко распространялись по всему Востоку, бухарский текстиль вывозился даже в Сирию и Византию. Пользовались известностью гончарные изделия ряда городов. Производились ковры, бронзовые украшения, предметы из кожи, оружие и много других ремесленных изделий, несомненно имевших художественное значение. Однако из перечисленных видов художественного ремесла по вещественным памятникам мы пока можем получить более или менее полное представление только о художественной керамике.
Глиняная посуда Средней Азии домонгольского периода представлена в наших музеях довольно большим числом образцов. В музейных коллекциях имеется как неглазурованная, покрытая рельефным узором керамика, так и расписная, глазурованная. Последняя, по-видимому, уже в первые века после арабского завоевания получила широкое распространение в Средней Азии. На неглазурованной керамике узор исполнялся высоким лепным рельефом, а также при помощи штампа или путем прочерчивания рисунка на поверхности сосуда (илл. 26). На глазурованной посуде роспись делалась обычно подглазурная.

Образцы среднеазиатской неглазурованной керамики домонгольского периода

илл. 26. Образцы среднеазиатской неглазурованной керамики домонгольского периода

Среднеазиатская керамика раннемусульманского периода представляет интересную и вполне самостоятельную «школу» древнего керамического искусства, выросшую на специфической местной основе. Домонгольская керамика Средней Азии, по сравнению с иранской глиняной посудой XII-XIII вв., кажется несколько грубоватой, но по законченности и своеобразию узоров, силе рисунка росписей и качеству глазури представляет большой художественный интерес.
К сожалению, археологическая наука только сейчас начинает устанавливать хронологическую последовательность различных типов среднеазиатской керамики, и пока нам приходится говорить о керамических изделиях домонгольского периода в целом. Глиняная посуда этого времени разнообразна по формам: блюда, чашки, кувшины различных фасонов. Среди всех этих керамических изделий видное место занимают расписные глазурованные блюда и плоские чаши.
Глиняная художественная посуда раннеисламского периода найдена в различных районах Средней Азии. Особенно много ее обнаружено при раскопках на городище Афрасиаба. Интересные находки сделаны в Мерве, Термезе, Узгене и в других местах древних поселений. Украшения и росписи керамики имеют свои местные особенности, отличающие, например, произведения термезских ремесленников от керамических изделий Афрасиаба, но тем не менее они объединяются общими стилистическими чертами.
Наиболее полную из опубликованных в печати типологическую классификацию домонгольской глазурованной керамики Средней Азии дал В.Л. Вяткин на материалах афрасиабских находок. По характеру поливы и орнаменту он делит глазурованную посуду на три группы: «Наиболее интересною по формам, разнообразию художественного орнамента и высокой технике является многокрасочная посуда с белым или цветным фоном, легкая по черепку. Вторую группу составляет посуда с зеленой медной глазурью внутри и снаружи, чаще только внутри на чашках и тарелках и только снаружи на корчажках и мисках, часто с желтыми расплывчатыми пятнами, а чашки и тарелки с линейным черным орнаментом… Третья группа представляется тяжеловесною, приготовленною из более грубой серой массы с значительной примесью песка посудой с светло-серой матовой поливой и всегда с голубым и зеленовато-голубым расплывчатым орнаментом, иногда с черными линиями контуров» (В.Л. Вяткин Афрасиаб — городище былого Самарканда. Ташкент, стр. 47).
В стилистическом отношении домонгольская керамика Средней Азии в целом соответствует тому характеру раннемусульманского феодального искусства, о котором мы говорили выше при рассмотрении архитектуры и архитектурной декорации. В украшении посуды широкое применение находят религиозно-посвятительные надписи и отвлеченный геометризованный орнамент. Иногда сосуд декорирован только надписью, расположенной по краю блюда или по его диаметру (илл. 27, 1). Иногда пространство вокруг букв надписи заполнено орнаментальными мотивами (илл. 27, 2 и 3).

Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные надписями

илл. 27 (1, 2). Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные надписями

Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. 3 - Блюдо, украшенное надписью и орнаментом; 4 - Блюдо с изображением птицы и кипариса

илл. 27 (3, 4). Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. 3 — Блюдо, украшенное надписью и орнаментом; 4 — Блюдо с изображением птицы и кипариса

Как в этих случаях, так и тогда, когда поверхность блюд покрыта узором без надписей, орнамент обычно представляет симметричную композицию из геометрических и стилизованных растительных мотивов (илл. 27, 5 и 6). В композиции узора на многих чашках большую роль играют разнообразные крупные геометрические розетки, звезды и другие более или менее сложные фигуры, контур которых образуется плетением широкой ленты (илл. 27, 7 и 8).

Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные геометризованным орнаментом

илл. 27 (5, 6). Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные геометризованным орнаментом

Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные геометризованным орнаментом

илл. 27 (7, 8). Глиняные расписные блюда IX-XII вв., найденные на Афрасиабе. Блюда, украшенные геометризованным орнаментом

В отношении колорита среднеазиатская глазурованная керамика представляет довольно большое разнообразие. Одной из преобладающих групп является посуда с желтовато-белым фоном и узором, исполненным черным и красно-коричневым цветом. Очень распространен также интенсивный красно-коричневый фон с белым, зеленым и черным рисунками. Реже встречаются экземпляры с черным или зеленовато-оливковым фоном. Надписи обычно исполнены черным или темно-коричневым по желтовато-белому фону. Зеленые, желтые или белые буквы на цветном фоне (черном, коричневом) довольно редки. В расцветке большей части домонгольской керамики характерна четкая локализация каждого тона. Нет расплывчатых, постепенно переходящих в другие оттенки цветов. Исключение представляет только группа (вторая по классификации Вяткина) с зелено-желтой глазурью, образующей на поверхности сосуда расплывчатые пятна. Некоторые исследователи относят эту посуду к VIII-IX вв. и указывают на ее связь с китайской керамикой эпохи Тан.
Возвращаясь к сюжетам керамических росписей, надо указать, что наряду с надписями и орнаментами, показывающими общность этого искусства с мотивами архитектурной декорации официальных зданий эпохи, в украшении сосудов домонгольского периода есть мотивы, стоящие в противоречии с исламскими установками на отвлеченный характер изобразительного творчества. Это, в первую очередь, изображения живых существ: птиц, лошадей и других животных — реальных и фантастических (илл. 27, 4). Некоторые из сосудов с подобными изображениями, как отмечалось в первой главе, возможно, относятся еще к домусульманскому периоду.
Фигуры зверей часто переданы довольно правдоподобно. В штампованных украшениях неглазурованной керамики есть изображения слона, дикобраза, льва, лани и других животных (илл. 28). Подобные мотивы встречаются и в росписях глазурованной посуды. Очень интересны, например, фрагменты блюд в Самаркандском музее с изображением козла и прыгающего барса.

Изображения животных и птиц на неглазурованных сосудах. IX-XII вв.

илл. 28. Изображения животных и птиц на неглазурованных сосудах. IX-XII вв.

В.Н. Чепелев в статье «О народной линии в искусстве феодального’ Востока» связывает мотивы животного цикла в керамических изображениях с древними традициями еще родового строя, в условиях которого существовала, связанная с тотемизмом, правдоподобная передача образа животных. По мнению автора, несмотря на «геральдизацию» этих мотивов в духе сасанидского искусства, что являлось их доисламской феодальной переработкой, традиции изображения животных «на основе примитивно-непосредственного наблюдения, не заслоненного поздней феодальной стилизацией», находят проявление и в керамических росписях мусульманского времени. Эти мотивы уже лишены в этот период прежнего тотемного смысла. В этих правдоподобно данных образах животных В.Н. Чепелев видит одно из проявлений народной линии в искусстве. Но не только в изображениях живых существ, но и в области орнамента надо видеть народную основу искусства среднеазиатских народов, с глубокой древности проявлявших любовь к узорному красочному оформлению своего быта.
[…]