XIV в.
Среди памятников Хорезма из числа украшенных изразцами есть один, точно датированный надписью, — это мазар Кубра, построенный при Кутлуг-Тимуре (1321-1336 гг.), да, кроме того, о нем упоминает Ибн-Батута, так что в 1333 г., когда Ибн-Батута посетил Хорезм, этот мазар уже существовал.
Стоит разобраться в характере изразцовой декорации этого памятника 20-30-х годов XIV в. Здесь мы находим применение поливных рельефных изразцов и майолики. От украшений на фасаде сохранилось немногое. По карнизу стены пиштака идут в три ряда сталактиты в чередовании расписных изразцов (майолики) и резных неполивных терракотовых плит. С трех сторон портал обрамлен арабской надписью, выполненной по синему фону белыми буквами, от которых только в верхней части сохранилось несколько кусков. Полностью дошла идущая ниже арабская надпись, из которой видно, что здание построено над могилой шейха Наджм-ад-дин-Кубра при правителе Кутлуг-Тимуре (А. Якубовский, Развалины Ургенча, стр. 60). На портале еще сохранилась частично облицовка тимпанов над стрельчатой аркой, выложенных шестиугольными майоликовыми расписными плитками. Богато украшена стена под входной аркой, где находится и дверь в мавзолей. Надпись идет сверху и по бокам двери оканчивается внизу с каждой стороны чрезвычайно пышно орнаментированными майоликовыми плитами. Композиция составлена из цветов и листьев. Верх стрельчатой арки выложен шестиугольными расписными плитками, образующими вместе очень тонкую и художественно-выраженную композицию из растительного орнамента. На внутренней части арки и на щековых стенах — фрагменты композиций; преобладает геометрический орнамент в раме с мотивом сложно разработанного побега. Внутри мавзолея находится надгробие и столб, покрытые майоликой. Эта майолика как раз того типа, который встречается в самаркандских памятниках лишь один раз (на стенке полуразрушенного мавзолея в средней группе мавзолеев Шах-и-Зинда) и который Дудин называет третьим типом майолики; она создалась, по нашему мнению, в результате подражания Хорезму, а может быть, это даже просто работа хорезмийских мастеров. Известно, что в 1379 г. н. э. Тимур вывез из разграбленного им Ургенча в Шахрисябсе все культурные силы, в том числе художников и ремесленников, известно, что хорезмийские мастера построили Ак-Сарай в Шахрисябсе. Такие мастера могли работать в эту эпоху или в более раннее время и в самаркандском Шах-и-Зинда над упомянутым мавзолеем.
По полному тождеству майолики надгробия мавзолея Кубра и надгробий в Мазлум-Сулу мы считаем необходимым датировать последний также 20-30-ми годами XIV в. (изображения у А. Якубовского, Городище Миздакхан, стр. 573, рис. 12 и стр. 574, рис. 13). Оба «надгробия одной техники, — замечает А. Ю. Якубовский, — но разного орнамента и разных красок; надгробия эти, к сожалению, сильно попорчены, хотя по сохранившимся глазурям вполне возможно восстановить все бывшее богатое и многообразное их убранство». Восточное надгробие представляет собой обычный для Средней Азии тип суживающегося от основания к верхней своей части ступенчатого надгробия из трех частей. Основной тон надгробия синий, с белым растительным орнаментом; по синему же фону в белых буквах выполнены персидские надписи; эффектно расписаны тонкой кистью большие розетки. Здесь синий, белый, черный и красный цвета сочетаются с хорошо сохранившимся местами золотом. Северное надгробие, сильнее пострадавшее, по размерам и форме такое же, как и восточное; красками и их распределением оно еще богаче и многообразнее. Элементы растительного орнамента те же, но вся композиция иная. От одного из этих надгробий фрагменты майолики находятся в Ташкентском музее. Эти фрагменты — с надглазурной росписью: сине-фиолетовый фон, белые обведенные кпрпично-красным тоном буквы, иногда вместо белого цвета — ярко-зеленый (на месте встречается и ярко-желтый).
Хорезмийским памятником, украшенным глазурью, является Шейх-Шереф (начало XIV в.). Купол у него облицован изразцами бирюзового цвета. По верху цилиндрической части здания сохранились остатки пояса бирюзовой надписи. В этом памятнике в нише входного портала среди сталактитов из терракотового кирпича мы находим наиболее раннее в Туркестане применение мозаик, правда, очень грубой выделки (тона: сине-лиловый, голубой и желтый) и в простейшем сочетании прямоугольных форм (главным образом треугольников).
В других частях Средней Азии мозаика появляется значительно позднее: в Самарканде, Шахрисябсе, г. Туркестане — с 80-х годов XIV в.
В мавзолее Тюрабек-Ханым, который Якубовский относит к 30-м годам XIV в., мы находим и майолику в очень развитой форме. Есть мозаики с тончайшим растительным орнаментом, есть и такие (в куполе), в которых основная композиция образована плетением орнаментальных лент; но применены также и растительные мотивы. Купол — это одно из прекраснейших произведений мозаичного искусства в Средней Азии. Характерно здесь применение красного цвета в виде поливы (что не встречается в самаркандских памятниках) и обильной высококачественной позолоты (воспр. у А. Ю. Якубовского, Развалины Ургенча).
Мы можем согласиться с мнением А. Ю. Якубовского («Развалины Ургенча», стр. 58), что в Ургенче, в противоположность другим районам Средней Азии, мастера в орнаментном убранстве наружных и внутренних частей зданий (за исключением купола) скупо вводили изразец и не перегружали зданий сплошной изразцовой декорацией.
В других частях Средней Азии XIV век дает картину яркого расцвета декорации этой техники. В дотимуровскую эпоху мы встречаем поливной кирпич, расписную майолику, рельефные поливные изразцы; мозаика же появляется лишь в тимуровскую эпоху.